на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Стандатризация программных средств
p align="left">В соответствии с положениями этого закона соб-ственник информационных ресурсов, содержащих госу-дарственную тайну, вправе распоряжаться этой соб-ственностью только с разрешения соответствующих ор-ганов государственной власти.

Таким образом, законодательно определяется не-которая категория информации, которая требует опре-деленных ограничений в ее использовании, а сама ин-формация требует защиты.

Целями защиты информации упомянутый Закон определяет:

* предотвращение утечки, хищения, утраты, иска-жения, подделки информации;

* предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

* предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копи-рованию, блокированию информации;

* предотвращение других форм незаконного вме-шательства в информационные ресурсы и инфор-мационные системы, обеспечение правового режи-ма документированной информации как объекта собственности;

* защиту конституционных прав граждан на сохра-нение личной тайны и конфиденциальности персо-нальных данных, имеющихся в информационных системах;

* сохранение государственной тайны, конфиденци-альности документированной информации в соот-ветствии с законодательством;

* обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и приме-нении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Государство, владея информацией, представляющей национальное достояние или содержащей сведения огра-ниченного доступа, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, изыскивает спе-циальные меры, обеспечивающие контроль ее использова-ния и качества защиты. Одной из таких мер является сертификация средств защиты информации.

Необходимость сертификации средств защиты, применяемых при обработке информации, составляю-щей государственную тайну, закреплены в Законе Рос-сийской Федерации "О государственной тайне". Серти-фикации подлежат защищенные технические, программ-но-технические, программные средства, системы, сети вычислительной техники и связи, средства защиты и средства контроля эффективности защиты. Обязатель-ной сертификации подлежат средства, в том числе и ино-странного производства, предназначенные для обработ-ки информации с ограниченным доступом, и прежде все-го составляющей государственную тайну, а также ис-пользующиеся в управлении экологически опасными объектами, вооружением и военной техникой и средства их защиты. Наличие у владельца информационной си-стемы сертифицированных средств обработки информа-ции является гарантией надежности ее защиты и дает ему преимущества при осуществлении страхования.

Порядок сертификации средств защиты информа-ции в Российской Федерации и ее учреждениях за рубе-жом установлен Положением "О сертификации средств защиты информации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 го-да № 608 (текст этого Положения приводится во второй части книги). Это Положение определяет области дея-тельности и сферу компетенции различных государ-ственных органов при сертификации средств защиты информации. Основной объем работ по сертификации средств защиты информации в пределах Российской Фе-дерации возлагается на Гостехкомиссию России и Феде-ральное агентство правительственной связи и информа-ции (ФАПСИ). Координация работ по организации сертификации этой продукции возложена на Межве-домственную комиссию по защите государственной тайны.

Мы думаем, что на роли и общих задачах ФАПСИ здесь нет необходимости останавливаться подробно, по-скольку они, в допустимых пределах, достаточно широ-ко освещаются в печати. А вот название такого государ-ственного органа, как Гостехкомиссия России, некото-рым из наших читателей, возможно, незнакомо.

Государственная техническая комиссия при Пре-зиденте Российской Федерации (Гостехкомиссия Рос-сии) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координа-цию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты информации некриптографи-ческими методами.

Непосредственное подчинение Президенту Россий-ской Федерации обеспечивает независимость Гостехкомиссии России от региональных, ведомственных и кор-поративных влияний, гарантирует соответствие ее дея-тельности высшим государственным интересам. Гостех-комиссия России - коллегиальный орган. В ее состав входят министры, председатели государственных коми-тетов, первые заместители (заместители) этих руководи-телей. Решения Гостехкомиссии России являются обяза-тельными для исполнения всеми органами государствен-ного управления, предприятиями, организациями и уч-реждениями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые по роду своей деятельности обладают информацией, составляющей го-сударственную или служебную тайну.

Директивными документами, в частности уже упо-минавшимся Положением "О сертификации средств за-щиты информации" установлено, что:

В ведении Гостехкомиссии России нахо-дится сертификация программных и тех-нических средств защиты информации, не использующих методы криптографии (шифрования), а в ведении ФАПСИ - сертификация средств защиты информа-ции, использующих эти методы.

В соответствии с установленным распределением сфер деятельности Гостехкомиссии России и ФАПСИ в Российской Федерации созданы и функционируют две системы сертификации средств защиты инфор-мации:

* "Система сертификации средств защиты инфор-мации по требованиям безопасности информа-ции", разработанная Гостехкомиссией России и зарегистрированная Госстандартом за № РОСС RU.OOOI.OIBHOO;

* "Система сертификации средств криптографи-ческой защиты информации (СКЗИ)", разработан-ная ФАПСИ и зарегистрированная Госстандартом за № РОСС RU.OOO 1.030001.

Эти системы сертификации технических и про-граммных средств направлены на защиту интересов го-сударства и государственного информационного ресур-са, а также интересов и прав собственников и владельцев информации -- предпринимателей и граждан России, потребителей продукции и услуг от недобросовестной работы исполнителей.

Добровольная сертификация по функциональным параметрам

Добровольная сертификация применяется для средств информатизации, не подлежащих в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обя-зательной сертификации, и проводится по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации.

Добровольная сертификация проводится для удо-стоверения качества средств и систем информатизации с целью повышения их конкурентоспособности, расширения сферы использования и получения дополнительных эконо-мических преимуществ.

В общем случае упрощенную схему добровольной сертификации можно представить следующим образом. Необходимость добровольной сертификации обычно определяет разработчик или поставщик средств ин-форматизации, руководствуясь при этом указан-ными выше соображениями. Разработчик или постав-щик обращается в аккредитованный в установленном порядке сертификационный центр и финансирует проведение работ по сертификации. Совокупность и значения показателей качества, по которым проводит-ся сертификация, формируются совместно заявителем и сертификационным центром. При положительных ре-зультатах испытаний средств информатизации, пред-ставленных для сертификации, заявитель получает сер-тификат соответствия, который используется, например, для рекламы при взаимодействии с потенциальным пользователем или потребителем. Последние не имеют непосредственных контактов с сертифика-ционным центром. В случае выявления недостатков в сертифицированном изделии они обращаются не-посредственно к поставщику, который обязан обеспе-чить доработку и повторные сертификационные испы-тания.

В соответствии с действующим законодательством добровольная сертификация средств информатизации может проводиться как в уже упоминавшейся нами Си-стеме сертификации ГОСТ Р, так и в других системах сертификации, зарегистрированных Госстандартом Рос-сии в установленном порядке.

Основные принципы организации систем сертифи-кации средств информатизации и ведения процедуры сертификации мы рассмотрим в следующем разделе на примере Системы добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации "Росинфосерт", яв-ляющейся одним из важнейших инструментов проведе-ния единой государственной научно-технической поли-тики в сфере информатизации России.

Лекция 8. Лицензирование деятельности в сфере информатизации

Общие принципы организа-ции работ по лицензированию деятельности в сфере информатизации в Российской Федерации

Предметные области лицензи-руемой деятельности. Виды деятельности в области защиты информации, подлежащих лицензированию ФАПСИ. Лицензирование деятельно-сти по международному информационному обмену.

Предметные области лицензируемой деятельности

Мы уже отмечали выше, что в соответствии с при-нятой терминологией "информатизация" как предметная область представляет собой организационный социаль-но-экономический и научно-технический процесс созда-ния условий для удовлетворения информационных по-требностей, базирующийся на массовом применении но-вых информационных технологий. В интересах госу-дарства и граждан отдельные виды предприниматель-ской деятельности в области информатизации целесооб-разно ограничить, т. е. на определенных условиях ввести разрешительную систему (лицензирование).

Лицензирование должно ограничивать следующие виды деятельности:

* создание и применение информационных техно-логий, включая программы для ЭВМ и другие ком-поненты средств информатизации;

* формирование информационных ресурсов на основе использования современных информацион-ных технологий;

* оказание услуг по информационному обеспе-чению потребителей информационных ресурсов при соблюдении требований безопасности для го-сударства, организаций, граждан, необходимых для предотвращения и ликвидации техногенных, ин-формационных и экономических угроз и их послед-ствий в сфере информатизации.

За рубежом большое внимание уделяется вопросам защиты государственных информационных ресурсов, где обязательному лицензированию подлежат виды дея-тельности по защите информации и информационных ресурсов, организации доступа к базам данных и сетям передачи данных. Кроме того, лицензируется предостав-ление услуг в части использования программных про-дуктов.

Принятый в России Закон "О лицензировании от-дельных видов деятельности" не распространяется на отношения, возникающие в связи с использованием ре-зультатов интеллектуальной деятельности. Поэтому в настоящее время разрешительная система на определен-ных условиях для вышеперечисленных видов деятель-ности регламентируется законодательством, регули-рующим сертификацию, патентным законодательством, законами об авторском праве и смежных правах, а также законом, определяющим участие в международном ин-формационном обмене.

Проблема лицензирования отдельных элементов деятельности в сфере информатизации поставлена в Законе "Об информации, информатизации и защите инфор-мации":

* в п. 4 ст. 7 указано, что для решения проблемы качественного формирования государственных ин-формационных ресурсов необходимо разработать и внедрить в практику порядок лицензирования дея-тельности организаций, специализирующихся на формировании государственных информационных ресурсов на основе договоров с соответствующими органами власти;

* в п. 4 ст. 11 указано, что осуществление лицензи-онной деятельности в области работы с персональ-ными данными в связи с особенностями этой дея-тельности нуждается в дополнительном правовом регулировании;

* в п. 3 ст. 19 указано, что организации, выполняю-щие работы в области проектирования, производ-ства средств защиты информации и обработки пер-сональных данных, должны получать лицензию на этот вид деятельности.

Указанными статьями установлено, что порядок лицензирования определяется законодательством Рос-сийской Федерации.

В тех случаях, когда разрешение на использование технических решений (изобретений, ноу-хау) дается не государством, а коллективным или индивидуаль-ным субъектом - собственником или, по поручению последнего, владельцем технического решения, приме-няется такая юридическая форма, как лицензионный договор.

Рассмотрим специфику выделения трех вышепере-численных видов деятельности предметной области ин-форматизации, которая вызывает необходимость в ли-цензировании.

Лицензирование деятельности в области создания и применения информационных технологий

Для продукции серийного и массового производ-ства в области информатизации важное значение имеет Закон "О сертификации продукции и услуг". Он пред-усматривает лицензирование деятельности, связанной с маркированием продукции и услуг знаком соответствия этой продукции и услуг государственным стандартам. Этот Закон устанавливает обязательную регистрацию продукции и услуг в Государственном реестре продукции и услуг, а также обязанности Госстандарта России по установлению порядка лицензирования и ведения ука-занного Реестра.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.