на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Стандатризация программных средств
p align="left">Одним из действенных элементов практической реализации государственной политики информатизации средствами стандартизации по предотвращению про-никновения на российский рынок несовместимых ин-формационных технологий и обеспечения выхода России в мировое информационное пространство является соз-дание Государственного профиля взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС) в виде соответ-ствующего структурированного комплекса нормативных документов на основе базовых международных стандар-тов и международных стандартизованных профилей.

Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС, версии 1 и 2) был разработан Госкомсвязи России на основе анализа и систематизации более 500 базовых и функциональ-ных международных стандартов, "Правительствен-ных профилей взаимосвязи открытых систем" (GOSIP) различных стран и объединений, в первую очередь GOSIP США, с учетом особенностей состояния и по-требностей развития информатизации в Российской Федерации.

Объединенные в ГОСПРОФИЛЕ ВОС протоколы ВОС устраняют зависимость пользователей от отдель-ного поставщика при покупке новых сетевых изделий и услуг и содействуют взаимодействию в среде изделий раз-личных поставщиков.

Поскольку ГОСПРОФИЛЬ ВОС имеет дело с функциональными возможностями обмена данными, а не с конкретной конфигурацией, то на функциональные возможности ГОСПРОФИЛЯ ВОС не налагается ника-ких ограничений со стороны технических, программных средств или операционной системы. Это означает, что ГОСПРОФИЛЬ ВОС может быть применим ко всем ти-пам систем и во всех функциональных средах. Размеры системы не имеют значения для ГОСПРОФИЛЯ ВОС; не имеет значения также используемая коммуникационная среда.

ГОСПРОФИЛЬ ВОС обеспечивает две основные возможности.

Во-первых, он позволяет пользователям запраши-вать стандартные прикладные программы, функциони-рующие через стандартные сети.

Во-вторых, ГОСПРОФИЛЬ ВОС обеспечивает на-дежные услуги между оконечными пользователями, пользуясь которыми пользователи могут записать свои собственные прикладные программы.

Существенным фактором является то, что ГОС-ПРОФИЛЬ ВОС преднамеренно ориентирован на обес-печение общего набора функций, которые могут исполь-зоваться почти в любой системе. Стандартные сети мо-гут быть объединены для создания крупной, соответ-ствующей ГОСПРОФИЛЮ ВОС, интерсети. В целом, с учетом изложенного выше, ГОСПРОФИЛЬ ВОС в об-щем случае применим к любой среде обработки данных.

В целом можно сказать, что принятие ГОСПРО-ФИЛЯ ВОС будет означать, что пользователи получат более высокую степень контроля над долгосрочным планированием. Прогнозы по стоимости и ресурсам на будущее могут быть даны с большой достоверностью. Это может повысить общую эффективность работы пользователей госструктур и крупных объединений, даст им возможность в большей степени сосредоточиться на приоритетах долгосрочных программ по информатиза-ции.

Лекция 7. Сертификация средств информатизации в Российской Федерации. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Основные понятия и термины в области сертификации

В первой главе было дано определение собственно понятию сертификация и понятию сертификат соот-ветствия. Ниже приводятся еще несколько терминов, знание которых необходимо для понимания сущности процедуры сертификации.

Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.

Орган по сертификации - орган, проводящий сер-тификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению дру-гими органами.

Испытательная лаборатория - лаборатория (центр), который проводит испытания в процессе сертифи-кации.

Аккредитация (испытательной лаборатории или органа по сертификации) - процедура, посредством ко-торой уполномоченный в соответствии с законодатель-ными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной ла-бораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

Знак соответствия (в области сертификации) - защищенный в установленном порядке знак, применяе-мый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необ-ходимая уверенность в том, что данная продукция, про-цесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Технические условия (ТУ) - документ, устанавли-вающий технические требования, которым должна удо-влетворять продукция, процесс или услуга. ТУ могут быть стандартом, частью стандарта или самостоятель-ным документом.

В Законе "О сертификации продукции и услуг" определены два вида сертификации: обязательная и доб-ровольная. Обязательной сертификации подлежит про-дукция, включенная в перечни, определяемые соответ-ствующими нормативными документами.

Организационная структура системы сертифика-ции в России включает: государственный (на-циональный) орган по сертификации, ведомственные органы по управлению сертификацией продукции опре-деленных классов, а также испытательные центры (лаборатории). Основными функциями государственно-го органа по сертификации являются организация, коор-динация, научно-методическое, информационное и нор-мативно-техническое обеспечение работ по испытаниям и сертификации, а также аккредитация центров сертифи-кационных испытаний в соответствии с полномочиями национального органа по сертификации. Ведомствен-ные органы сертификации выполняют те же функции в ограниченном объеме для конкретных видов про-дукции.

Национальным органом по сертификации продукции в Российской Федерации является Госстандарт России, который осуществляет следующие функции:

* организует ведение обязательной сертификации продукции по поручению органов законодательной или исполнительной власти;

* организует и финансирует разработку, а также утверждает основополагающие нормативно-технические и методические документы системы сертификации;

* утверждает документы, устанавливающие по-рядок сертификации конкретных видов продук-ции;

* проводит аккредитацию испытательных центров (лабораторий) совместно с ведомственными орга-нами по сертификации и выдает аттестат аккреди-тации;

* признает иностранные сертификаты соответ-ствия, осуществляет взаимодействие с соответ-ствующими уполномоченными органами других стран и международных организаций по вопросам сертификации;

* регистрирует и аннулирует сертификаты соответ-ствия и сертификационные лицензии, рассматри-вает спорные вопросы, возникающие в процессе сертификации;

* организует периодическую публикацию инфор-мации по сертификации.

Основой сертификации продукции в Российской Федерации является Система сертификации ГОСТ Р Госстандарта России. Этой системой, в частности, опре-деляются правила создания и регистрации ведомствен-ных систем сертификации для конкретных классов про-дукции.

Организация работ по сертификации средств и систем информатизации в российской федерации

В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами сертификация средств информатизации проводится в Российской Федерации в следующих основных направлениях:

* обязательная сертификация средств информати-зации на соответствие требованиям электромаг-нитной совместимости, а также требованиям, обес-печивающим безопасность жизни, здоровья, иму-щества потребителей и охрану среды обитания;

* обязательная сертификация средств защиты ин-формации;

* добровольная сертификация функциональных па-раметров средств и систем информатизации, по но-менклатуре и характеристикам, устанавливаемым отраслевыми (фирменными) стандартами, и учиты-вающим различные аспекты применения аппарату-ры и программного обеспечения. Рассмотрим основные особенности выделенных на-правлений сертификации в сфере информатизации.

Обязательная сертификация по требованиям электромагнитной совместимости и параметрам безопасности

В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами выполнение работ по сер-тификации средств информатизации в данном направлении возложено на Госстандарт России. В 1994 году Гос-стандарт России ввел в действие нормативный документ "Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обяза-тельной сертификации в Российской Федерации". Этот документ ежегодно пересматривается и уточняется с уче-том практики, условий торговли, производства и тен-денций научно-технического развития.

Указанным документом к продукции, подлежащей обязательной сертификации в рассматриваемом направ-лении, отнесены следующие средства информатизации:

* вычислительные машины и комплексы;

* персональные ЭВМ;

* устройства внешней памяти, ввода-вывода и от-ображения информации;

* устройства подготовки и телеобработки данных.

Поскольку основу сертификации по параметрам безопасности составляют общие требования к оборудо-ванию, остановимся подробнее на специфической для средств информатизации характеристике - электромаг-нитной совместимости.

Обеспечение электромагнитной совместимости за-ключается в выполнении требований по допустимым уровням электромагнитных помех, создаваемых функ-ционирующими средствами, и требований к помехоустой-чивости технических средств при воздействии внешних электромагнитных помех.

Невыполнение требований электромагнитной со-вместимости приводит к неэффективному использова-нию радиочастотного спектра, являющегося хотя и не расходуемым, но ограниченным ресурсом, к различным нарушениям в работе технических средств, а в ряде слу-чаев и к аварийным ситуациям.

Сертификация средств информатизации по требо-ваниям электромагнитной совместимости и параметрам безопасности возложена на Госстандарт России и прово-дится органами (центрами) сертификации, аккредито-ванными Госстандартом в рамках Системы сертифика-ции ГОСТ Р.

Вы, вероятно, не раз встречали в рекламных объяв-лениях по продаже компьютеров фразу "Товар сертифи-цирован". Иногда в рекламе указывается и регистраци-онный номер сертификата соответствия, например, "Сертификат соответствия № РОСС RU.ME67.B00373". Речь в этих случаях идет именно о сертификации по тре-бованиям электромагнитной совместимости и парамет-рам безопасности.

Для получения подобного сертификата изготови-тель или поставщик технических средств информатиза-ции должен обратиться в аккредитованный Госстандар-том России орган сертификации, представив комплект документов, определяемый правилами сертификации. Орган сертификации организует проведение соответ-ствующих испытаний (проверок) и при положительном результате испытаний выдает сертификат соответствия. В тексте сертификата указываются конкретные виды требований, по которым проведены испытания, и соот-ветствующие им нормативные документы.

Необходимо иметь в виду, что сертификат соот-ветствия по требованиям электромагнитной совмести-мости и параметрам безопасности является необходи-мым, но в ряде случаев недостаточным условием полно-ты сертификации средств информатизации.

Это объясняется тем, что данный сертификат соот-ветствия практически не затрагивает функциональных характеристик объекта и соответствия их современным требованиям. Такой сертификат дает вам только опреде-ленную уверенность в том, что предлагаемое оборудова-ние не создает недопустимого уровня помех и безопасно в эксплуатации. Упрощенно говоря, объект может не выполнять ряда возложенных на него, согласно имеющейся документации, функций или выполнять их некачественно, но, в полном соответствии с установлен-ными правилами, может получить сертификат по элек-тромагнитной совместимости и безопасности.

Сертификация средств информатизации по функ-циональным характеристикам будет рассмотрена нами в следующих разделах.

Обязательная сертификация средств защиты информации

Законом "Об информации, информатизации и за-щите информации" определено, что информационные ресурсы, то есть отдельные документы или массивы до-кументов, в том числе и в информационных системах, являясь объектом отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и за-щите, как всякое материальное имущество собственника. При этом собственнику предоставляется право само-стоятельно, в пределах своей компетенции, устанавли-вать режим защиты информационных ресурсов и досту-па к ним.

Российская Федерация и ее субъекты являются соб-ственниками информационных ресурсов, создаваемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъек-тов Российской Федерации.

Законом "Об информации, информатизации и защи-те информации" введено также понятие документиро-ванной информации с ограниченным доступом, которая подразделяется на информацию, отнесенную к государ-ственной тайне, и конфиденциальную (то есть представ-ляющую коммерческую, личную, служебную и другие тайны).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.