p align="left">Деятельность названных выше организаций по ли-цензированию в области защиты информации осу-ществляется на основании следующих принципов: * Соответствия действующим российским законо-дательным и нормативным актам. * Обеспечения надежной защиты информации, со-ставляющей государственную тайну, или иной кон-фиденциальной информации. * Дифференцированного подхода к отдельным ви-дам деятельности и средствам защиты. * Наложения на лицензиата обязательств по вы-полнению требований Российского законодатель-ства и иных нормативных актов в области защиты информации. * Соответствия заявителей и лицензиатов требова-ниям по профессиональной подготовке, норматив-но-методической, технической и технологической оснащенности, режимным требованиям, проверяе-мым в ходе проведения обязательной экспертизы заявителей и постоянного контроля за деятель-ностью лицензиатов. * Четкой регламентации предоставляемых лицен-зиату прав и полномочий, а также механизма его взаимодействия с Гостехкомиссией и ФАПСИ. * Централизации выдачи, учета, приостановления и отзыва лицензий и сертификатов. * Доступности и открытости систем лицензирова-ния и сертификации в рамках вышеперечисленных принципов. Собственно лицензирование деятельности в области защиты информации включает следующие действия: * выдачу лицензий - рассмотрение заявления на лицензирование, оформление и выдачу лицензий, переоформление лицензий; * проведение специальной экспертизы заявителя; *проведение аттестации руководителя предприя-тия или лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью; * проведение технической экспертизы изделий. В заключение рассмотрения вопроса о лицензирова-нии деятельности в области защиты информации необхо-димо подчеркнуть следующие обстоятельства: * Лицензирование в области защиты информации является обязательным. Здесь необходимо иметь в виду, что для занятия деятельностью в области защиты информации необходимо получение права на ее осуществле-ние. Конкретные виды деятельности вводятся в виде перечисления в соответствующих норма-тивных актах. * Деятельность в области защиты информации фи-зических и юридических лиц, не прошедших лицензи-рование, запрещена. Субъекты, не получившие право на осуществле-ние деятельности в области защиты информации и продолжающие ее осуществлять, нарушая установленный порядок, занимаются тем самым противоправной деятельностью. В отношении таких субъектов могут быть применены санкции, предусмотренные действующим законодатель-ством. Лицензирование деятельности по международному информационному обменуСогласно ст. 18 Закона "Об участии в международ-ном информационном обмене" одним из видов лицензи-рования в области связи и информатизации в Российской Федерации является лицензирование деятельности по международному информационному обмену. Деятельность по международному информационно-му обмену включает: * сбор, обработку, хранение и передачу информа-ции, а также использование документированной информации и информационных ресурсов при международном информационном обмене; * создание документированной информации и ин-формационных продуктов для целей международ-ного информационного обмена; * получение документированной информации, ин-формационных ресурсов, информационных про-дуктов; * оказание информационных услуг. Целью лицензирования деятельности по междуна-родному информационному обмену является предотвра-щение незаконного вывоза за пределы территории Россий-ской Федерации государственных информационных ресур-сов и обеспечение контроля за использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для пополнения госу-дарственных информационных ресурсов. Объектами международного информационного об-мена являются: документированная информация, ин-формационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги и средства международного информационного обмена. Объектами международного информационного об-мена по вышеуказанному Закону являются только информационные ресурсы государственной собствен-ности, произведенное или приобретаемые за бюджетные средства. Следовательно, отношения по оформлению лицен-зии на международный информационный обмен затра-гивает группу субъектов, в числе которых не только ли-цензиар -- орган, выдающий лицензию; лицензиат -- лицо, получающее лицензию, но орган, в ведении кото-рого находятся государственные информационные ре-сурсы и который представляет государство как соб-ственника. Таким образом, включение физического ли-ца, действующего без образования юридического лица, в число лицензиаров на международный информационный обмен требует предварительного договора будущего ли-цензиара с соответствующим органом государственной власти. Основанием для осуществления лицензирования деятельности в области международного информацион-ного обмена должно быть согласие и органа государ-ственной власти на кандидатуру лицензиата, подтверж-денное письменно и, как правило, договором. Субъектами международного информационного об-мена могут являться: * Российская Федерация; * субъекты Российской Федерации; * органы государственной власти и органы местно-го самоуправления; * физические и юридические лица Российской Фе-дерации; * физические и юридические лица иностранных го-сударств; * лица без гражданства. В соответствии с "Положением о лицензировании деятельности по международному информационному обмену", утвержденному Постановлением Правитель-ства РФ от 03 июля 1998 года № 564, федеральным орга-ном исполнительной власти, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности по международному обмену федеральными информационными ресурсами и информаци-онными ресурсами, находящимися в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федера-ции, определен Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации (как мы уже от-мечали, его правопреемником являлся Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям, в настоящее время - Министерство Российской Федера-ции по связи и информатизации), а лицензирование деятелъности по международному информационному обмену информационными ресурсами субъектов Российской Фе-дерации уполномочены осуществлять органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации. Методическое обеспечение лицензирования дея-тельности по международному информационному обме-ну осуществляет Минсвязи России. Порядок взаимодействия Минсвязи России с органа-ми исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции включает: * организацию разработки методического обес-печения, в том числе лицензионных требований и условий (рекомендуемых); * установление структуры записи "Сводного реест-ра выданных, зарегистрированных, приостано-вленных и аннулированных лицензий" и структуры номера лицензии, присваиваемого лицензионными органами субъектов Российской Федерации; * организацию изготовления бланков лицензий и определение организации - изготовителя этих бланков; * выработку согласованной политики по проведе-нию инспекционных проверок и контроля за вы-полнением лицензиатами условий, необходимых для осуществления деятельности по международ-ному информационному обмену; * проведение анализа лицензионной деятельности и совместную разработку мер по ее совершенство-ванию. Минсвязи России разработало общие требования к заявителям и определило лицензионные условия, необ-ходимые для осуществления деятельности по междуна-родному информационному обмену, а также установило форму описания имеющихся у заявителя информацион-ных ресурсов и аппаратно-программных средств, струк-туру записи "Сводного реестра выданных, зарегистри-рованных, приостановленных и аннулированных лицен-зий" и структуру номера лицензии, присваиваемого ли-цензионными органами субъектов Российской Феде-рации. Лицензионные органы субъектов Российской Феде-рации: - в пределах своих полномочий с учетом особен-ностей и видов вывозимых и ввозимых информационных ресурсов, а также организационных процедур, опреде-ляющих их ввоз/вывоз, могут вносить изменения, допол-нения и уточнения лицензионных условий и требований к заявителям; - по итогам лицензионной деятельности ежеквар-тально направляют в Минсвязи России информацию о выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензиях по международному инфор-мационному обмену в соответствии со структурой запи-си Сводного реестра. Минсвязи России обобщает замечания и предложе-ния по совершенствованию лицензионной деятельности и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направившими заме-чания и предложения, вносит в Правительство Российской Федерации предложения по разработке федераль-ного законодательства и внесению изменений в норма-тивные акты. Об указанных действиях министерство ин-формирует все лицензионные органы. В соответствии с Законом "Об участии в междуна-родном информационном обмене" и во исполнение По-становления Правительства Российской Федерации от 03.06.98 № 564 "Об утверждении Положения о лицензи-ровании деятельности по международному информационному обмену" Минсвязи России разработало и внед-рило ряд нормативно-правовых документов, в том числе: * методические рекомендации по осуществлению лицензионной деятельности по международному информационному обмену лицензионными органа-ми субъектов Российской Федерации; * методику проведения экспертизы, устанавли-вающей наличие у заявителя условий, необходимых для осуществления деятельности по международ-ному информационному обмену. В соответствии с вышеуказанными Законом и по-становлением Правительства Российской Федерации мэром г. Москвы издано распоряжение "О лицензиро-вании деятельности по международному информацион-ному обмену" от 31 декабря 1998 года № 1331-РМ, в ко-тором ставятся конкретные задачи Московской лицен-зионной палате о проведении необходимых организаци-онных мероприятий по созданию (на уровне субъекта Российской Федерации) органа лицензирования деятель-ности по международному информационному обмену. В соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению лицензионной деятельности по меж-дународному информационному обмену лицензионными органами субъектов Российской Федерации, утвержден-ными приказом Госкомсвязи России от 10 июля 1998 го-да, заявителями на получение лицензии могут быть уч-реждения и предприятия культуры, науки, образования и иных сфер деятельности, а также коммерческие органи-зации, осуществляющие свою деятельность с использо-ванием информационных ресурсов, находящихся в веде-нии субъектов Российской Федерации, и за счет (с привлечением) средств бюджетов субъектов Россий-ской Федерации. Согласно плану разработки организационных ма-териалов по лицензионной работе по международному информационному обмену осуществлена постановка за-дачи на разработку информационной системы федераль-ного уровня по ведению "Сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий". В настоящее время Федеральным унитарным госу-дарственным предприятием Московский научно-исследовательский центр реализуется проект "Разработка организационно-методического и про-граммно-аппаратного обеспечения системы лицензиро-вания в сфере информатизации". В проекте разрабатываются материалы по органи-зационно-методическому обеспечению лицензирования деятельности по международному информационному обмену и программно-аппаратные средства по ведению "Сводного реестра выданных, приостановленных и ан-нулированных лицензий" федерального уровня, которые являются компонентами системы лицензирования дея-тельности по международному информационному обмену. Разработка материалов по организационно-методическому обеспечению лицензирования деятель-ности по международному информационному обмену включает совершенствование действующих и создание дополнительных документов на основе анализа опыта ли-цензионной деятельности по международному информа-ционному обмену, в том числе: * совершенствование Положения о лицензировании деятельности по международному информацион-ному обмену, Методики проведения экспертизы, устанавливающей наличие у заявителя условий, не-обходимых для осуществления деятельности по международному информационному обмену, Вре-менного порядка организации и проведения работ по государственному надзору за деятельностью по международному информационному обмену и кон-тролю за деятельностью лицензиатов, Порядка взаимодействия Госкомсвязи России с органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации по вопросам лицензирования в сфере ин-форматизации ; * разработку Сборника законодательных и норма-тивно-правовых актов, предназначенного для ли-цензионных органов Российской Федерации и предприятий, занимающихся международным ин-формационным обменом, содержащего перечень законов Российской Федерации, которыми необхо-димо руководствоваться при осуществлении дея-тельности по международному информационному обмену, условия лицензирования и требования к лицензиату, формы регистрационных и учетно-отчетных документов и инструкции по их заполне-нию и другие документы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|