3.1. Совершенствование системы управления и контроля междугородными
грузовыми перевозками
Под оперативным управлением перевозочным процессом понимается
реализация функций, обеспечивающих решение транспортных проблем в течение
сменно-суточного периода по отдельным элементам технологического процесса
перевозок. Оперативное управление направлено на выполнение текущих планов
перевозок. Здесь и далее совершенствование системы управления и контроля
будет освещено в свете диспетчерского регулирования транспортно-
технологического процесса.
Оперативное регулирование проявляется в разработке управленческих
воздействий на перевозочный процесс с целью удержания его в рамках
заданного плана. По этой причине необходим постоянный контроль за ходом
перевозочного процесса — диспетчерирование, при помощи мобильных и прочих
средств связи [14].
Индивидуальная мобильная радиосвязь получила наибольшее распространение
в фирмах и компаниях, использующих парк грузовиков или коммерческих
автомобилей. Водителям необходима связь с координационной группой
(центральным офисом). До недавнего времени каждая компания была вынуждена
организовывать свою собственную систему радиосвязи, устанавливать свою
собственную центральную станцию и приемопередатчики в автомобилях. Для
перевозок в пределах города и его окрестностей создание и эксплуатация
такой системы обходилась дорого, но в разумных пределах.
Сейчас пользователи индивидуальных систем радиосвязи объединяются в CUG
(от англ. — закрытые пользовательские группы). Пользователи каждой такой
группы получают доступ к одним и тем же частотам, магистральным линиям и
радиостанциям, которые обеспечивают нужную зону действия. Обычно, доступ к
телефонной сети отсутствует. С экономической точки зрения CUG являются
наиболее подходящим для организации связи с используемым парком
автомобилей.
В таблице 10 дана краткая характеристика одного из операторов.
Таблица 10.
Краткая характеристика оператора радиосвязи КРС
|Оператор |Рабоча|Радиус |Стоимость |Модель |
| |я |уверенного |комплекта / | |
| |частот|приема |абонентская плата | |
| |а | | | |
|КРС |400 |до 140 км |$ 1350/100 |Vx-500, CD-300, |
| |МГц | | |FIL-7011 |
Мобильная радиосвязь можно организовать как в гражданском диапазоне, на
частоте 27 МГц, так и профессиональном, на частотах 160 МГц или 400 МГц
(чем выше частота, тем лучше качество связи). Профессиональный диапазон
открыт только для юридических лиц и для работы на нем необходимо разрешение
Главгоссвязьнадзора РФ. Для удобства абонента можно спроектировать 2-х и
более зоновую систему обслуживания, т. е. появляется возможность так
организовать связь, чтобы прием сигнала осуществлялся в различных районах,
а вся информация передавалась через единый коммутатор. Схематично это
выглядит следующим образом (рис. 9).
Рис. 9. Структура 2-х зоновой системы связи.
Рассмотрев традиционную технологию передачи информации при управлении
перевозками, можно сделать вывод: связь с водителем и обмен информацией
возможен только по его прибытии в узловой пункт. Известно, что условия
автотранспортного процесса достаточно динамичны [14] и есть известная
вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Далее, учитывая
криминальную обстановку на отечественных дорогах в совокупности с другими
внешними факторами, мы не имеем стопроцентной гарантии прибытия
транспортного средства (!) в назначенный пункт. По этому становится
очевидным, что оперативная связь с водителем, находящимся на линии, просто
необходима! На рис. 10 приведена блок-схема алгоритма передачи информации
при управлении перевозками (присутствует оперативная связь с водителем).
Далее, из-за невозможности постоянного, централизованного контроля за
работой подвижного состава на линии важное значение для организации
управления процессом перевозок грузов имеет автоматизация системы сбора
первичной информации о работе автомобилей. Автоматизированный сбор
первичной информации о работе грузовых автомобилей осуществляется
тахографами — устройствами для измерения числа оборотов двигателя. Тахограф
устанавливается на приборном щите автомобиля и объединяет спидометр со
счетчиком пробега, тахометр, часы и устройство для записи на специальном
диске параметров работы автомобиля [14].
Рис. 10. Алгоритм передачи информации при управлении перевозками
(присутствует оперативная связь с водителем). Условные обозначения: КГ
- координационная группа; АТП - автотранспортное предприятие.
Вывод: Осуществление оперативного контроля, координирование подвижного
состава на линии и регулирование хода транспортного процесса невозможно без
средств связи, которые позволяют осуществлять обмен информацией, в любой
момент времени, между всеми участниками перевозочного процесса.
Следовательно, наличие у водителя радиосвязи позволит заметно повысить
качество перевозочного процесса.
3.2. Качество транспортно-экспедиционного обслуживания
По определению экспедитором может быть физическое или юридическое лицо,
которое своим уставом обеспечивает за вознаграждение перевозку грузов, не
являясь в свою очередь перевозчиком. Требования к экспедитору со стороны
ФИАТА (международная ассоциация экспедиторских организаций):
- Обладать соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной
квалификационным удостоверением (лицензия транспортной инспекции,
курсы АСМАП на базе ИЭА);
- иметь высокую моральную репутацию;
- быть экономически, организационно и финансово способным выполнить
поручение на экспедирование товара.
На рис. 11 показан участок логистической цепи, на котором возникает
необходимость транспортно-экспедиционных услуг, при обслуживании
материальных потоков.
Рис. 11. Схема логистической цепи. На рисунке цифрами обозначены: 1 —
склад сырья; 2 — производство; 3 — склад готовой продукции; 4 — склад
потребителя; 5 — рынок.
В транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) входят операции:
- транспортное обслуживание;
- выполнение погрузо-разгрузочных работ;
- складские операции;
- экспедиционное обслуживание:
- подготовка груза к перевозке (упаковка, маркировка);
- подготовка и оформление документов, связанных с перевозкой;
- производство расчетов (как за товар, так и за перевозку);
- обеспечение бланками и формами документов;
- выполнение различных посреднических операций;
- таможенные услуги.
Транспортно-экспедиционные операции, являясь дальнейшим развитием и
совершенствованием организации транспортного процесса, имеют большое
значение. Наиболее важным в процессе перевозок грузов для экономики
является сокращение транспортных расходов, которое может быть достигнуто в
результате рациональной организации перевозочной работы всех видов
транспорта, участвующих в процессе перемещения грузов, что является
основной целью в работе транспортно-экспедиционных предприятий или
организаций. Транспортно-экспедиционные операции выполняют
специализированными предприятиями или организациями, которые освобождают
грузоотправителей и грузополучателей от многих функций, связанных с
процессом перемещения груза, и являются организаторами транспортного
процесса в целом [1]. Итак, вышеописанные услуги выполняют предприятия ТЭО,
они, в свою очередь делятся на три группы:
- комплексные ТЭП (узловые транспортно-экспедиционные предприятия);
- транспортные предприятия и организации;
- специализированные фирмы.
Осуществляются экспедиционные операции в соответствии с договором по
заявкам клиентуры, в котором указываются объем и перечень ТЭО, передаваемых
грузоотправителями и грузополучателями для выполнения ТЭП, сроки
выполнения, порядок и условия расчетов между сторонами (грузоотправитель —
грузополучатель — ТЭП), взаимная ответственность сторон, порядок
предъявления и рассмотрения претензий, вытекающих из договора. В
зависимости от вида перевозок ТЭП при заключении договора руководствуются
уставом соответствующего вида транспорта. Формы транспортно-экспедиционного
обслуживания:
- местная экспедиция (простейшая);
- частичное обслуживание;
- полное обслуживание (без участия грузовладельца).
Рассмотрим, что представляют из себя основные операции, выполняемые при
транспортно-экспедиционном обслуживании: местная экспедиция будет включать
пункты с 1 по 4 и последний пункт, а экспедиция по прибытию — пункты с 6 по
9:
- прием грузов к перевозке на складе грузоотправителя и погрузка его на
а/м;
- доставка груза на железнодорожный транспорт;
- выгрузка груза из автомобилей, погрузка в железнодорожные вагоны;
- отправление и оформление всей необходимой документации и оплата
провозных платежей;
- наблюдение за прохождением груза;
- выгрузка груза из вагона и погрузка на автомобили с оформлением
необходимой документации;
- доставка на склад грузополучателей;
- выдача с соответствующей документацией;
- выполнение расчета за перевозку и все виды оказываемых услуг.
Порядок выполнения экспедиционных операций может быть различен в
зависимости от вида перевозки. При прямой автомобильной перевозке ТЭП
принимает груз на складе грузоотправителя, доставляет его с полной
ответственностью за сохранность в пункт назначения, сдает грузополучателю и
возвращает грузоотправителю товарно-транспортные документы с распиской
грузополучателя о приеме груза. Возможны также и частичные формы
транспортно-экспедиционного обслуживания:
- консультации по выбору, способу и условиям перевозки (консалтинг);
- приведение груза в транспортабельное положение;
- выполнение коммерческих операций, связанных с передачей груза с
одного вида транспорта на другой;
- оформление документов при погрузке и выгрузке грузов;
- складское хранение и складская обработка грузов;
- выдача различных справок по перевозкам.
Транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и организаций —
грузоотправителей и грузополучателей осуществляется автомобильным
транспортом при централизованном завозе-вывозе всех грузов, кроме опасных и
наливных с железнодорожного транспорта, опасных грузов с водного, а также
тяжеловесных (массой свыше 20 т) и крупногабаритных. При этом плата за
отдельные операции ТЭО предусматривалась по прейскуранту № 13-01-03, а
услуги, не оговоренные в прейскуранте, оплачиваются по договорным тарифам.
Однако с 18 мая 1992 г. постановление правительства РФ № 318 «Положение о
государственном регулировании цен на энергоресурсы» предполагает применение
свободных тарифов. Доходы при выполнении различных форм ТЭО формируются:
- за оформление документов (используется ставка);
- за выполнение таможенных операций, упаковку грузов, сопровождение
грузов (взимаются комиссионные в зависимости от стоимости, массы — 1-
2% от платы, взимаемой перевозчиком);
- комплектация сборных отправок дает возможность выполнить перевозку с
меньшей стоимостью, чем платит отправитель;
- за счет разницы на перевозку на отдельных видах транспорта и
предлагаемой экспедитором сквозной ставки;
- комиссионные от передачи работы третьим фирмам;
- консультации (консалтинг).
В перспективе выполнение транспортно-экспедиционных операций при
перевозке грузов необходимо передать автомобильному транспорту общего
пользования, что целесообразно по следующим факторам:
Автомобильный транспорт может осуществлять транспортно-экспедиционную
работу по всей стране, включая районы, не имеющие железных дорог и водных
путей сообщения; автотранспортные организации общего пользования могут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|