на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Геополитика

каким оно было в период преобладания аграрного хозяйства или гужевого

транспорта и в постиндустри­альную эпоху при господстве информационной

технологии и новейших средств транспорта и коммуникации.

В современном же мире, как уже отмечалось в предисловии и более подробно

будет показано в соответствующих разделах учеб­ника, научно-технический

прогресс второй половины XX в. име­ет своим результатом качественную

модификацию самих геогра­фических факторов функционирования и развития

обществ.

Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость ра­дикального

пересмотра фундаментальных и методологических прин­ципов изучения

современного мирового сообщества. Другое де­ло, как и на каких путях этого

можно достичь. В качестве од­ного из направлений решения данной проблемы я и

предлагаю интерпретировать префикс «гео» в термине «геополитика» не как

картографическое измерение международно-политических ре­альностей, а как

восприятие мирового сообщества в качестве еди­ной «завершенной» системы в

масштабах всей планеты.

Место идеологии во внешней политике

Политика теснейшим образом связана с идеологией. Иде­ологию можно определить

как некий строительный про­ект или эскиз, на основе которого конструируются

струк­туры и функции власти в том или ином обществе. Все идеоло­гии,

независимо от их содержания, касаются проблем авторите­та, власти, властных

отношений и т.д. Они основывается на признании определенной модели общества и

политической сис­темы, путей и средств практической реализации этой модели.

Идеология выполняет одновременно интегративную и разгра­ничительную функции:

первую, скажем, для сплачивания чле­нов той или иной партии, а вторую — для

отделения этой пар­тии от других партий. Идеология ориентирована на

непосредст­венные политические реалии и действия, на политический про­цесс и

исходит из соображений привлечения наивозможно боль­шей поддержки. Поэтому,

естественно, она носит ярко выраженный тенденциозный характер.

Идеология призвана придавать значимость институциональ­ным отношениям между

людьми, институтами, партиями, сооб­ществами и т.д. как субъектами политики,

объяснять, обосно­вывать, оправдывать или отвергать те или иные политические

реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Важнейшая функция

идеологии состоит в том, чтобы отделить то или иное сообщество или группу от

остальных сообществ и групп. Как отмечал германский исследователь О.Ламберг,

защитное действие этой функции наиболее эффективно проявляется в тех случаях,

когда остальной окружающий мир видится как враждебная сила, что и провоцирует

инстинкты обороны, страха, агрессивности у членов соответствующей группы.

Каждая идеологическая конструкция содержит в себе развернутое представление об

антиподе или противнике. От образа противника во многом зависит степень

интегрированности группы.

С этой точки зрения политика представляет собой арену столкновения различных

идеологических систем, идейно-политических течений и направлений. Однако

констатация этого по­ложения сама по себе еще мало что объясняет. Дело в том,

что при всей своей верности знаменитая формула «политика есть искусство

возможного» сохраняет правомерность и действенность и в современных

условиях. С одной стороны, «искусство возможного» ставит определенные пределы

идеологизации политики, а с другой, идеология, в свою очередь, определяет

возможные пределы, за которые та или иная политическая партия или

пра­вительство при проведении своего политического курса может выйти без ущерба

основополагающим принципам своего политиче­ского кредо. Все это имеет самое

непосредственное отношение к сфере международных отношений.

Считая установку современных исследователей от марксис­тов до экзистенциалистов,

согласно которой человек есть суще­ство, живущее в необратимом историческом

времени, упрощенной, румынский историк религии М.Элиаде утверждал, что человек

живет еще и вне исторического времени, а именно, в своей мечте, своем

воображении и т.д. Иначе говоря, человек, общество, государство и

соответственно межгосударственные отно­шения и мировое сообщество в целом имеют

мировоззренческое измерение. Именно это измерение и определяет содержание

гос­подствующей в определенный исторический период парадигмы. Еще известный

немецкий философ конца XIX в. Ф.Ницше предупреждал, что XX столетие станет

веком борьбы различных сил за мировое господство, осуществляемой именем

философских прин­ципов. Предупреждение Ницше оказалось пророческим с той лишь

разницей, что все многообразие и сложность мировоззренческого начала были

заменены идеологическим измерением, идеологические принципы взяли верх над

философскими. Наметившееся на рубеже третьего тысячелетия окончание

европоцентристского мира совпало с началом разрушения двухполюсного мирового

порядка в его военно-политическом и идеолого-политическом измерениях, а также

концом цементировавшей этот порядок холодной войны. В евро-центристской

конфигурации геополитических сил, контуры которой сформировались начиная

Вестфальской и Венской систем, основополагающие вопросы меж­дународной

политики, по сути дела, решались «концертом» нескольких великих держав

Европы, а примерно с испано-американской войны в число этих держав вошли и

США. Первая мировая война подорвала преимущественно или исключительно

европейский характер системы баланса сил. В ходе и по окончании войны

европейцы вынуждены были признать де-факто законность притязаний США и Японии

на роль великих держав и вершителей судеб современного мира.

Кардинальные изменения в расклад европейских и мировых сил были внесены

постепенным восхождением в 30-х годах Советского Союза и особенно второй

мировой войной, после окончания которой мир разделился на два

противоборствующих блока: утвердилась двухполюсная структура международных

отношений в виде двух общественно-политических систем как бы

персонифицированных в НАТО и Варшавском пакте центрами которых были

противостоящие супердержавы — СЩА и СССР.

По-видимому, называя XX столетие «веком идеологии», мы допускаем определенное

упрощение ситуации. Дело в том, что господствовавшие в тот период основные

идейно-политические течения — марксизм, национал-социализм, либерализм и т.д.

— функционально выполняли, в сущности, ту же роль, что и ве­ликие религиозные

системы — католицизм, протестантизм, ис­лам и др. — в прошлом. С данной точки

зрения они являлись своеобразными секулярными религиями. Но религиозное

нача­ло проявлялось в них по-разному и в разных дозах. Тем не ме­нее

идеология в собственном смысле слова в качестве одного из определяющих

факторов мировой политики в наиболее завершен­ной форме проявила себя именно

в XX в.

Вестфальская и затем Венская системы, которые лежали в основе

межгосударственных отношений, базировались на прин­ципах национального

суверенитета и легитимности. Они не предписывали той или иной стране форму

правления и внутрен­ней социальной организации. В эти системы на равных

правах входили, с одной стороны, самодержавная Россия, монархия Габ­сбургов,

а с другой — либеральная Англия, т.е. авторитарные и либеральные режимы.

Согласие касалось лишь того, что до­пустимо и недопустимо во

внешнеполитическом поведении го­сударств.

Таким образом, одним из важных условий для законного или легитимного

международного порядка считалось более или ме­нее жесткое разграничение между

установленной тем или иным государством формой правления и его поведением на

международной арене. Каждый участник международных отношений был вправе

установить у себя любой социальный и политический режим, пока он ведет себя

на мировой арене в соответствии с общепризнанными правилами поведения. Тем

самым в рамках одной и той же системы межгосударственных отношений

допускалось сосуществование различных политико-идеолопгческих систем.

Положение радикально изменилось в XX в., когда борьба за умы людей стала важной

составной частью международной понятии. Проанализировав это положение,

известный американ­ский исследователь Г.Моргентау в предисловии ко второму

из­данию своей получившей популярность книги «Политика меж­ду нациями; борьба

за власть и мир» подчеркивал, что "борьбу за умы. людей в качестве

нового измерения международной по­литики следует добавить к международным

измерениям дип­ломатии и войны». При этом Моргентау сетовал на то, что эта

борьба за умы людей нанесла последний фатальный удар той социальной системе

международного общения, в рамках ко­торой в течение почти трех веков народы,

жили вместе в по­стоянных ссорах, но под общей крышей разделяемых всеми .

ценностей и всеобщих стандартов действия... Под руинами той 'крыши оказался

похороненным механизм, который поддержи­вал стены того общего дома народов, а

именно баланс сил». Выше уже говорилось о том, что уже в первые

десятилетия ХХ в. развернулся бескомпромиссный конфликт между тремя 'главными

альтернативными политико-идеологическими направ­лениями перестройки

современного мира: социал-реформизмом, фашизмом и большевизмом. В ходе второй

мировой войны в результате военного разгрома Германии и ее союзников фашизм как

сколько-нибудь эффективная и дееспособная альтер­натива перестал существовать.

В качестве главных противоборствующих альтернатив сохранились

социал-реформистский капитализм и революционный социализм (коммунизм). Свою

за­конченную форму идеологический конфликт принял после второй мировой войны

между двумя блоками, возглавлявшимися США и СССР.

. Особенность второй мировой войны в данном контексте состояла в том, что

традиционный комплекс факторов, лежащих в ее основе, возможно впервые со времен

религиозных войн XVI в. дополнялся идеологическим компонентом. Она представляла

собой одновременно войну за территориальное господство и идеологическую войну,

призванную навязать противной стороне определенный образ жизни, систему

ценностей, форму жизнеустройства, политический режим и т.д. Обоснованность

этого тезиса отнюдь не опровергается тем фактом, что одна из воюющих

тоталитарных держав (СССР) находилась в союзе с либерально-демократическими

странами (Великобританией, США и несколько позже Францией). Во-первых это была

война не на жизнь, а на смерть между двумя неприми­римыми тоталитарными

режимами — большевистским и на­цистским, в основе политической стратегии

которых явно или неявно была заложена установка на глобальную экспансию. Здесь

необходимо сделать ту "существенную оговорку, что для на­родов Советского Союза

эта война являлась именно Великой Отечественной войной против неприкрытой

нацистской агрессии.

Во-вторых, это была война западных демократий против фа­шистских и

милитаристских режимов Германии, Италии и Япо­нии, которые стремились к

мировому господству. По множест­ву причин западные демократии нашли в

Советском Союзе ес­тественного союзника в борьбе с общим врагом. В

идеологичес­ком плане этот союз облегчался тем, что коммунистический

ин­тернационализм, проповедовавший равносущность пролетариев всех стран и

континентов, все же был ближе к либеральному ин­тернационализму с его

лозунгами свободы и прав всех людей, не­зависимо от их национальной,

социальной и культурной принад­лежности, нежели идеология нацизма с ее

откровенным нацио­нал- шовинизмом и расизмом. „,

Во время холодной войны идеологический конфликт приоб­рел самодовлеющее

значение. Сила, военная мощь оказались по­ставленными на службу

распространения образа жизни, мировидения, собственной легитимности двух

противоборствующих сверхдержав и военно-политических блоков. Холодная война

представляла собой уже масштабную идеологическую войну, в которой вопрос о

территориях затрагивался постольку, посколь­ку речь шла об уничтожении или

установлении на территории того или иного государства соответствующего режима

— социалистического или капиталистического.

Иными словами, холодная война была своего рода борьбой про­тивостоящих

политических и экономических систем за выжива­ние. Показательно, что в

территориальном контексте послевоен­ный миропорядок основывался на признанных

всеми сторонами известных ялтинских соглашениях о неприкосновенности

государственных границ как на Западе, так и на Востоке.

Возможность идеологического или системного конфликт» была заложена в самой

парадигмальной инфраструктуре европоцентристской (или западоцентристской)

цивилизации. Он вытекал, в частности, из аугсбурского принципа cujus regio,

ejus religio, т.е. принципа, согласно которому в стране господствует та вер»'

которой придерживается ее правитель. Из него можно было сделать вывод, что

правитель или правящий режим вправе учредить в подчиненной ему стране ту

вероисповедную систему, которая, до его мнению, соответствует букве и духу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.