на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Геополитика

расширение зон свободной торговли, с одной сторо­ны, ведут к сближению и

усилению интеграции стран, а с дру­гой стороны, поощряют изоляционистские

силы, способствующие воскрешению национализма и этнических конфликтов.

Как показывает исторический опыт, национализм может выступать в качестве

фактора мобилизации народов на борьбу за свое освобождение, источника

творческого порыва. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что

националистическая идея миропорядка оказалась довольно устойчивой в течение

послед­них полтора—двух столетий. В то же время он может служить в качестве

катализатора разного рода конфликтов, холодных и горячих войн.

Для правильного понимания данной проблемы необходимо учесть, что национализм

прежде всего социокультурный фено­мен, имеющий много общего с религией и

идеологией и в не­которой степени определяющий контуры видения мира. Во

многих случаях он выступает лишь в качестве своеобразной обо­лочки для

реализации иных интересов и мотивов, например стрем­ления участвовать в

дележе материальных ресурсов, завоевании власти и авторитета, преодолении

психологических и идеологи­ческих комплексов и т.д. И соответственно он

интегрировал в себя традиционные мифы и символы, но использовал их для защиты

и обоснования новых феноменов в лице национального государства.

Привлекательность национализма состоит в его способности превращать

совершенно банальные, повседневные, с точки зрения постороннего человека,

действия в источник национальной гордости, усматривать в них элементы

проявления свободы и самовыражения. Чувство принадлежности к собственному

сообществу придает смысл и значимость самой жизни, укрепляет вза­имную

ответственность и сопричастность, уменьшая тем самым чувства одиночества и

отчуждения.

Особую значимость национализму придает то, что он спосо­бен абсорбировать личное

недовольство, личную неудовлетворен­ность отдельного индивида. По-видимому, не

лишены оснований доводы тех исследователей, которые считают, что индивид может

«чувствовать себя защищенным в мире исторических традиций, создававших ощущение

ускорененности и почти пле­менной принадлежности». Люди обращаются к

национализму когда они озабочены проблемой придания смысла собственной жиз­ни.

С усложнением, модернизацией, космополитизацией, обез­личением общества и

соответственно потерей корней эта потреб­ность не только не уменьшается, а при

определенных условиях может многократно усиливаться. Показательно, что

порождае­мые этими процессами и феноменами условия размывания есте­ственных

общностей в лице семьи, общины, этноса, нации спо­собствуют выдвижению на

первый план потребности, стремле­ния присоединиться к разного рода

искусственным, фиктив­ным, ложным общностям, таким как партии, религиозные

сек­ты и т.д.

Новейшие тенденции общественно-исторического развития чре­ваты стиранием

традиционных различий между дозволенным и недозволенным, допустимым и

неприемлемым, нормальным и не­нормальным, сакральным и мирским. Национализм же

несет в себе обещание восстановить нормальный порядок, все снова по­ставить на

свои места и освободить людей от страха перед совре­менностью, а также трудной

и мучительной необходимостью самим принимать решения. Данный момент приобретает

особую значимость, если учесть, что каждой стране и каждому народу предстоит

состязаться с другими странами и народами, чтобы за­нять лучшие позиции в

формирующемся новом мировом поряд­ке. Поэтому неудивительно, что одним из

факторов, диктующих положение в новых геополитических реальностях, стал

пребы­вавший до недавнего времени в латентном состоянии, но агрес­сивно

заявивший о себе национализм. Ныне, как образно выразился английский

исследователь Э.Хобсбаум, «сова, Минервы парит над нациями вместе с

национализмом».

В нашем веке имели место три периода всплеска национализма, совпавшие с

образованием новых государств и получением независимости многими ранее

зависимыми странами: первый -сразу по окончании первой мировой войны; второй

— после второй мировой войны, за которой последовали распад колони­альных

империй и образование множества независимых стран Азии и Африки; третий —

период антикоммунистических революций в Центральной и Восточной Европе, а

также распад советского блока и самого СССР.

Несомненно, что мирные договоры, в совокупности составив­шие Версальско-

Вашингтонскую систему после первой мировой войны, внесли существенный вклад в

национально-государствен­ное строительство. Одним из общепризнанных

принципов, как было объявлено на Версальской мирной конференции в 1919 г.,

является признание права наций на самоопределение. Согласно этому принципу,

на месте распавшихся многонациональных им­перий предусматривалось создать

множество самостоятельных на­циональных государств. Следует отметить, что уже

в тот пери­од обнаружились почти непреодолимые трудности на пути реализации

этого принципа.

Во-первых, на практике он был выполнен лишь в отношении некоторых народов

Оттоманской и Австро-Венгерской империй, потерпевших поражение в войне, а

также в силу ряда обстоятельств '(большевистская революция и гражданская

война) в России. Но и здесь необходимо внести целый ряд коррективов. Так, в

Севр­ском договоре были учтены и признаны права и притязания курд­ского

народа, в частности предусматривалось перераспределение территорий в их

пользу. Однако договор не был ратифицирован, а в договоре, заключенном в

Лозанне в 1923 г., в сущности игнорировались положения Севрского договора,

касающиеся курдов. В результате последние не получили своей

государственности. Что касается новых государств, образовавшихся в Европе,

или государств, увеличивших свои территории, то лишь не- сколько из них можно

было назвать национальными в собствен­ном смысле слова. Это — Польша,

Финляндия, прибалтийские страны. Чехословакия стала государственным

образованием, сформировавшимся в результате соединения двух народов — че­хов

и словаков, а Югославия — нескольких народов: сербов, хор­ватов, словенцев,

македонцев, боснийцев- мусульман.

Во-вторых, в восточно-европейских странах сохранились зна­чительные

национальные меньшинства, не сумевшие получить свою государственность. В

данной связи обращает на себя вни­мание тот факт, что зачастую границы

новообразованных национальных государств проводились исходя из стремления

ослабить побежденные государства — Германию, Венгрию, Австрию, а не желания

полностью удовлетворить этнонациональные критерии. По мнению некоторых

наблюдателей, само образование маленькой Австрии являлось нарушением принципа

националь­ного самоопределения, поскольку большинство жителей этой страны

предпочитало аншлюс, т.е. слияние с Германией. Насе­ление созданной

Чехословацкой республики состояло из 64,8 % чехов и словаков и 23 % немцев. В

Польше проживало 69,2 % поляков, 14,8 % украинцев, 7,8 % евреев, 3,9 % немцев

и 3,9 % русских. В Латвии доля титульной нации составляла 73,4 %, в Литве —

80,1 % и Эстонии — 87,6 %. Лишь в Фин­ляндии шведы составляли незначительное

меньшинство. Други­ми словами, принцип национального самоопределения был

реализован в отношении титульных народов этих стран, что отнюдь не скажешь об

их национальных меньшинствах.

В-третьих, в многонациональной Российской империи, несмо­тря на выход из нее

Финляндии, Польши и прибалтийских стран, процесс самоопределения народов был

прерван в самом на­чале и оказался отложенным более чем на семь десятилетий.

В-четвертых, заправилы Версальской конференции даже не ставили на обсуждение

вопрос о предоставлении независимости народам, победившим в войне с

колониальными империями Ве­ликобритании и Франции.

Мощный импульс национализм получил в ходе второй миро­вой войны и после ее

окончания. Началось широкое националь­но-освободительное движение

колониальных и зависимых наро­дов, в результате которого произошел распад

колониальных им­перий и образование большого числа новых независимых

государств.

В наши дни мир стал еще теснее, но разнородные националь­ные, культурные,

религиозные или иные группы в рамках или вне рамок существующих сообществ

требуют для себя автономии. Так, мы являемся свидетелями мирного распада

Чехословакии на два самостоятельных государства и братоубийственной кро­вавой

трагедии, сопутствовавшей распаду Югославии.

Событиями всемирно-исторического масштаба, приведшими к переустройству самого

мирового порядка, стали распад Совет­ского Союза и образование на его

обломках полтора десятка но­вых государств. Сочетание этих противоречивых

тенденций со­пряжено со сложностями их совмещения в рамках существую­щих

политических систем, привязанных к модели национально­го государства. Это

создает благоприятную почву для появления новых и обострения старых

конфликтов.

Следует иметь в виду, что во многом цивилизации, мировое сообщество,

всепланетарная цивилизация представляют собой абстрактные категории, а не

конкретные политические образова­ния. Они не имеют собственных границ,

пределов юрисдикции, официальных институтов и руководителей, полномочных

при­нимать решения и реализовывать их, не обладают контролем над ресурсами и

-т.д. Всеми этими атрибутами обладает националь­ное государство. Государства

могут мобилизовывать своих граж­дан, собирать с них налоги, наказывать врагов

и награждать дру­зей, объявлять и вести войны и многое другое, что не под

силу, во всяком случае в обозримой перспективе, цивилизации или ка­кому-либо

иному культурному кругу.

Сила национализма как раз состоит в том, что он органиче­ски соединяет

индивидуальные социокультурные привержен­ности людей с государством, которое

способно действовать, в том числе в плане защиты и гарантии сохранения

национально- культурной идентичности народа. По-видимому, и в будущем

конфликты будут возникать между государствами по поводу государственного

суверенитета, расчленения, консолидации государств, а также между различными

группировками, выступающими за создание собственного самостоятельного

государства. Разумеется, не исключаются и конфликты на разломах цивилизаций и

между цивилизациями.

Парадокс современного мира состоит в том, что всплеск на­ционализма

происходит на фоне почти полного отсутствия на­ционально однородных

государств. Последние составляют скорее исключение, чем правило. Особо важное

значение имеет то, что не все существующие в настоящее время народы и этносы

способны создавать и поддерживать самодостаточные и сколько-ни­будь

жизнеспособные государственные образования. К тому же в современном мире по

большому счету нет и не может быть пол­ностью независимых от внешнего мира в

смысле полной само­достаточности стран. Поэтому неудивительно, что

большинство Иран являются, по сути дела, многонациональными. Во многих Из них

роль доминирующей нации в той или иной форме и сте­пени оспаривается другими

национальными группами. Более того существует множество народов без

собственной государствен­ности. Как показывает исторический опыт,

территориальный подход редко приводит к сколько-нибудь удовлетворительному

раз­решению национального вопроса. Албанцы в Сербии, венгры в сопредельных

государствах, курды в Ираке, Турции, Иране и Сирии— ни что иное как следствие

Версальско-Вашингтонской системы. Эти проблемы настолько сложны, что никакая

перекройка не поможет, лишь еще более усугубит ситуацию. В наши дни

национальные и этнические конфликты не все­гда поддаются удовлетворительному

урегулированию путем из­менения национальных границ. Как показал опыт распада

Югославии и СССР, решение одних проблем зачастую чревато появ­лением новых,

еще более сложных и трудноразрешимых проблем. Если бы все существующие в

современном мире нации, народы этносы претендовали на создание собственных

независимых го­сударств и попытались бы реализовать эти претензии,

неустой­чивость миропорядка многократно усилилась бы и само сущест­вование

многих государств было бы поставлено под вопрос.

На земле существует огромное число потенциальных наций, несомненно во много

раз превосходящее возможное число потен­циальных государств. По некоторым

данным, в настоящее вре­мя в мире насчитывается 8000 языков, не считая

диалектов. По­тенциальное число новых национальных государств исчисляет­ся

десятками, но никак не сотнями. Нельзя не согласиться с те­ми авторами,

которые убедительно обосновывают мысль о невоз­можности удовлетворения

интересов всех без исключения этно­сов, во всяком случае в полном объеме и

одновременно.

Реализация интересов одного этноса слишком часто задева­ет интересы другого

этноса ( нередко и не одного). К тому же мно­гие этносы во всех регионах

земного шара либо малочисленны, либо уже живут не компактными группами, а

перемешаны друг с другом и поэтому не вправе реально претендовать на создание

собственных суверенных национальных государств.

Рост числа государств может стать фактором, способствую­щим увеличению

неопределенности и международной неста­бильности. Как показал опыт 90-х

годов, распад сколько-нибудь многонационального государства может привести к

распаду ус­тоявшихся властных структур и нарушению баланса власти и

ин­тересов, а это, в свою очередь, к росту неопределенности и

не­устойчивости. События на постсоветском и постъюгославском про­странствах

показывают, что такой распад чреват непредсказуе­мыми кровавыми

последствиями, в которых даже в долгосроч­ной перспективе проигрыш для

большинства вовлеченных сто­рон явно перекрывает все возможные приобретения.

Этот факт приобретает особую значимость, если учитывать. что на смену

характерной для биполярного периода определённости приходит неопределенность,

способная питать недоверие стран и народов друг к другу. Следует отметить и

то, что не­редко национальные движения, в идеологии которых преобладает

этническое начало, довольно быстро исчерпывают своим мобилизационный

потенциал. Более того, они создают благопри­ятную почву для утверждения

авторитарных и тоталитарных режимов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.