на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Геополитика

«истинного» учения. В ХХ в. место вероисповедания заняла идеология, которая

при­няла форму демократического национализма, национал-социализма

марксистского интернационализма.

В наиболее законченной и чистой форме идеологический или системный конфликт

имел место после второй мировой вой­ны между двумя блоками, возглавлявшимися

США и СССР.

Конфликт идеологии и образование "трех миров»

Как отмечал К.Мангейм, признание того факта, что «мысль всех партий во все

эпохи носит идеологический характер», спо­собствовало разрушению «доверия

человека к человеческой мыс­ли вообще». Идеологизация внешней политики и

созданные на ее основе стереотипы, которые после второй мировой войны

не­изменно подкреплялись трудными, порой драматическими отно­шениями между

Востоком и Западом, увеличивали взаимную по­дозрительность, недоверие и даже

враждебность, способствова­ли возведению «железного» или иных занавесов, стен

психоло­гического противостояния.

В период биполярного миропорядка сами понятия «Восток» и «Запад» приобрели

идеологическое измерение и, по сути де­ла, перестав быть чисто

географическими, превратились в идеолого- политические. Именно идеологическое

измерение служило одним из стержневых элементов, составляющих ось

двухпо­люсного мира. Именно оно в значительной мере обеспечивало тот

стратегический императив, который заставлял большинство стран сгруппироваться

вокруг того или иного полюса. По этому Признаку расположенная на Дальнем

Востоке Япония стала ча­стью Запада.

? Определенные коррективы в такой расклад внесло то, что мировое сообщество

оказалось разделенным на три разных мира, отличающихся друг от друга по степени

экономического развития, образу жизни, мировоззрению. К первому относится

группа Развитых и примыкающих к ним стран Европы и Северной Америки. а также

Япония и некоторые азиатские страны, достигшие определенных успехов в

экономическом развитии. В основном это страны первого эшелона

капиталистического развития, составившие «центр». Первым он назывался потому,

что возник уже в Новое время и вплоть до образования СССР занимал

господствующее положение на всем пространстве евро-центристского мира. Хотя

Советский Союз появился на политической кар­те после большевистской революции

1917 г., говорить о втором мире, включающем в себя группу социалистических

стран, ста­ло возможным лишь после второй мировой войны.

Дело в том, что реальные вес и влияние мирового масштаба СССР приобрел лишь в

самом конце 30-х годов. Длительная экономическая разруха после кровавой

гражданской войны многочисленные эксперименты в сфере экономики, на которые

растрачивались огромные материальные и людские ресурсы, ре­прессии, которые

отрицательно сказывались на социальном и эко­номическом развитии страны, не

позволяли руководству СССР подкрепить свои идеолого- политические притязания

действенным экономическим и военно-техническим потенциалом.

Однако, сыграв решающую роль в разгроме гитлеровской Гер­мании, СССР вышел из

второй мировой войны могущественной военно-политической державой. В

результате, если в 20—30-х го­дах Советский Союз представлял для

капиталистического мира прежде всего идеологическую угрозу, то теперь он

превратился еще и в реальную военную угрозу. К тому же в межвоенный пе­риод

СССР был единственной социалистической страной. После войны в результате

освобождения от фашистского ига страны Вос­точной Европы — Польша, Венгрия,

Румыния, Чехословакия, Албания, Болгария и Югославия — избрали

социалистический путь развития. Определяющую роль в их выборе сыграло то, что

в ходе переговоров по послевоенному урегулированию Восточная Европа вошла в

сферу влияния СССР, который осуществлял до­вольно жесткий контроль за

развитием событий в данном реги­оне. В результате в течение нескольких

послевоенных лет во всех этих странах победу одержали коммунистические и

рабочие партии.

За восточно-европейскими странами последовали некоторые страны Азии. В 1949

г. в Китае произошла народно-демократи­ческая революция, результатом которой

явилось образование Ки­тайской Народной Республики (КНР). Затем были

образованы Ко­рейская Народно-Демократическая Республика (КНДР),

Социа­листическая Республика Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая

Республика (ЛНДР) и Народная Республика Кампучия. В начале 60-х годов о

выборе социалистического пути развития заявило руководство Кубы во главе с

Ф.Кастро, пришедшее к власти в 1959 г. В итоге возникла мировая

социалистическая сис­тема во главе с СССР, объединившая все страны с

социалисти­ческими и народно-демократическими режимами.

В то же время в результате распада колониальных империй, как выше говорилось,

на мировую авансцену вышла группа но­вых независимых стран, которые по

множеству признаков, как социально-экономических, так и особенно идеолого-

политических, в полной мере не могли принадлежать и не принадлежали ни к

одной их двух группировок. В совокупности с Латинской Америкой они составили

особую группу стран, которых объеди­нял целый ряд общих системообразующих

признаков: отста­лость экономики, слаборазвитость социально-классовой

структу­ры, преобладание крестьянства, слабость национального

предпри­нимательства, незрелость рабочего класса, сохранение в широ­ких

масштабах традиционных патриархальных, племенных, плановых, патерналистских

структур и элементов и т.д. Чтобы Отличить их от двух упомянутых выше групп,

они были назва­ны странами третьего мира.

Вслед за завоеванием странами третьего мира политической не­зависимости на

первый план выдвинулись задачи достижения под­линной экономической

независимости. А это предполагало преж­де всего преодоление экономической

отсталости и перевод народ­ного хозяйства на рельсы ускоренного развития. В

силу необхо­димости первоочередного решения именно этой задачи они были

названы развивающимися странами. Проблема развития приобре­тала все большую

актуальность по мере осознания того, что фор­мальная политическая

независимость остается лишь благим по­желанием без основополагающей

экономической независимости.

В поисках экономической и финансовой помощи между раз­личными странами третьего

мира развернулась своеобразная конкуренция за завоевание благосклонности Запада

и стран со­циалистического содружества, прежде всего СССР. А для послед­них

они, в свою очередь, стали ареной ожесточенной идеологи­ческой и политической

борьбы за сферы влияния, которая нередко выливалась в локальные и региональные

войны, как это было, например, в 60-начале 70-х годов в Юго-Восточной Азии Или

в 70—80-х годах в Анголе. Не случаен тот факт, что именно по линии

приверженности или близости к одной из противо­борствующих блоков произошла

дифференциация стран данной группы.

Необходимо отметить, что советская идеология и в более широком смысле марксизм

оказали немаловажное влияние на политическую экономию и международные отношения

в середи­не и второй половине XX столетия. Особенно большое влияние марксизм

имел среди западной интеллигенции, разработавшей различные варианты

неомарксизма. Нельзя отрицать и то, что в период перехода от колониализма к

постколониализму миро­воззрение и установки политической элиты развивающегося

мира были окрашены в марксистские и марксистско-ленинские тона. Дж.Неру,

например, признавал: «изучение трудов Маркса и Ленина оказало серьезное

влияние на мое мышление и помогло мне увидеть историю и текущие события в новом

свете».

Политическую элиту привлекали в марксизме-ленинизме революционный пафос,

разоблачение связанных с угнетением и эксплуатацией империализма и

колониализма, призывы к рав­ноправию народов и социальной справедливости.

Показательно, что среди значительной части политической элиты и творчес­кой

интеллигенции преобладало убеждение, что все беды стран третьего мира вызваны

колониалистской и неоколониалистской политикой индустриально развитых стран.

Они рассужда­ли примерно по такой схеме: третий мир беден, потому что раз­витой

мир богат. Эту мысль предельно четко изложил руково­дитель Сенегала Л.Сенгор,

который в 1959 г. утверждал: "общественным фактом сегодня является то, что

подъем жиз­ненного уровня европейских масс мог быть достигнут толь­ко за счет

ухудшения жизненных стандартов народных масс Азии и Африки».

Очевидно, что советские руководители и идеологи недооце­нили потенции и

возможности западного капитализма, неверно восприняли реальные умонастроения и

установки элит развива­ющегося мира и жестоко обманулись в трактовке настроений

ра­бочего класса развитого мира. Постепенно становилось ясно, что бедные страны

бедны вовсе не потому, что богатые страны богаты. Как справедливо отмечал

Дж.Пучала, «самыми бедны­ми странами в мире являются те, которые не были

замечены западным капиталом; наоборот, многие из тех, кто экономь чески

преуспевает, оказываются как раз наиболее обхаживаймыми западным капиталом.

Незападные страны, делающие боль­шие экономические успехи, это именно те,

которые сами выбрали путь капиталистического развития и обрели все связи с той

международной системой, которая способствует подобному развитию».

Что касается богатства Запада, то главным его источником является не только и

не столько сырье, сколько достижения на­учно-технического прогресса.

В целом вплоть до конца 70-начала 80-х годов на основе ба­зовых

капиталистических институтов действовали в основном стра­ны первого, т.е.

индустриального мира. Это примерно 1/4 часть современного мира.

Социалистический лагерь включал 26 стран с общей численностью населения в

1986 г. около 1,7 млрд чело­век, или 37 % населения всего земного шара.

Остальные стра­ны составляли третий мир.

Сущность идеологической борьбы между двумя блоками

Идеологизированная внешняя политика, по крайней мере в теории, имплицитно

предполагает изменение существующего баланса сил в пользу той или иной

противоборствующей сторо­ны, отказ от осторожного, реалистического и

прагматического стиля дипломатии, основанной на равновесии сил между

вели­кими державами.

Сущность и вместе с тем уникальность конфликта между дву­мя блоками,

вылившегося в холодную войну, состояла в том, что в концептуальном плане он

помимо всего прочего представлял собой глобальное идеологическое,

политическое и военное про­тивостояние двух социально-политических систем,

носил меж­системный характер и был пронизан мировоззренческим,

идео­логическим началом.

Вторая мировая война имела одной из своих целей кардиналь­ное перераспределение

мирового баланса сил между крупнейши­ми военно-политическими державами того

времени. Особенность холодной войны состояла в том, что в качестве реальных

претен­дентов на участие в противоборстве за первые роли в новом миропорядке

остались две сверхдержавы — США и СССР. В геопо­литическом плане мир стал

биполярным. «Холодная война, — писал в данной связи С.Хофман, —

была сдержанным крестовым. походом, но все же она оставалась крестовым походом.

Мир Представлялся разделенным между нами и ними, добром и злом, хорошими

парнями и плохими парнями, свободным миром и угнетателями».

Иначе говоря, под понятием «холодная война» подразумева­лись не просто

напряженные отношения между двумя сторона ми, не просто соперничество, а чуть

ли не священная война, в которой одна из этих систем должна одержать победу,

а другая — исчезнуть.

Очевидно, что в условиях биполярного мира и холодной вой­ны оборона от

внешней угрозы составляла лишь одну из функ­ций двух главных военно-

политических блоков. Как не без ос­нований отмечал А.Проэктор, значительно

важнее внутренние, «сдерживающие» функции. Для США в послевоенное время — это

«контроль и перевоспитание» германского и японского экс­тремизма,

цементирование «атлантического» мира, укрепление связей Западной Европы с

Северной Америкой. Для элиты СССР — это контроль над соцлагерем, его единение

и огражде­ние от воздействия «чужой системы». Не случайно каждая из двух

систем именно себя считала, выразительницей и защитницей чаяний и интересов

народов и соответственно обосновывала не­избежность своей победы и

обреченности противной стороны. Раз­работав идеологическое обоснование своих

позиций, США объ­явили себя защитницей свободного мира, а СССР — оплотом

ми­ра, демократии и социализма.

В результате конфликт между двумя блоками приобрел ши­рокомасштабное измерение,

которое по-своему узаконивало раз­деление мира на два противоборствующих блока,

двухполюсную структуру международных отношений. «Долгосрочный характер и

исключительная потенциальная опасность конфликта меж­ду Востоком и Западом, —

говорилось, например, в одном из докладов «Трехсторонней комиссии», —

вытекает, из того фак­та, что этот конфликт соединяет в себе соревнование двух

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.