на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Геополитика

идеологий, которые функционально выполняют роль тех же традиционных религий и

идеологий. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт что в современных

условиях возрождаются, мимикрируясь и при­спосабливаясь к новым реальностям,

как идеологии национал. социализма и большевизма, правого и левого

радикализма, так и более респектабельные конструкции консерватизма и

либера­лизма.

При распаде мифологии прогресса и эрозии влияния тради­ционных религий места

коллективных идеалов и мобилизующих мифов остаются «вакантными». Поэтому прав

был папа Иоанн Павел II, который говорил: «Там, где человек не опирается

бо­лее на величие, которое связывает его с трансцедентностъю, он рискует

допустить неограниченную власть произвола и, псев­доабсолютов, которая

уничтожает его». Ослабление, расшаты­вание инфраструктуры традиционной

базовой культуры имеют своим следствием измельчение, атомизацию, эфемерность

цен­ностей, норм и принципов, определяющих моральные устои людей. В результате

понятия «родина», «вера», «семья», «нация», теряют свой традиционный смысл. Это

приводит, с одной сторо­ны, к усилению терпимости и открытости в отношении

чуждых культур и нравов, а с другой стороны, к ослаблению чувства

при­верженности собственным традициям, символам, мифам.

В условиях неуклонной космополитизации и универсализа­ции все более отчетливо

прослеживается обострение чувства безродности, отсутствия корней, своего рода

вселенского сиротст­ва. Как отмечал М.Хайдеггер, «бездомность становится

судь­бой (современного) мира». При таком положении для многих

дез­ориентированных масс людей национализм, различные формы фундаментализма

могут оказаться подходящим, а то и послед­ним прибежищем. В данном контексте не

случайным представ­ляется всплеск так называемых «возрожденческих» движений в

исламском и индуистском мире, национализма и партикуля­ризма почти во всех

регионах земного шара.

При этом важно отметить, что фундаментализм с его ударе­нием на идеи возврата

к «истокам», разделением мира на «на­ших» и «чужих» бывает не только

исламским, как нередко изо­бражают, но также протестантским, православным,

либеральным, большевистским и т.д. Все они представляют собой своего роде

реакцию против тенденций нарастания сложности и секуляри­зации социального

мира.

В этом контексте следует рассматривать и традиционалистские движения. В условиях

растущей интернационализации космополитизации особое звучание приобретает мысль

американского поэта Э.Паунда о том, что «традиция — это красота, ко­алирую

мы оберегаем, а не оковы, которые нас удерживают». Нель­зя считать

традицию, принадлежащей всецело прошлому, огра­ниченной во времени и

пространстве и не имеющей ничего об­щего с сегодняшним днем. Традиция, воплощая

сам дух наро­да, призвана внести универсальный смысл в историческое бытие

данного народа, в его место и роль в сообществе всех остальных народов. В то же

время необходимо учитывать, что такие явления, как религиозный фундаментализм,

национализм, расизм, нетерпимость во всех ее проявлениях некорректно объяснять

с помощью таких понятий, как «возрождение», «пережитки» и т.д. Это, по сути

дела, новые явления, порождения нашей же эпохи с той лишь разницей, что

используют терминологию, заимство­ванную из лексикона прошлого. И этот факт не

должен вводить нас в заблуждение.

Все сказанное создает благоприятную почву для формирования и распространения,

с одной стороны, всякого органицистских, традиционалистских,

фундаменталистских, неототалитарных, неоавторитарных идей,, идеалов, устоев,

ориентации, а с другой стороны, универсалистских, космополитических,

анархистских, либертаистских, антиорганицистских и т.д. идей, установок, не

признающих целостности, дисциплины, от­ветственности. Это со всей

очевидностью говорит о том, что в фор­мирующемся новом миропорядке идеологии

отнюдь не станут достоянием истории, они сохранят функции и роль фактора,

суще­ственно влияющего на характер и направления развития миро­вого

сообщества.

Национализм как идеология

Идейно-политическому обоснованию национального государ­ства в течение последних

двухсот лет служил и продолжает слу­жить национализм. Национализм и идеология

теснейшим образом связаны друг с другом, дополняют и стимулируют друг

друга. Не случайно они возникли почти одновременно и выражали прессы

поднимающегося третьего сословия пли буржуазии, что, в сущности, на начальном

этапе представляло собой одно и тоже. В XX столетии оба феномена

приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения

широкого спектра явлений. Появившиеся понятия «буржуазный национализм»,

либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», е.

«национал-шовинизм», «нацизм» и т.д., по сути дела, использо­вались в качестве

идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и

идеологических программ соответствующих социально-политических сил. В Советском

Союзе идеология интернационализма была поставлена на службу за­щиты

государственных интересов и, став фактически государст­венной идеологией,

выполняла, как это не парадоксально, роль и функции национал- социализма в

гитлеровской Германии.

Большинство авторов признают, что XIX в. является пери­одом «сотворения

национализма». Однако нет единого мнения что понимать под национализмом. Еще

английский исследова­тель прошлого века У.Бейджгот отмечал: «Мы знаем, что

это (национализм) такое, когда нас об этом не спрашивают, но мы не можем без

запинки объяснить или определить его". Суще­ствует также мнение, которое

вообще ставит под сомнение сам факт существования национализма как реального

феномена. Например, известный современный английский исследователь Э.Хобсбаум

утверждал, что «национализм требует слишком большой веры в то, что не

существует».

Вместе с тем были и такие авторы, которые, будучи убежден­ными в реальности и

силе национализма, выступали с радикаль­ными лозунгами предоставления всем

нациям возможности со­здать собственное государство. Так, в определенной

степени вы­ражая популярные в тот период умонастроения, швейцарский

ис­следователь международного права И.К.Блюнчли писал в 1870 г.:

«Б мире должно быть столько же государств, сколько в нем раз­личных наций.

Каждая нация должна иметь свою государст­венность, а каждое государство должно

строиться на нацио­нальной основе».

Поэтому понятно, почему споры и дискуссии по данному во­просу в наши дни не

только не прекратились, но и приобрели но­вый импульс. Они концентрируются

вокруг вопросов о том, что такое национализм и национальная идея, когда они

возникли, какую роль (положительную или отрицательную) сыграли в

об­щественно-историческом процессе, какова их роль в современ­ном и грядущем

мире, что первично — нация или государство, как они соотносятся друг к другу

и т.д.

Не совсем верно рассматривать религиозный фундаментализм, национализм,

расизм, нетерпимость во всех ее проявлени­ях только через призму истории, как

некие реликты прошлого, несовместимые с настоящим и тем более с будущим.

Причем зачастую, не имея четкого представления о природе появления этих

феноменов в современных реальностях, их изображают в каче­стве неких

возрождений или пробуждений, давно преодоленных тем или иным сообществом

феноменов. Говорят, например, о воз­рождении религиозного фундаментализма,

национализма, тра­диционализма и т.д. В результате они предстают в качестве

не­ких фантомов, не имеющих почвы в современном мире. При этом часто

предается забвению то, что каждая эпоха вырабатывает и исповедует собственные

«измы», например собственные либера­лизм, консерватизм, радикализм и т.д.,

нередко присовокупляя к ним префикс «нео». В действительности же в

большинстве слу­чаев мы имеем дело с совершенно новыми явлениями,

порожден­ными именно современными реальностями, хотя к ним и при­меняются

названия, ярлыки и стереотипы, заимствованные из прошлого. Чтобы убедиться в

этом достаточно сравнить между собой, консерватизм конца XX века с его

прототипом прошлого века или классический либерализм XIX в. с современным

соци­альным либерализмом.

На первый взгляд парадоксально может звучать утверждение, что национализм при

всей своей внешней обращенности в про­шлое, традициям, мифам и т.д. является

ровесником и близне­цом модернизации и теснейшим образом связан с

промышлен­ной революцией, урбанизацией, становлением гражданского об­щества и

современного государства. То, что национализм и про­мышленная революция порой

как бы противопоставляли себя друг Другу, никоим образом не должно вводить в

заблуждение. Хотя некоторые авторы и говорят, что нация представляет собой

феномен, старый как сам мир, национально-государственное строительство

началось с Ренессанса и Реформации. Оно было сти­мулировано кризисом

Священной Римской империи и противо­борством между возникавшими одной за

другой монархиями. Но все же в современном понимании сами понятия «нация»,

«на­ционализм», «национальное государство», «национальная идея» сложились

только в ХУШ-Х1Х вв.

И действительно, национальное государство в строгом смысле слова лишь в

течение последних примерно 200 лет выполняет роль главного субъекта власти и

регулятора общественных и политических отношений, в том числе и

международных. Как выше отмечалось, Германия и Италия вышли на общественно-

политическую авансцену лишь во второй половине XIX в. Целый ряд национальных

государств — Югославия, Чехословакия, Финляндия, Польша, прибалтийские страны

и др. — появились на политической карте современного мира лишь после первой

мировой войны в результате распада Австро-Венгерской, Оттоман­ской и отчасти

Российской империй.

Сама проблема нации и национализма стоит в точке пересе­чения социально-

экономических, технологических и политиче­ских изменений. Очевидно, что

формирование национального язы­ка невозможно рассматривать вне контекста этих

изменений, по­скольку его стандарты могли формироваться только после

появ­ления книгопечатания, развития средств массовой информации и массового

образования.

Не случайно национализм первоначально отождествлялся с восхождением буржуазии и

капитализма. Поэтому прав Э.Геллнер, который утверждал, что национализм — это

«не пробуждение древней, скрытой, дремлющей силы, хотя он представля­ет себя

именно таковым. В действительности он является след­ствием новой формы,

социальной организации, опирающейся на полностью обобществленные,

централизованно воспроизводящие­ся высокие культуры, каждая из которых защищена

своим го­сударством».

Но опять же парадокс состоит в том, что ряд важнейших ус­тановок

национализма, особенно те, которые призваны обосновать притязания или

требования национального самоопределения всех без исключения народов на

началах создания самостоятельных национальных государств, на первый взгляд,

противоречат тен­денциям современного мирового развития. Тем не менее в

глазах миллионов и миллионов людей он сохраняет притягательность и в этом

качестве служит мощным мобилизирующим фактором. Но такова участь всех великих

мифов, верований и идеологий. Ведь до сих пор среди исследователей,

занимающихся данной пробле­матикой, нет единого мнения относительно того, что

было рань­ше — национализм, нация или национальное государство. В этой связи

ряд авторов совершенно справедливо указывают на то, что лишь в нескольких

странах образование нации послужило ос­новой государственного строительства.

Речь идет прежде всего об Италии, Германии и Греции. Как отмечал Г.Ульрих,

специали­сты до сих пор не могут придти к согласию относительно того, что

именно преобладало в процессе объединения Италии: государственное

строительство под руководством Кавура или же станов­ление новой нации —

процесс, который возглавили Мадзинй Гарибальди. Что касается Германии, то

здесь задолго до объеди­нения существовало сильное национальное движение.

Нельзя» признать, что во многом объединенная Германия явилась детищем

железного канцлера О.Бисмарка.

Многие исследователи не без основания отмечают, что не нации создают государства

и национализм, а наоборот, они созда­ется государством. По-видимому, есть резон

в позиции Э.Геллвера, который считает, что «именно национализм порождает

на­ции, а не наоборот». И действительно, во многом прав извест­ный

'английский экономист и историк Э.Хобсбаум, который под­черкивал, что нации

представляют собой «дуалистический фе­номен. создаваемый преимущественно

сверху, но который невозможно понять без изучения процессов, шедших снизу, т.е.

без чаяний, надежд, потребностей, желаний и интересов про­стонародья, которые

не всегда были национальными, но от этого не становились менее

националистическими».

В данной связи показательно, что распространение рыночных отношений,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.