на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
p align="left">Для конкретизации бухгалтерского учета готовой продукции организациями общественного питания в действующие нормативные акты, на наш взгляд, необходимо внести дополнения. В п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предусмотреть возможность учета готовой продукции в организациях общественного питания по продажным ценам. Кроме того, в Инструкции по применению Плана счетов - четко определить порядок отражения в организациях общественного питания готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства. По нашему мнению, с целью ведения раздельного учета готовой продукции и продуктов питания к счету 41 «Товары» можно предусмотреть открытие таких субсчетов:

41/1 - «Товары на складе»;

41/2 - «Продукты (сырье) на складе»;

41/3 - «Товары в буфете и розничной торговле».

Индивидуальные особенности учета готовой продукции в предприятиях питания должны быть оговорены в учетной политике организации.

Предложения, высказанные авторами настоящей статьи, апробированы в практике учета готовой продукции в организациях общественного питания Новосибирской области, а внесение их в нормативно-правовые акты позволит кардинально улучшить правовое обеспечение учета готовой продукции в общественном питании, а вместе с тем повысить достоверность учетной информации, используемой для принятия правильных и обоснованных управленческих решений.

Нематов Акмал Рауфджонович - зав. отделом теоретических проблем современного права Института государства и права Академии наук РТ, кандидат юридических наук

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Таджикистан уверенно шагает по пути построения демократического, правового, светского и социального государства. Правовые основы формирования такого государство четко регламентированы Конституцией республики. Становление правового и социального государства предопределяется правовой сущностью государства и хорошо развитой экономикой, которая в свою очередь должна быть четко урегулирована государственными нормативно-правовыми актами. Сегодня вопросы взаимодействия экономики и права стали особенно актуальными, что обусловлено переходом от административно-командной системы управления экономикой к экономике рыночной, где участие государства в регулировании экономики минимизировано и в основном направлено на выработку норм права для урегулирования экономических отношений между их участниками.

При этом следует отметить, что независимо от того, является ли экономика рыночной или командно-административной, вмешательство государства в экономику - объективная необходимость. В первом случае оно выступает субъектом права собственности и выработки правил игры, а во втором - основным производителем и распределителем материальных благ в государстве. В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. Экономическая теория / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.- М., 2008.- С. 603.

Одним из основных направлений деятельности государства в сфере экономики выступает формирование системы законодательства с целью регулирования экономических отношений, и происходит это путем правотворческой деятельности государственных органов. Сегодня мы можем говорить об обществе с рыночной экономикой, с плановой, административно-командной и со смешанной экономикой. См.: Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко.- М., 2002.- С. 272. Прошлый век и начало этого века показали неэффективность двух первых экономических систем. В первом случае наблюдалось малое участие государства в экономике, что привело в начале ХХ в. к Великой депрессии, а в начале XXI в. - к мировому финансовому кризису. Во втором случае неэффективность командно-административной системы выразилась в распаде целого государство.

Смешанная система экономики предусматривает усиление роли государства в экономике по сравнению с рыночной экономикой, однако не в той степени, которая была в командно-административной. Как указывает М.Н. Марченко, основной чертой социальных систем со смешанной экономикой является распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок (то есть в рыночных отношениях), но при существенной роли государственных органов власти и управления. Там же.- С. 279. Основные направления становления смешанной экономики, основанной на рынке, в Таджикистане были определены ещё в конце прошлого века. Так, в своем выступлении на первой сессии Маджлиси Оли Президент РТ Эмомали Рахмон говорил, что в стратегическом плане есть лишь одно средство исправить положение - перейти к рыночным отношениям. При этом было бы губительной ошибкой слепо копировать чужие образцы. Мы должны выработать свой путь, отвечающий нашей специфике. Эмомали Рахмон. Доклад на первой сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан (7 апреля 1995 г.).- Душанбе, 1995.- С. 30. В свою очередь, Т.Н. Назаров пишет, что рыночные отношения для экономики Таджикистана - это новый тип ведения хозяйства, развитие которого призвано соответствовать современным требованиям глобализации и научно-технической революции. Назаров Т.Н. Рыночная экономика и международное сотрудничество.- Душанбе, 2007.- С. 23. Думаем, что для формирования рыночной экономики в Таджикистане следует учитывать как специфику таджикского общества, географическое положение республики, так и требования глобализации, которая должна проходить на базе новых достижений науки и техники, на основе современных технологий. Наряду со всем этим весь процесс экономических реформ и постепенный переход к рыночной экономике должны проходить с учетом развития права в сфере экономических отношений.

Если исходить из содержания ст. 1. Конституции Республики Таджикистан, то мы провозгласили построение правового государство, т.е. доминирование права во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономической сфере. В соответствии с этим, мы должны строить правовую экономику, что подразумевает развитие и действие экономики в правовом поле государства. Так, Президент РТ Эмомали Рахмон отмечал: «Государственное управление призвано поставить предел стихии «дикого рынка» и открыть простор рынку цивилизованному, ускорить его становление». Эмомали Рахмон.Указ. раб.- С. 31. Как правильно пишет М.Н. Марченко, общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно являются законы, подзаконные и судебные акты, Марченко М.Н. Теория государства и права.- М., 2006.- С. 404. которые разрабатываются и принимаются непосредственно в процессе правотворчества.

Сегодня в Таджикистане созданы все правовые условия для формирования рыночной экономики, где государству отводится важнейшая роль. В процессе создания таких условий особое место занимает Конституция Республики Таджикистан. В силу своей высшей юридической силы во всей правовой системе республики, она установила основы экономического устройства республики и определила в своем содержании базовые правовые нормы для дальнейшего осуществления государственными органами правотворческой деятельности по формированию правовой экономики в государстве.

Чтобы экономика была цивилизованной, чтобы она действовала в соответствии с экономическими законами, необходимо их правовое регулирование со стороны государства. При этом под экономическими законами следует понимать не законы государства, а объективные законы, отражающие процессы экономического развития. Экономические законы являются первичными по отношению к законам государства, так как именно они определяют круг нормативно-правовых актов для регулирования новых экономических отношений, а также их содержание. Конституция как Основной Закон государства в своих правовых нормах отражает экономические законы.

В первые годы независимости одним из приоритетных направлений правовой политики государства выступало осуществление правотворческой деятельности, связанной с проведением экономических реформ и обновлением всей системы законодательства республики с учетом новых экономических реалий. Так, в докладе Президента РТ Эмомали Рахмона на первой сессии Маджлиси Оли указывалось на необходимость разработки и принятия таких законов, как законы о собственности, о валютных биржах, о защите малого бизнеса и частного предпринимательства, о концессиях, на возможность внесения изменений и дополнений в законы о предпринимательской деятельности, об иностранных инвестициях, о земельной реформе, о банках и банковской деятельности. Эмомали Рахмон. Указ. раб.- С. 38. Таким образом, закрепление правовых норм в Конституции РТ для осуществления правотворческой деятельности государственными органами по формированию правовой экономики очевидно, и основные направления осуществления правотворческой деятельности в этой сфере были определены ещё в 90-е годы прошлого века.

Рассмотрим основные положения Конституции Республики Таджикистан, которые составляют правовую основу осуществления правотворческой деятельности в области экономики.

Базовой нормой является ч.2 ст. 1 Конституции республики провозгласившего Таджикистан социальным государством, вся политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Экономическое благосостояние каждого государства оценивается по совокупности доходов общества в целом и каждого из его членов, исходя из социальной защищенности его населения. Одним из основных назначений правотворческой деятельности в Таджикистане, по мнению А.Х. Маликовой, является правовое регулирование заработной платы, дифференциация налогообложения, установление социальных льгот, пособий, разного рода выплат для социально незащищенных слоев населения. Маликова А.Х. Организационно-правовые аспекты функции государства по социальной защите престарелых и инвалидов в Республике Таджикистан.- Душанбе, 2005.- С. 59. Только путем максимальной защищенности своих граждан государство может показать развитость своей экономики. Иначе говоря, критерием развития экономики выступает социальная защищенность его граждан.

Многообразие форм собственности является одним из фундаментальных достижений не только экономической, но и юридической теории. Оно нашло свое отражение также в Конституции республики и закреплено в ст. 12, которая гласит, что основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности. На базе этой нормы Конституции парламентом республики был принят ряд законов, направленных на действительную реализацию многообразия собственности в республике. Среди законотворческих актов особое место занимает Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Так, II раздел этого кодекса посвящен праву собственности, которое предусматривает порядок реализации субъектами права на собственность, содержание которого состоит во владении, пользовании и распоряжении собственностью. См.: Гражданский кодекс Республики Таджикистан (Часть 1) // Свод законов Республики Таджикистан.- Душанбе, 2003.- Т. 1.- С 98.

Другой принципиальной нормой, касающейся собственности, является ст. 13 Конституции РТ, которая закрепила землю, её недра, воду, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные ресурсы как исключительную собственность государства. При этом ст. 13 гарантирует эффективное их использование в интересах народа. Во исполнение этой статьи государственными органами с целью детализации и конкретизации был принят ряд нормативно-правовых актов, которые направлены на исключительное владение государством и распоряжение им природными ресурсами. Так, в 1994 г. был принят Закон РТ «О недрах», в ст. 3 которого было отмечено, что все недра в пределах государственных границ Республики Таджикистан составляют государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и неиспользуемые части недр. Распоряжение и управление государственным фондом недр в интересах всего населения Республики Таджикистан осуществляется Правительством Республики Таджикистан.

Особенностью ст. 13 Конституции РТ является то, что в ней четко констатируется, что государство обязано использовать эти природные богатство исключительно в интересах своего народа и направлять эти ресурсы на развитие экономики государства. Сегодня, когда идет процесс глобализации экономики, остро стоит вопрос о защите экономических интересов государства и обеспечении его экономической безопасности. Именно правовая норма ст. 13 Конституции республики может сыграть ключевую роль в разработке новых законов, направленных на защиту экономических интересов республики в круговороте глобализационных процессов, как на мировом, так и на региональном уровне.

Налог является одним из основных признаков государства и основным источником пополнения государственного бюджета. В связи с этим, уплата налогов и сборов, установленных законом, имеет обязательный характер с целью поддержания действенности экономики. Т.Н. Назаров пишет, что налогооблажение является одним из важнейших факторов развития экономики и локомотивом экономического роста государства. См.: Назаров Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество.- Душанбе, 2004.- С. 43-44. Правовая норма в ст. 45 Конституции Республики Таджикистан, закрепляющая обязанность каждого гражданина и организаций оплату установленных законом налогов и сборов, является конституционно-правовой основой для осуществления правотворческой деятельности, направленной на разработку нормативно-правовых актов, которые обеспечат доходную часть государственного бюджета республики. Первым среди нормативно-правовых актов в этой области мы можем назвать Налоговый кодекс Республики Таджикистан. За период с 1995 г. по 2009 г. в Таджикистане Налоговый кодекс принимался дважды. Это был первый постсоветский кодифицированный акт Республики Таджикистан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.