на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
p align="left">Кроме того, следует выработать стандарты функционирования официальных исполнительных структур, тесно увязав его с рейтинговыми показателями оценки их деятельности населением. В законодательные акты (прежде всего, в законы о правительстве, местной власти) и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность публичной администрации, следует внести обязывающие нормы о постоянном информировании населения по текущей деятельности, открытии официальных сайтов с периодическим обновлением его содержания и электронного адреса для оперативной коммуникации Показательны в этой связи данные социологического опроса, проведенного учёными кафедры коммерческого права Таджикского государственного университета коммерции при содействии Управления государственной службы при Президенте Республики Таджикистан, среди государственных служащих центральных государственных органов (август, 2008). Так, 72% респондентов признали полное и оперативное информирование населения о содержании деятельности официальных исполнительных структур определяющим фактором активности граждан в государственном управлении. При этом 38% высказались за официальное установление «дней открытых дверей», 30%- постоянное информирование населения через средства печати и коммуникации, 25% -открытие ведомственных Интернет-сайтов, 4%- ведение периодических отраслевых изданий.. Все ощутимые признаки информационного общества ставят проблему так называемого «электронного правительства», что следует все более учитывать в условиях, которые определяют современную миссию исполнительной власти. Его использование с учетом ускоренно развивающейся сферы телекоммуникации позволит улучшить качество услуг по предоставлению информации государственными органами, сократит время обслуживания граждан, количество административных барьеров в развитии бизнеса, уменьшит затраты на администрирование и в целом повысит эффективность управления.

Во-вторых, важно переориентировать исполнительную власть на решение задач, связанных с ее сущностным предназначением в обществе, а именно - организацией исполнения законов. Однако решение по этой проблеме в условиях нынешнего состояния Таджикистана, в силу непоследовательного утверждения принципа «разделения властей», остаётся сложной и на редкость неординарной. Доминирующее положение исполнительной власти позволяет ей не только дублировать иные ветви властиОб этом см. напр.: Раззоков Б.Х. Союз ССР, Таджикистан и некоторые проблемы государственно-правового развития //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. 2006. №2, но и пользуясь пассивным и вялым состоянием последних, подменять содержание законодательных установлений ведомственными актами либо административным усмотрением, граничащим порой с произволом. В результате механизм исполнения законов приобретает субъективный характер, что несет существенные угрозы юридической безопасности страны.

Драматичность ситуации можно проиллюстрировать на нескольких примерах из управленческой практики. В конце апреля 2008г автор настоящих строк направил в адрес Президента страны информационное письмо о состоянии административных нормативно-правовых актов на предмет их несоответствия законодательным актам. Спустя три месяца т.е. 31.07.2008 года это обращение за подписью первого заместителя руководителя Исполнительного аппарата Президента перенаправлено в Министерство юстиции для последующего «рассмотрения и дачи автору ответа» (курсив мой-Б.Р.). Тем самым допущено не только нарушение законодательно установленных сроков рассмотрения обращений граждан, но и проигнорировано требование Закона, согласно которому запрещается направлять обращения органу, чьи действия затрагиваются в нем См.: Закон «Об обращениях граждан»//Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1996. №24. . Между тем, Исполнительному аппарату Президента подобает как органу представляющему Главу государства и обеспечивающему его деятельность функционировать исключительно образцово, показывая другим официальным структурам публичной власти пример уважения к гражданину и безупречного исполнения законов. «Государство и все его органы, гласит ч.2 ст.10 Основного Закона Таджикистана, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать и исполнять Конституцию и законы республики» Конституция Республики Таджикистан (на таджикском, русском и английском языках). Душанбе, 2003. С.17 .

Управленческая практика буквально пестрит примерами произвольных действий публичной администрации. Так, государственные нотариальные конторы, ссылаясь на циркулярное письмо Министерства юстиции (от 26.12.2007г., №6-6-427) повсеместно отказывают в оформлении сделок по приобретению недвижимости организациям с участием иностранного капитала и иностранным гражданам. Действия центрального органа исполнительной власти и подведомственных ему публичных служб прямо противоречат фундаментальному законодательному акту - Гражданскому Кодексу страны См.: Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Душанбе, Ч.1-2. 2000 . Но «изюминка» даже не в этом. Положение усугубляется тем, что субъект, действующий в гражданском обороте на вполне легитимной основе, «де-факто» лишен возможности легальными средствами отстоять права и законные интересы, так как суды «не осмеливаются» осуществлять правосудие по подобного рода делам. Дугой пример, письмом от 24.09.2008г., (№412) руководство Таджикского государственного университета коммерции обратилось к председателю столичного района Фирдавси с просьбой о выдаче подтверждающей справки о местонахождении вновь образованной общественной организации «Центр правового содействия развитию предпринимательства» в здании указанного учебного заведения на предмет представления ее учредительных документов для государственной регистрации. Ответственные работники аппарата председателя района разъяснили инициативной группе «установленное правило» представлять им для хранения и учета копии еще незарегистрированных учредительных документов, а также копию паспорта руководителя создаваемой организации с заполненным личным листком определенной формы. Остаются неясными не только мотив, но и основание подобного действия местного органа исполнительной власти, в то время как Закон «О государственной регистрации юридического лица» строго очерчивает даже перечень документов, представляемых при оформлении в уполномоченный государственный орган. См.: Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2003. №4 . С 1 июля 2009 г. вступил в силу обновленный Закон. См.: Љумњурият, 2009. №63-64.

Изложенные явления рассматриваются нами как «административные аномалии», так как не получая соответствующей правовой оценки со стороны контрольно-надзорных структур, всё более проявляют себя в управленческой практике. Очевидно, организационное сознание не до конца осмыслило изначальный принцип правового регулирования действий носителей публичной власти: «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Может, есть резон жёстче заявить его применительно к публично-правовым отношениям: «запрещено все, что не предусмотрено законом». Обратная сторона вышеназванного принципа чревато непредсказуемыми последствиями, угрожающими правам и законным интересам иных субъектов права, устоям правовой государственности. Исполнительная власть, ее организация и функционирование таким образом, превращаются в животрепещущую проблему современного государственно-правового развития Таджикистана. В этой связи можно условно обозначить три уязвимых момента:

-ненадлежащее исполнение требований законов и отсутствие механизма национального мониторинга административных нормативно-правовых актов;

-противозаконные действия официальных исполнительных структур, остающиеся без правовой оценки в силу неэффективности контроля за публичной администрацией;

-произвольные действия носителей исполнительной власти в силу слабого утверждения принципов правового государства, в особенности доктрины «разрешительных действий».

Необходимы действенные и кардинальные меры по сдерживанию национальной администрации в гранитных берегах законности. Отчасти на решение этих задач направлены меры, предпринимаемые в рамках реформы системы государственного управления. За последние годы неоднократно создавались, ликвидировались и перестраивались те или иные организационные формы управления, перераспределялись их функции, но эти попытки к сожалению, не сделали правительство и его структуры ни более компактными, ни более эффективными. На 1-е сентября 2009 г. в республике функционируют 14 министерств, 3 государственных комитета и целый ряд приправительственных и президентских структур См.: Указ Президента Республики Таджикистан от 30.11.2006 г. «О совершенствовании системы центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан»// Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2006, нояб.. При этом перечень последних проявляет тенденцию к постоянному росту. Деятельность системы управления всех уровней все еще формируется эмпирически, пресловутым методом «проб и ошибок», характеризуется низким уровнем административной регламентации, отсутствием гибкого института постоянного мониторинга за административным нормотворчеством, что свидетельствует об отсутствии должного единства между теорией, законодательством и практикой, отстраненности профильных специалистов и структур гражданского общества от институциональных преобразовательных процессов.

В ходе реформы следует больше внимания уделят процедурным и процессуальным нормам деятельности государственной администрации, позволяющем сузить спектр усмотрений и коррупциогенных возможностей См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005. С.74-76; Ибрагимов С.И. К вопросу о некоторых проблемах формирования административной юстиции и административного правосудия в Республике Таджикистан в условиях глобализации и региональной интеграции: (сравнительно-правовой анализ)// Национальные правовые системы стран СНГ в условиях глобализации и региональной интеграции. Материалы Междунар. конф. 19-20 нояб. 2007г.

г. Душанбе, Таджикистан. Душанбе, 2007. С.250-264. Определенные надежды, связанные с принятием в Республике Таджикистан Кодекса административных процедур из-за непродуманности механизма его реализации, оказались несколько преувеличенными Кодекс вступил в действие с 5 марта 2007 г.//Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007.№4. Между тем, с его помощью как нормативно установленного порядка совершения публичной администрацией юридических действий можно не только добиться открытости и прозрачности управленческой деятельности, но и определить контуры ее дальнейшего улучшения. Для многих современных государств соблюдение строго порядка деятельности структур публичной власти, заинтересованность общества в функционировании зрелой и действенной национальной администрации достигается посредством пристального внимания к развитию административного права, интенсивного наращивания массива одноименных правовых норм См.: Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С.23-27 .

В Национальной Стратегии Развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, отмечается, что «развитие страны не может быть достигнуто без обеспечения верховенства законов, прав и свобод человека, гармонизации национального законодательства с международным правом, а также развитого гражданского общества» Документ инициирован Президентом и утвержден Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 г. Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007.№6. Социально-экономические процессы требуют новых способов и институтов управления и регулирования, качественного уровня взаимодействия государства и общества. В стране происходят глубинные изменения, стремительная глобализация в условиях мирового финансового кризиса диктует новые формы мышления и управленческого поведения. В Таджикистане предпринимаются первичные усилия по формированию институтов правового государства, а значит и преобразование административной власти в исполнительную находится на начальном этапе. Конституция страны назвала эту власть исполнительной, но необходимо еще много сделать, чтобы не только по названию, но и по содержанию она стала таковым и служила полноценному развитию общества.

Асситент кафедры экономической теории

Машокиров Джамшед Неъматуллоевич

УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В научной литературе различают два подхода к определению термина «качество»: первый подход более характерен для философских наук, где «качество» - совокупность свойств объекта, на основе которой он выделяется из многообразия других объектов, его существенная определенность. Второй подход характерен для экономических и технических наук. В соответствии с ним под «качеством» подразумевается совокупность только тех свойств объекта, которые определяют «насколько хорош рассматриваемый объект в использовании (хорошо удовлетворяет потребности)».

Несмотря на активное использование термина «качество» в ряде прикладных областей экономической теории и на практике, а также в стандартизации, специалисты до сих пор не пришли к общему мнению по поводу его определения. Об этом свидетельствует наличие множества различных авторских трактовок данного понятия, постепенно увеличивающегося с выходом новых научных публикаций, а также различий в определениях термина «качество» отечественными и международными стандартами.

Существенные расхождения между определениями термина «качество» связаны с концентрацией авторов определений на различных аспектах данной категории: структуре качества, соотношении качества и возможного ущерба от применения продукции, процессах формирования и проявления качества, его связи с потребительной и меновой стоимостью, различного рода затратами, а также технических, технологических, экологических сторонах качества. Вследствие наличия таких расхождений исследование вопросов регулирования качества услуг требует предварительного уточнения содержания термина «качество услуги».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.