на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
p align="left">В свою очередь, крупные эмитенты предпочитают ориентироваться на крупных инвесторов из числа юридических лиц, что ведет к еще большему снижению потенциальных возможностей населения. Инвестиционные же институты, признанные объединять инвестиционные ресурсы, существенного развития в республике не получили. В результате этого потенциальные финансовые ресурсы фондового рынка, находящиеся на руках у населения, идут на покупку валюты, вместо того, чтобы направляться в реальные инвестиции. Та часть средств населения, которая все же аккумулируется в банках, используется на цели кредитования и на фондовый рынок практически не поступает. В республике отсутствует рынок облигаций, опционов и варрантов. В итоге большинство потенциальных покупателей ценных бумаг от операций с ними отстранены.

Специалисты по финансовому предпринимательству практически отсутствуют. Ни в одном вузе республики не подготавливают специалистов именно для работы на РФУ и фондовой бирже. Отсутствует практика страхования рисков на фондовом рынке, а также практика посреднической деятельности.

На наш взгляд, основными факторами, влияющими на инвестиционный потенциал и на развитие РФУ, являются:

· незначительный объем денежных ресурсов, имеющихся на территории республики;

· сложное финансовое состояние предприятий республики;

· кризис неплатежей;

· слабое развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг;

· отсутствие национального рынка для республиканских эмитентов;

· изолированность фондового рынка и отсутствие международных связей;

· информационная непрозрачность рынка;

· низкая ликвидность ценных бумаг отечественных эмитентов и отсутствие государственных ценных бумаг;

· концентрация деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· отсутствие специального независимого органа, регулирующего рынок ценных бумаг;

· выпуск векселей промышленными предприятиями республики с целью пополнения оборотных средств;

· приватизация подавляющего большинства промышленных предприятий и выпуск в обращение их акций и т.д.

Во всех развитых странах основным механизмом привлечения инвестиций в экономику являются ценные бумаги. Однако на сегодняшний день не придается должного внимания развитию рынка ценных бумаг с целью насыщения республики денежными ресурсами, финансирования инвестиционных программ и дефицита бюджета и т.д.

Наиболее эффективный способ приглашения к долговременному вложению средств- создание благоприятного инвестиционного климата. Это весьма важно в Республике Таджикистан, где условия для инвестиционной деятельности остаются малоблагоприятными, совокупное значение сбережений региональных инвесторов недостаточно для того, чтобы гарантировать спрос на ценные бумаги.

Очевидно и то, что эффективно действующий РФУ не может быть создан до тех пор, пока не будет сформировано устойчивое мнение инвесторов об имеющемся потенциале больших возможностей республики. Кроме того, инвестор чрезвычайно требователен к текущей информации, особенно в момент принятия решения. Поэтому и существует необходимость в постоянном проведении информационной компании, которая должна вызвать у потенциального инвестора чувство доверия.

Основной целью проведения информационной компании является привлечение инвестиционных ресурсов и экономический рост. Однако, для того, чтобы в Республику Таджикистан пришел капитал, должна быть продемонстрирована реальная заинтересованность самой республики в инвестиционных ресурсах.

Необходимо учитывать также следующие факторы, оказывающие влияние на улучшение инвестиционного климата, то есть страхование инвестиций, ипотечное кредитование, развитая финансовая инфраструктура, образовательный уровень населения, политическая стабильность, низкий уровень преступности, хорошая экономическая обстановка, предложение пустующих площадей, имеющих необходимую инфраструктуру. Следует отметить, что наличие в стране ресурсно-сырьевой базы, производственного кадрового потенциала и удобное географическое положение объективно способствуют инвестиционной привлекательности.

Важнейшим инструментом привлечения сбережений являются контрактные сберегательные учреждения, которые мобилизуют регулярно поступающие к ним взносы участников на долгосрочные цели, такие как страхование жизни и т.д. Наибольшее распространение среди такого вида учреждений должны получить страховые компании и пенсионные фонды с государственной и частной формой собственности. В развитых странах они являются одним из основных источников инвестиций в государственные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации в силу возможности использования ресурсов на более долгосрочные инвестиции по сравнению с другими кредитными институтами.

Механизмом трансформации сбережений населения в инвестиции через операции с ценными бумагами являются инвестиционные фонды. В связи с этим целесообразно создать в республике паевой инвестиционный фонд.

Достаточно привлекательным для населения республики может оказаться выпуск инвестиционных облигаций под конкретный инвестиционный проект. Привлеченные средства могут быть направлены на приобретение оборудования для производства товаров народного потребления и оказания услуг населению, реконструкцию и модернизацию предприятий, обслуживающих население.

На наш взгляд, привлеченные через облигации средства, во-первых, должны вкладываться в инвестиционные проекты, тщательно отобранные на конкурсной основе, во-вторых, республика должна участвовать в инвестиционных проектах в форме государственных участий в АО.

Другим немаловажным фактором привлечения инвестиций и завоевания доверия у потенциальных инвесторов является выпуск государственных казначейских векселей (ГКВ). По нашему мнению, эффективный и справедливый рынок государственных ценных бумаг является особо важным для финансовой и инвестиционной деятельности в любой развивающейся стране и может служить основанием, на котором будут строиться остальные рынки капиталов и ценных бумаг. Если с самого начала правильно построить рынок государственных ценных бумаг, то остальным намного легче будет развиваться и функционировать.

Между Минфином и Национальным банком Республики Таджикистан с этой целью был заключен договор «Об обслуживании ГКВ», согласно которому Национальный банк был определен как агент Минфина по размещению и обслуживанию выпусков векселей.

На момент первоначального выпуска ГКВ при намерении их использования в качестве инструмента финансирования внутреннего долга ожидалось быстрыми темпами развивать рынок ГКВ в плане полезности последних для проведения монетарной политики. Однако к текущему моменту рынок ГКВ в достаточной мере не был поддержан и не расширен до степени, при которой операции на открытом рынке могли быть признаны удовлетворительными, и по этой причине прекратилась эмиссия ГКВ.

Продолжающаяся неспособность банков в привлечении депозитов в банковскую систему означает, что основная сумма валюты, находящаяся в обращении, остается наиболее фундаментальной проблемой, с которой сталкивается банковская система Республики Таджикистан. Только когда данная ситуация начнет идти на поправку и банки начнут выполнять отведенную им роль финансового посредника, соответствующий финансовый рынок начнет развиваться на должном уровне.

Не смотря на неудачный первый опыт эмиссии и ГКВ, а также анализируя экономическую ситуацию на сегодняшний день, считаем, что необходимо провести повторный выпуск данных государственных ценных бумаг и тем самым дать начало развитию фондовому рынку республики.

По нашему мнению, существует ряд мер, которые могли бы быть рассмотрены как возможности для повышения спроса на ГКВ:

· возможно, предоставление банкам права поддерживать определенную часть от требуемых резервов в форме ГКВ. Данная мера может повысить совокупный уровень спроса на казначейские векселя путем предоставления банкам возможности управлять хотя бы частью своих требуемых резервов;

· другим вариантом может быть предоставление банкам возможности выставлять ГКВ в качестве залогового обеспечения займов приобретаемых банками на кредитных аукционах (на сумму существующего максимума и свыше);

· введение ломбардного бизнеса, вероятно, также докажет свою привлекательность в смысле наделения банковского портфеля казначейских векселей функциями дополнительного средства получения краткосрочного финансирования;

· для целей повышения со стороны банков доверия к ГКВ особенно важным для Министерства финансов является продолжение демонстрировать способности и обязательности в своевременном погашении ГКВ. Здесь, в порядке помощи, было бы выгодным поддерживать на ближайшее будущее короткий срок обращения выпускаемых ГКВ;

· следует рассмотреть повышение степени информативности обществом результатами аукционов в целях повышения общего уровня обеспокоенности касательно будущего ГКВ, как со стороны коммерческих банков, так и со стороны частных инвесторов хотя и в меньшей степени;

· полезно было бы Национальному банку и Министерству финансов на постоянной основе организовывать встречи с банками для обсуждения правил аукционов и любых других вопросов, касающихся ГКВ.

В целом, создание благоприятного инвестиционного имиджа республики, запуск инвестиционных проектов за счет внутренних финансовых резервов, предоставление налоговых льгот для инвесторов, оживление хозяйственной деятельности, станут основой для поступления в республику внешних финансовых ресурсов, что позволяет выходить из финансового кризиса.

Азизкулова Г.С.доцент кафедры теории и истории государства и права ТНУ

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

Многократный опыт преподавания курса Теории государства и права позволяет тезисно изложить следующее:

1. Мировой опыт существования общества показывает, что каждому типу или разновидности экономики рабовладельческого феодального или иного общества должны соответствовать вполне определенный тип государственной и правовой системы. В этом смысле допустимо с известными оговорками о несовпадении и мелочах, деталях говорить об экономической обусловленности и даже экономической заданности государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

2. Практически это значит, что успешное проведение радикальных политических или государственно- правовых преобразований в той или иной стране с неизбежностью предполагает одновременное проведение и соответствующих экономических преобразований. И наоборот. Стихийное, неопосредованное государственно-правовым регулированием развития экономических процессов может привести к расстройству и упадку всей системы материального производства. Мировой опыт показывает, что политическая власть, не принимающая необходимых мер для целенаправленного развития экономики, может причинить экономическому развитию величайший вред, подорвать и попусту разбазарить экономический потенциал страны.1 М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права. М., 2005. с. 58-59.

3. Затеянная во второй половине 80-х годов «перестройка» с целью благой и актуальной -«ускорение развития производства и совершенствование социалистических соотношений» - на самом деле оказалась популизмом. В действительности и «перестройка» и «реформы»

Были изначально направлены на завуалированную подмену социально-экономического строя. О самом же процессе производства «перестройки» в одночасье просто забыли, как только почувствовали, что большинство народа, как бы дали итогами выборов «добро» на дальнейшую их «перестроечную» деятельность. Неслыханно бурное в истории человечества обогащение осуществлялось по довольно простой схеме - за счет двух источников, солидных по своим, накопленным к 80-м годам, стоимостным показателям: за счет а) единой государственной общенародной собственности (переименованной на «перестроечном» жаргоне в ничейную и б) - многомиллионной по- своему обществу объему личной собственности своих сограждан, оказавшихся слишком доверчивыми.

Замена социально-экономического строя в границах СССР и соцлагеря в целом пошла не в историческое «вперед» и вверх» по пути социального прогресса человечества, пусть и с «временными трудностями», а совершенно определенно- назад- к полуколониальному капитализму с перспективой превращения в полностью колониальный. Лейтмотивом этой « революции» и «реструктуризации» общественного сознания стал искусственно раздутый методолгического «рифма»: если субъект не смог понять суть пропагандой остракизм марксистской идеологии, т.е. современной научной концепции общественного развития. Но когда человек, слой общества, тем более его большинство в целом, отказываются, по тем или иным причинам и мотивам от каких-то ранее сложившихся моделей, стереотипов общественного сознания и коллективного мышления вакуум этот неизбежно должен быть заполнен и обязательно заполнятся иным духовным содержанием. И вот здесь-то в этом «механизме» смены духовных систем всегда проявляется действие скрытого и потому каверзного методологическо «рифма» если субъект не смог понят суть происходящего, то во стократ ему труднее понять тем более -предугадать и спрогнозировать, что же явится взамен, на смену решительно отвергаемого им же. В.В. Агудов «Механизм» соотношения правового и морального политического и экономического мышления. Право, бизнес, население. Материалы Всерос.науч-практ.конф. Н.Новгород. с. 16-17

4. Рынок - ключевое звено в системе современного производства что положение определяется объективными законами развития общества. Попытки отказаться от рынка, заменить его другими средствами, стимулирующими развитие обходятся обществу очень дорого. И несмотря на все попытки уйти от рынка, ликвидировать его средствами государственного принуждения, в том числе и с широким применением мер уголовной репрессии, на всем протяжении нашей истории, на различных этапах, в официально признаваемой ограниченной мере и во все более развивающейся извращенной, уродливой форме «черного рынка», «теневой экономики» рынок существовал, проявлял при этом свои отрицательные качества. Такое положение не могло не повлечь за собой- проявления всех отрицательных сторон рыночной экономики. Помимо материальных потерь, большой вред был причинен дискредитацией самой идеи рынка, существенным расширением криминогенной сферы, разлагающим влиянием на мораль и нравственность в деловых отношениях. Все это противоречит принципам современного мирового рынка, в котором забота о репутации фирмы, честность, дисциплина, соблюдение правил- необходимые условия участия в рыночных отношениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.