p align="left">Принятая по инициативе губернатора Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, направленная на достижение достойного уровня и продолжительности жизни, минимизацию угроз ее безопасности. На основании данных Белгородстата, с января по май текущего года на территории области миграционный прирост составил 5 793 человека, что на 500 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом прибыло в область 14 727 , а 8 934 человек покинули областные границы. www.mediatron.ru Самый высокий в Черноземье уровень миграционного прироста позволяет населению области не только не уменьшаться, но и расти. Так, показатель замещения естественной убыли населения в рассматриваемый период составил 157,5 %. www.belg.gks.ru Вопреки расхожему мнению, большинство мигрантов (10 693 человека) прибывают в Белгородскую область с различных регионов России. Международная миграция с января по июнь составила 4034 человека, и здесь, разумеется, преобладают граждане стран СНГ и ближнего зарубежья - 3991 человек. Уезжают из области редко (217 случаев в рассматриваемый период). www.gks.ru Между тем, в 2009 году граждане, приезжающие в Белгородскую область должны быть заранее включены в специальную квоту. Таким образом, будь то зарубежные маляр, штукатур или топ-менеджер, вся иностранная рабочая сила будет въезжать в область только по заранее составленным спискам и полученным разрешениям. Помимо этого на учёте в области состоят 1639 семей вынужденных переселенцев. В этом году для обеспечения законным жильём этой категории из федерального центра выделено на регион всего 42 жилищных сертификата, поэтому быстро решить проблему обеспечения жильём вынужденных переселенцев не удаётся. В этом году на предприятиях области трудятся более 7000 трудовых мигрантов. При этом квота на привлечение иностранной рабочей силы реализована на 77 %. www.bel.ru За последние несколько лет возросла доля мигрантов в строительстве и уменьшилось количество привлекаемых иностранцев для работы в сельском хозяйстве. В этом году на стройплощадках области занято 64 % трудовых мигрантов, а в АПК - 12 %. На будущий год предприятия области сделали заявку на 15 300 иностранных рабочих. Сейчас эти документы находятся на согласовании в российских министерствах. По-прежнему сотрудники миграционной службы каждый месяц выявляют массу нарушений законодательства России. За прошедшие месяцы этого года составлено 1674 административных протокола на работодателей, которые не выполнили свои обязательства по регистрации и учёту трудовых мигрантов, также выявлено 569 человек, работающих без разрешения на работу. www.bel.ru Немаловажно отметить, что как в крупных регионах России, так и по России в целом, необходимо, пересматривать и дополнять нормы и законодательство о миграции трудовых ресурсов, поднять на новый уровень регулирующий аппарат и создавать условия для квалифицированных трудовых ресурсов. Квалифицированные трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью экономики, как страны, так и региона, при взаимодействии различных органов власти и руководителей предприятий, а также топ-менеджеров, можно вывести экономику на новый уровень развития. Раззоков Б.Х. к.ю.н. доцент ТГУК ЭФФЕКТИВНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ Конституционные нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, провозглашают Таджикистан демократическим, правовым, светским государством с республиканской формой правления. Конституция объявляет Таджикистан социальным государствомКонституция Республики Таджикистан принята всенародным референдумом 6 ноября 1994 г. Таким же путем в нее два раза вносились изменения и дополнения - 26 октября 1999 г. и 22 июня 2003 г. См.: Конституция Республики Таджикистан (на таджикском, русском и английском языках). Душанбе, 2003.С.34. Формирование социального правового государства и утверждения принципов таковой становится таким образом, стратегическим направлением развития национальной таджикской государственности, важнейшим ориентиром указывающим на направления преобразований в политико-правовой сфере. В свете фундаментальных ценностей Конституции Республики Таджикистан и современного этапа становления элементов полноценного гражданского общества особое значение приобретают создание эффективной системы государственного управления и формирование правовой экономики. Наличие последней обусловлено необходимостью укрепления правовых основ общественной и государственной жизни страны. Формула о «правовой экономике» на наш взгляд, связана с системой правового обеспечения экономических преобразований Рассматриваемое понятие впервые сформулировано в начале 90-х годов ХХ столетия в работах известного российского ученого В.Ф.Воловича в связи утверждением принципов правового государства в экономической жизни и справедливо увязывалось им с деятельностью публичных структур управления «в гранитных берегах законности». См.: Волович В.Ф. Правовые формы и методы государственного управления // Актуальные вопросы правоведения в современный период: Сб.статей. Томск, 1991. С.63-65. Это такое качество экономической жизни, где основным средством управления и регулирования становится закон, индивидуальные акты и усмотрения публичных структур заменяются системой законодательного регулирования, с четким разграничением функции и ответственности государства и структур гражданского общества. Ярким выражением рассматриваемого процесса несомненно, выступает появления нового правового феномена - отраслевых законов и значительное увеличение их количества, имеющих выраженный административно-правовой аспект. Система правовой экономики включает в себя во-первых, развитое современное рыночное законодательство; во-вторых, тщательно продуманный механизм реализации законов и контроль за их исполнением; в-третьих, организацию защиты и ответственность за нарушения законодательства. Эта система заработает лишь при обеспечении скоординированности, взаимодействии всех конституционно закрепленных ветвей единой государственной власти - законодательной, творящей законы; исполнительной, на которой лежит бремя организации исполнения законов и наконец, судебной, призванной оберегать закон, защитить тех субъектов, которые пострадали в результате нарушения норм закона. На фоне изучения природы организации публичной власти все более широкое распространение получает новая теория сервисного государства, призванное удовлетворять потребности общества и каждого его члена в отдельности на принципе услуг Об этом см.: Карпен У. Государственное управление в правовом государстве: организация сервиса для граждан//Региональное управление. Зарубежный опыт. М., 1993. С.38-40. В новых сложившихся условиях факторы мировой экономической рецессии, переросшие в глобальный финансовый кризис, не только обуславливают усиления роли и места публичной организующей деятельности в обеспечении надлежащего функционирования национальной социально-экономической системы, но и со всей очевидностью предполагают научного переосмысления проблемы исполнительной власти как наиболее из динамичных ветвей публичной власти, качество деятельности которой по признанию ведущих специалистов, остается определяющим фактором эффективно функционирующего государства См.: Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л.Бачило. М.,1998;. Органы исполнительной власти представляют собой самый мощный институт государства. Преимущественно именно они представляют последнее во взаимоотношении с общественными структурами, сношений с частным интересом. В настоящее время в Республике Таджикистан решены далеко не все проблемы, связанные с созданием эффективного и действенного механизма публичной администрации, отвечающего требованиям устойчивого развития страны. При этом наблюдается довольно странная ситуация: казалось бы, структурирована исполнительная власть, приняты в последние годы ряд значимых политико-правовых документов, закрепляющие как направления, так и контуры ее дальнейшего совершенствования, взаимодействия с гражданским обществом. В их числе можно назвать Стратегию реформирования системы государственного управления Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 15.03.2006 //Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2006, март, Программу реформирования государственной службы Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31.08.2007//Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2007, авг., её одноименную концепцию Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 01.06.2007//Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2007, июнь и т.д. Так, в Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию, утвержденной Постановлением Правительства страны от 1.10.2007г. прямо закрепляется тезис о «сильной и эффективной государственной власти» и «зрелом гражданском обществе», где первое создает эффективные механизмы поддержки последнего, вырабатывает правовые процедуры сотрудничества с неправительственными организациями, деловыми и научными кругами См.: Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2007, окт.. Тем не менее, следует признать, что практическое состояние дел далеко оставляет желать лучшего. В чем же причины столь прозаичности ситуации? Обратим внимание на два фактора, имеющие по нашему мнению, определяющее влияние. Во-первых, в силу неудовлетворительного взаимодействия официальных структур с профильным научным и экспертным сообществом слабо учитываются качественные характеристики исполнительной власти в деле улучшения функционирования публичной администрации. Во-вторых, низкая культура и профессионализм на государственной службе и как следствие не востребованность современных инструментариев сношения публичной власти со структурами гражданского общества На этот аспект уже обращалось внимание в научных работах правоведов. См.: Гулиев В.Е., Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998. С.89-102; Пискотин М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. М., 2001;. В силу отсутствия опыта демократического развития, на фоне традиционной восточной ментальности, прорастает некая «феодальная многозначительность» и отчуждения носителей власти, что в свою очередь может не только нести опасность пренебрежительного отношения к частному интересу Об этом более подр. см.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993 , но и вызвать апатию граждан. Современные достижения правовой науки, выработанные прежде всего, благодаря усилиям ученых - государствоведов и административистов, позволяют прояснить ряд значимых особенностей исполнительной власти, учет которых имеет существенное значение в формировании модели взаимодействия «государство-общество», отвечающего современным тенденциям и интересам устойчивого развития страны. Так, в научной литературе справедливо отмечается, что реальные характеристики исполнительной власти «демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов» Исполнительная власть в России. История и современность/Отв. ред. Н.Ю.Хаманева. М., 2004. На этой плодотворной методологической основе выявлены не только формальные признаки публичной администрации, но и ее сущностные черты и свойства См. напр.: Бахрах Д.Н. Административное право Российской Федерации. М., 2006; Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова. М.,2005; Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти//Правоведение.1999. №4.С.25-27; Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М.,1990.С.55-68 . Не вдаваясь в перипетии научных дискуссии заметим: исполнительная власть - объективная необходимость часто выражающее организующую деятельность государстваВолович В.Ф. Государственная служба как институт административного права//Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск, 2005. С.7. Она проявляет себя как власть подотчетная и подконтрольная, ответственная и подзаконная, в силу чего административная деятельность приобретает совершенно новые качества См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2007.С.8-11. Осуществляемые специальной подгруппой государственных органов исполнителньно-распорядительные функции ориентируются на чаяния и нужды населения, выявления его потребностей и их адекватное удовлетворение, оказание качественных публичных услуг. Представленная модель функционирования исполнительной власти по нашему убеждению, может стать определяющим фактором решения проблемы «эффективного управления», что поставлено стратегией развития См.: Послание Президента Республики Таджикистан от 25 апр.2008. -Душанбе, 2008. Для достижения целей поставленных на политическом уровне как нам представляется, необходимо решит две взаимосвязанные задачи практического плана. Во-первых, назрела очевидная необходимость заметного усиления роли и значимости человеческого фактора в государственном управлении. Правовой основой такой постановки вопроса служат конституционные нормы, закрепляющие право граждан на участие в политической жизни и управлении делами государства. Методологической основой концепции следует принять посылку о признании гражданина государствообразующим фактором со всеми вытекающими политико-правовыми выводами в свете предложений о модернизации понятийного аппарата современного государства См.: Тихомиров Ю.А. О модернизации государства//Журнал российского права. 2004..№4. Только превратив человека из простого участника в полноправный субъект управленческих отношений, мы сможем утвердить в обществе и государстве культуру уважения к личности и задействовать «архимедово рычаг» публичного управления кратно повысив его действенность и результативность. Как составляющая этого магистрального направления на первом этапе назрела очевидная необходимость усиления позиции представительных органов государственной власти (в особенности, законодательного органа страны) в контроле за деятельностью носителей исполнительной власти. Как известно, в соответствии с Конституцией Маджлиси Оли как законодательный орган участвует в формировании Правительства страны при утверждений соответствующих указов Президента, но при этом лишена возможности дальнейшего влияния на практическую содержательную деятельность национальной администрации. Между тем, в соседнем государстве - Республике Узбекистан аналогичным образом формируется правительство и парламент сохраняет контрольные полномочия за деятельностью руководителей правительственных структур http://www. pravo.castlink.uz. Поэтому нам представляются своевременными внедрение институтов «парламентское слушание», «парламентский час» для членов правительства, а также «парламентского расследования» и выражения парламентом недоверия отдельным руководителям министерств и государственных комитетов Например, примечательная норма содержится в Основном Законе Ирана, также представляющая собой (особую) разновидность президентской республики, согласно которой по предложению одной четверти членов парламента глава исполнительной власти не позднее одного месяца и по требованию любого депутата член правительства не позднее десяти дней обязаны явиться в законодательный орган для дачи ответов на поставленные парламентариями вопросы. При этом, парламент вправе выразить вотум недоверия министру, что влечет его освобождение от должности (Ст.88). См.: Ќонуни Асосии Љумњурии Исломии Ирон. Тењрон, 1997.С.71. .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|