на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
p align="left">5. Рынок динамичен. В настоящее время в различных странах он во многом отличается от того рынка, который анализировали А.Смит и Д. Риккардо, К.Маркс, где продавец холста или сюртука встречался с владельцем соответствующей суммы шиллингов. Современный рынок несравненно сложнее и поэтому претерпел значительные изменения, которые имеют существенное значение для правового регулирования.

Изменился характер рынка с появлением новых объектов, обусловленных научно-технической революцией. Значительное и все большее место в товарах, обращающихся на рынке занимают различного рода услуги, объекты интеллектуальной собственности, такие виды работ, как программирование, прогнозирование, информатика, средства связи и т.п. новые, несравненно более усложненные формы принимает посредническая деятельность, кредитование, страхование и др. такое изменение самого состава объекта в рыночных отношениях не могло не оказаться и на характере связей, и на всей системе функционирования этих отношений. В условиях, когда в процессе производства финального продукта, выходящего на рынок, могут участвовать предприятия, находящееся не только в разных странах, но и на разных континентах не может не меняться и механизм рынка, весь характер отношений.

6.Одним из элементов структуры гражданского общества является экономическая система представляющая совокупность норм, регулирующих отношения собственности производства, распределения и обмена. Институт собственности, и, в первую очередь, правочастной собственности является фундаментальным началом всякого свободного гражданского общества. Мельцер Ю.А. Право частной собственности как показатель развитого гражданского общества. М., 2000. с. 142-143.

7.Рыночные отношения- это такие общественные отношения, в которых осуществляется товарно-денежные обращение, обусловленное спросом и и предложением на производство товаров и услуг. Спрос и предложение на производство, развитие товаров и услуг- наиболее стихийные и непредсказуемые элементы рыночных отношений, которые невозможно запланировать.

Колебания спроса и предложения на товары и услуги зависят от множества факторов, личной и общественной жизни людей. К числу наиболее существенных относятся роль науки и техники, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие культуры и образования, культурный и образовательный уровень населения, его демографические особенности, явления социальной психологии, уровень рекламы производимых в обществе товаров и услуг. Это явления, которые не регулируются правом. Право может оказывать лишь косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на товары. Например, некоторые из них изъяты из гражданского оборота (взрывчатые наркотические вещества и т.д.). тем самым оказывает определенное правовое влияние на формирование спроса и предложения. Спрос и предложение формируются как результат многочисленных взаимодействий между различными субъектами хозяйственных, гражданско-правовых отношений, как результат столкновения разнообразных интересов, их согласования в сфере экономической жизни. Именно поэтому процесс ценообразования неподвластен правовому регулированию. Цены на рынке складываются стихийно. Стихийным является и процесс товарно-денежного обращения.

Однако этот процесс может направляться правовым регулированием. Товарно-денежное обращение происходит в рамках общественных отношений, которые возникают между его субъектами. В отличие от таких экономических явлений как спрос и предложение, которые проявляются вовне как результат человеческой деятельности, товарно-денежный оборот имеет конкретную форму проявления в конкретных человеческих поступках. Это деятельность конкретных физических и юридических лиц (акты купли-продажи, мены, действия комиссионеров, банкиров и т.п.). Такого рода деятельность поддается правовому регулированию и может быть введена в определенные юридические рамки. Она осуществляется между различными субъектами, которых закон наделяет соответствующими правами и обязанностями. Реализация этих прав и обязанностей предполагает и фактическую и юридическую связь между субъектами рыночных отношений. Право закрепляет и регулирует типичные варианты организации и функционирования рынка. Общая теория права и государства: Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. с.346-347.

8.При анализе проблем соотношения права и экономики в различных социальных система целесообразно исходить из развития или отсутствия в социуме структур рыночной экономики. В соответствии с этим критерием различные социальные системы можно подразделить на следующие группы: 1) социальные системы с рыночной экономикой; 2) социальные системы с административно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономии); 3) социальные системы со смешанной экономикой.

В самом общем виде первую из этих теорий можно свести к следующим положениям:

- не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической;

- конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства, и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения.

- планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конкуренции, не действует против нее;

- система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном правовом механизме, вместе с тем есть область, где никакие правовые установки не могут создать условий для функционирования частной собственности и конкуренции;

- государство должно ограничиваться установлением общих правил, способствующих развитию конкуренции, законодательство должно быть сконструировано для охраны и развития конкуренции.

- формальное равенство перед законом несовместимо с любыми действиями государства, нацеленными на обеспечение материального равенства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению правозаконности. Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 1992. с. 18,21,34,36,65.

Социальная система с административно-командной экономикой имеет следующую обобщенную характеристику:

- господство государственной собственности (все экономические ресурсы находятся в государственной собственности, государственная монополизация экономики) под всеми формами собственности;

-отсутствие самостоятельно хозяйствующих субъектов, что влечет за собой производство товаров, не пользующихся спросом, замораживание капитальных вложений и пожелание внедрять новейшие технологии;

-управление экономическими процессами преимущественно командно-административными методами без учета объективных экономических законов- прямое государственно-правовое вмешательство;

- нормативные акты не допускают эксплуатацию человека человеком, но они фактически допускают эксплуатацию человека государством;

- в соответствии с идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считается слишком ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям;

- объявление плана законом: принудительное монопольное производство и принудительное распределение, что исключает свободные рыночные отношения между отдельными хозяйствами;

- чрезмерная централизация управления экономикой неизбежно приводит к бюрократизации и разрастанию государственного аппарата;

- привилегированное положение партийно-государственной элиты;

Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой является распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок (т.е. в рыночных отношениях), но при существенной роли государственных органов власти и управления, которые:

- определяют правовую основу владения имуществом и функционирования рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила деятельности предприятий4

- покупают и производят товары и услуги, такие как оборона, образование, дороги и т.д.;

- осуществляют социальное обеспечение граждан;

- финансируют себя посредством налогов и займов, таким образом, влияя на цены, процентные ставки, производство;

- осуществляют контроль над налогами, и государственными расходами и реализуют компетенцию в контроле за количеством денег в экономике, тем самым внося коррективы в колебания экономического цикла.

При этом соотношение права и экономики можно определить так: право, учитывая объективные законы экономики, стремиться с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества.

6. Успешно работающая экономика является источником обеспечения суверенитета государства. Между тем экономика Таджикистана все еще находится в глубоком кризисе. Несмотря на определенные попытки Правительства страны, пути выхода из этого кризиса все еще четко не определены. Принятая им специальная программа экономической реформы на 1995-2000гг не дала сколь нибудь ощутимых результатов. Спад производства достиг край точки. Тревожным является положение с внешним долгом, и его выплата через новые поступления внешних финансовых займов не способствует оздоровлению экономики. Экономическая зависимость страны от иностранных государств так или иначе препятствует реализации государственного суверенитета. Бесконечные призывы и обращения за помощью к мировому сообществу делают некоторые достижения государства вне сферы социально-экономической политики иллюзорными. Необходимо в сжатые сроки, выработать с участием не только отечественных, но и зарубежных специалистов прогрессивную модель социально-экономической реформы и всерьез взяться за ее реализацию.

Темпы развития экономики непосредственно влияют на решение социальных задач. Ныне экономика Таджикистана находится в состоянии крайнего упадка. Определенная трудоспособная часть населения страны превратилась в безработных, их производительная сила остается невостребованной. В поисках работы десятки тысяч трудоспособных граждан выезжают в другие страны. Имамов А.И. Укрепление государственности и создании гражданского общества в Таджикистане. Д.2000.с.228

Зайцева О.П.д-р экон. наук, профессор, декан факультета финансов и учета Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Современные национальные правовые системы предполагают развитый институт несостоятельности. Российское законодательство о банкротстве имеет насыщенную историю. Для института несостоятельности России (также как и для многих государств СНГ) характерно неустойчивое развитие, значительная изменчивость, недостаточная согласованность с другими законодательными системами, проблемы административного надзора в сфере банкротства и в правоприменительной практике.

Хотя последний российский Закон о банкротстве действует уже семь лет, единообразного подхода к применению его положений, касающихся банкротства, например, индивидуальных предпринимателей, так и не сложилось. Затруднено и законодательно непроработано исполнение обязательств должника третьими лицами, что является одним из доступных способов завершения производства по делу о банкротстве без ликвидации юридического лица, сохранения бизнеса должника, смягчения социальной напряженности. Сложившаяся в настоящее время судебная практика по поводу уплаты обязательных платежей в период конкурсного производства расходится в некоторых вопросах с законом.

Отсутствие развитой системы норм, регулирующих вопросы оказания помощи организациям, находящимся на грани банкротства, еще до начала процесса в арбитражном суде является еще одним упущением российского «банкротного» законодательства. В российском законодательстве существует правовая неопределенность относительно допустимости целого ряда финансовых механизмов и правовых инструментов, используемых в международной практике в условиях несостоятельности. Например, нет ясности в отношении применения ликвидационного неттинга в конкурсном праве. Соответствующие договорные положения входят в противоречие с неотъемлемым правом временной администрации и конкурсного управляющего самостоятельно выбирать из числа договоров с еще не наступившим сроком исполнения обязательств те, которые должны быть исполнены.

Отмеченные и другие многочисленные пробелы в российском законодательстве о банкротстве вызвали новый этап в его эволюции. Российское правительство планирует к концу текущего года пересмотреть некоторые положения законодательства банкротства, чтобы оказать поддержку пострадавшим от кризиса предприятиям страны и упростить порядок финансовой (прежде всего, налоговой) реструктуризации. Необходимость совершенствования закона о банкротстве в России обусловлена новыми тенденциями на финансовых рынках, растущей задолженностью предприятий перед отечественными и зарубежными банками, недостаточной эффективностью существующих реабилитационных процедур. Так, в ближайшие несколько лет российским предприятиям предстоит погасить в общей сложности 130 млрд. долл. финансовой задолженности. Характерно, что из ста российских компаний, инициировавших процедуру банкротства в 200802009 гг., менее десяти смогли продолжить свою деятельность.

Если юридическая сторона банкротства постоянно совершенствуется, то организации бухгалтерского учета и формированию отчетности несостоятельных предприятий до настоящего времени не уделялось должного внимания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.