на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
p align="left">Финансовая устойчивость банковского сектора экономики в целом и устойчивость конкретных банков и банковских холдингов зависят от внутренних структурных и макроэкономических факторов, образующих среду банковской деятельности. Внутренние и внешние факторы риска могут и взаимно усиливать друг друга, дестабилизируя банковскую систему, и наоборот, взаимно компенсировать опасные влияния, стабилизируя обстановку. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая 8 октября 2008 года на Конференции по мировой политике во французском Эвиане, озвучил в качестве одного из российских предложений по перестройке мировой финансовой системы - укрепить систему управления рисками. 23 октября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем обращении к посетителям своего сайта, посвященном ситуации в связи с глобальным финансовым кризисом cделал акцент на том, что “финансовые организации должны стать эффективнее, уделить больше внимания показателям надежности - это повысит устойчивость нашего банковского сектора в целом, сделает его более привлекательным для инвесторов и вкладчиков”66 www.kremlin.ru.

Главная тенденция развития регулирования банковской деятельности в экономически развитых государствах включает развитие прежде всего риск-ориентированных подходов к оценке деятельности банков и мерам надзорного реагирования, исходя из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на финансовую устойчивость банков. Это принципиально новая отправная точка в развитии банковского регулирования, предполагающая переход от административно-правового регулирования к риск-ориентированному и его правовому обеспечению.

В этих условиях возрастает ответственность перед обществом как Центрального банка как в России, так и в Республике Таджикистан, которым общество в лице государства делегировало полномочия по регулированию банковской деятельности, по обеспечению финансовой устойчивости банков, поскольку ошибки в этой сфере могут не только спровоцировать системный банковский кризис, но и вызвать социальную напряженность.

Таким образом, новые условия банковской деятельности вследствие инноваций на финансовых рынках и интернационализации финансовых потоков, новый инновационный облик банковского дела кардинально изменили подходы к правовому регулированию деятельности отдельного банков, их финансовой устойчивости, исследование которых стало актуальной задачей современной правовой науки.

Ибрагимов .С.И. к.ю.н. доцент,

зав.кафедрой коммерческого права ТГУК

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ КАК ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

В правовой системе Республики Таджикистан административная юстиция как правовой институт находится на стадии формирования. Как форма судебной защиты прав и свобод граждан от публичной власти, впервые на конституционном уровне она была закреплена в Конституции Таджикской ССР 1978 года, которая предусматривала права граждан на обжалование в суд, неправомерных действий должностных лиц органов государственного управления и общественных организации. См.Конституция Таджикской ССР-ч.2.ст.56. Душанбе «Ирфон» 1989. Вместе с тем, в начале данная статья Конституции Советского Таджикистана устанавливала права граждан на жалобу, на действия должностных лиц, органов государственного управления и общественных организации, которые должны были соответствовать требованиям и срокам устанавливаемым законом (ч1ст.56).

По смыслу данной конституционной нормы гражданин, чьи права были нарушены органом управления либо его должностным лицом, сначала должен был обжаловать по инстанциям (в порядке подчиненности-И.С) и в установленных законом для обжалования сроках. Следовательно, своим содержанием эта статья вводила некоторые ограничения в реализации гражданином своих прав . Во-первых, он не имел права прямо обращаться в суд пока не пройдет установленный законом процедуры т.е. поддат жалобу в вышестоящий орган управления в порядке подчиненности в установленные для подачи жалобы сроки, получит ответ на свою жалобу и в случаях несогласия обжаловать её в суд. Кроме того, часть вторая статьи 56 Конституции Таджикской ССР устанавливала в каких случаях гражданину можно прямо обращаться в суд, это в случае, когда должностное лицо нарушает закон, либо допускает превышение своими служебными полномочиями, которые повлекли нарушение прав граждан. Опять таки гражданин не имел права обращаться в суд, если он не согласен с принятым должностным лицом правовым актом, либо этот акт нарушал его права, так как сам должностное лицо законов не нарушал и за переделами своих служебных полномочий не выходил.

Таким образом, по нашему мнению, положения статьи 56 Конституции Таджикской ССР в какой то мере не соответствовала положениям ст.55 этой же Конституции, См.Конституция Таджикской ССР. Ст 55, 56. Душанбе «Ирфон»-1989. где было закреплено, что уважение к личности, защита прав и свобод граждан является задачей всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, что граждане республики имеют право на судебную защиту, если их честь и достоинство, жизнь и здоровья, личные свободы и имущества находится под угрозой посягательства. Следовательно, если правовой акт органа государственного управления или общественной организации, либо властное распоряжение должностного лица, угрожает, посягать на перечисленные права и свободы граждан то они имеют права обращаться за защитой в суд, а в случаях не согласия гражданина с актом органа или действием должностного лица то он должен выполнить процедурные вопросы обжалования по инстанциям . Кроме того право выбора наиболее оптимального способа обжалования (по инстанциям либо в суд) гражданину не было предоставлено. Гражданин мог подать жалобу в суд только после обращения к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу, оставшись неудовлетворенным тем, как жалоба разрешена, либо не получив ответа в установленные законом сроки. Причем, по делам об административных правонарушениях, административный путь обжалования не допускал последующего обращения в суд. См.КоАП РТ. Душанбе, «Ирфон»-1984. А также, рекомендация обратиться в вышестоящую административную инстанцию зачастую давали должностные лица, обязанные по существу разрешить входящий в их компетенции вопрос. Естественно, такая рекомендация не имел правового характера, но могла препятствовать обращению заинтересованного гражданина в суд с жалобой на действия должностного лица.

Конституцией Республики Таджикистан права, свободы и законные интересы человека возведены в ранг высшей ценности (ст.5), а право гражданина на судебную защиту стало конституционным правом и в свою очередь, является гарантией защиты других его прав и свобод, закрепленных в Конституции (ст.19).

Социальная защищенность граждан в обществе, характеризуется совокупностью политических, экономических, правовых гарантий обеспечивающих реализацию их прав и свобод. Среди всего спектра юридических гарантий судебные являются наивысшими, что обуславливается правовым положением суда, установленным законом процессуальным порядком его деятельности, гласностью, равенством сторон перед законом и судом.(ст.17). Следовательно, наиболее эффективным средством правовой защиты нарушенных прав и свобод граждан является судебная защита. Среди разнообразных его механизмов немаловажная роль отведена административному судопроизводству.

В новой Конституции независимого Таджикистана государственная гарантия защиты прав и свобод граждан, в том числе и от неправомерных действий органов государственной власти и их должностных лиц выражено в более широком смысле и четко конкретизировано, что «Каждому гарантируется судебная защита. Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом» Конституция РТ.Душанбе 2003.ст19.. «Материальный и моральный ущерб, нанесенный личности в результате незаконных действий государственных органов, общественных объединений, политических партии или отдельных лиц, возмещается в соответствии с законом за их счет». ( ч.2.ст.32.Конституции РТ) . Следовательно, законодатель, высоко оценивая значение эффективного функционирования судебной власти, последовательно расширяет сферу действия судебного контроля над законностью и обоснованностью решений и действий должностных лиц всех уровней. Судебная защита-это главная правовая гарантия реализации установленных Конституцией прав и свобод, представляющая собой одну из основных функции судебной власти.

Утверждение Конституцией Республики Таджикистан права граждан на правосудие преследует цель создания правового канала противостояния административному произволу должностных лиц государственного аппарата, общественных организации, различных экономичных структур. По нашему мнению, таким каналом и является институт судебного контроля за органами исполнительной власти., что по своей сущности устанавливает административную юстицию.

Судебный контроль осуществляется в определенных формах, обусловленных особенностью взаимоотношений двух самостоятельных ветвей власти: исполнительной и судебной. Он преследует двойную цель, с одной стороны, защиту физических и юридических лиц от злоупотреблений властью со стороны органов управления, с другой стороны, улучшение деятельности органов управления в интересах общества в целом. См.Хаманева.Н.Ю.Проблемы административной юстиции на современном этапе развития России как института защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти. В книге. «Проблемы административной юстиции». М.Статут.2002.с.3. Именно поэтому судебная защита индивида от исполнительной власти признается необходимым элементом и общим принципом, положенным в основу правовых систем большинства современных демократических государств. К тому же, конституционное положение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства , что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления, эффективно может обеспечиваться, на наш взгляд только правосудием. См. об этом.Хаманева Н.Ю. цит. Соч.с.3.

Термин «судебная защита» как юрисдикционный институт демократического правового государства, представляет собой ведущее направление правоохранительной деятельности органов правосудия, осуществляемой на основе конституционных принципов и в порядке, определяемом конституционными и другими законами Республики Таджикистан. Так, статья 84 Конституции Республики Таджикистан ставить условия полного и независимого осуществления судами правосудия. Это, как уже отмечалось выше, самый оптимальный способ осуществление судебной защиты прав и свобод граждан, при условии, если деятельность судов является исключительно законными, а их решение справедливыми. Законность означает соответствия порядка рассмотрения дела и принятия решения закону, а справедливость- соответствия решения суда нравственным представлениям общества.

В соответствии с ч.2 ст.84 Конституции Республики Таджикистан «Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд. Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской авто-номной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе» т.е. в Конституции перечислены система судов республики осуществляющие правосудие , представляющие судебную власть. Несмотря на то что, в этой конституционной норме нет указаний о видах , формах и модели осуществления правосудия основной закон страны делает отсылочное отступление, указав в ч.3. выше названной статьи о том , что «Организацию и порядок деятельности судов определяет конституционный закон». В ч.4 ст.2. Конституционного Закона Республики Таджикистан «О судах Республики Таджикистан» от 6-августа 2001 года указано , что в Республике Таджикистан «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, экономического, административного и уголовного судопроизводства». Конституционный Закон РТ «Осудах Республики Таджикистан» от 6-августа 2001г.№30

Вместе с тем, о существовании административной юстиции и успешном функционировании административного судопроизводства в нашей республике свидетельствуют выше названые положения Конституции Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об обращениях граждан» от 14.12.1996г., Кодексы Республики Таджикистан « Об административных правонарушениях» старый (1978г) и новый в веденный в действия с 1-апреля 2009г., Кодекс «Об административных процедурах РТ» ( от 5-03-2007г),Гражданский процессуальный кодекс РТ старый (1961г) и новый (2008г), Хозяйственный процессуальный кодекс РТ (1996) и Кодекс об экономическом судопроизводстве в РТ(2008) , которые в отдельных разделах регламентировали и регламентируют порядок рассмотрения категории дел возникающие из административно-правовых отношений и порядок производства по ним.

Содержание перечисленных законов свидетельствуют о том, что под судебную юрисдикцию попадают практически все действия и решения органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, которые нарушают права и свободы граждан. Исключение составляют те из них, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда Республики Таджикистан, а также действия и решения, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования.

Наблюдается явная тенденция к значительному росту практики рассмотрения судами общей юрисдикции административно-правовых споров, т.е. споров , имеющих публично- правовой характер. Например, согласно новому ГПК РТ дела, возникающие из публичных (административных) правоотношений подсудны всем звеньям системы общих судов. Следовательно, функциями административной юрисдикции обладают: Верховный Суд РТ, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, и все районные и городские суды республики (раздел 23-26, ст.249-266 ГПК РТ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.