на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства
p align="left">Приобретение гражданства Российской Федерации в порядке оптации (выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации)

Данная возможность изменения своего гражданства предусмотрена действующими международно-правовыми актами и ст. 21 Закона о гражданстве. Однако на практике она предоставляется крайне редко.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства и иные межгосударственные соглашения закрепляют принцип гражданства лицами, имеющими гражданство (подданство) двух или более государств, устанавливаемый соглашением заинтересованных государств или их национальными законодательствами. Оптация чаще всего осуществляется при территориальных изменениях и образовании новых государств по специальным соглашениям, предоставляемым гражданам договаривающегося государства. Дети, как правило, при оптации следуют гражданской принадлежности родителей.

Оптация - один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в его выборе при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, которые определяются договором между государствами или установленные государством в одностороннем порядке.

В связи с этим любой договор между государствами, который предусматривает передачу территории, должен включать установления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. Конкретное государство гарантирует, что любой подобный договор, заключенный им с иным государством, содержит такие положения. При отсутствии данных положений государство, которому передается территория (по общему правилу) или которое иным образом приобретает территорию, дарует свое гражданство лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи или приобретения.

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены международным договором Российской Федерации. Так, согласно ст. 21 Закона о гражданстве, при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором России Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство по условиям данного международного договора.

Таким образом, гражданство при изменении территории государства будет изменяться по законодательству того государства, к которому отошла та или иная территория. Примером того, как это может осуществляться в международной практике, возможно, послужит ситуация, сложившаяся в Косово, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской и Молдавской Республиках.

Приобретение российского гражданства в упрощенном порядке

Несмотря на ужесточение Закона о гражданстве, российский законодатель предусмотрел некоторые категории граждан, которые вправе получить российское гражданство в упрощенном порядке, т.е. без наличия или прохождения определенных процедур и временных сроков. К данным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства следует относить:

а) граждан Республики Беларусь, Республики Кыргызстан и Республики Казахстан (Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. Москва, 1999 г.);

б) лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией (п. 3 ст. 13 Закона о гражданстве);

в) лиц, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" ; п. 7 ст. 14 Закона о гражданстве);

г) лиц, добившихся высоких достижений в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией и квалификацией, представляющими интерес для современной России (п. 2 ст. 13 Закона о гражданстве);

д) лиц, находящихся в Российской Федерации и получивших здесь политическое убежище либо статус беженца (п. 2 ст. 13 Закона о гражданстве);

е) граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, где предусмотрена воинская служба по контракту (п. 4 ст. 13 Закона о гражданстве);

ж) лиц, подавших заявления о приеме в гражданство до 1 июля 2002 г., однако заявления которых до настоящего момента не рассмотрены (ст. 43 Закона о гражданстве);

з) лиц, которые имеют хотя бы одного родителя - гражданина Российской Федерации, проживающего в России (п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве);

и) лиц, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, но не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства (п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве);

к) лиц, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г. (п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве);

л) лиц, которые родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР (п. 2 ст. 14 Закона о гражданстве);

м) лиц, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (п. 2 ст. 14 Закона о гражданстве);

н) нетрудоспособных лиц, имеющих дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации (п. 2 ст. 14 Закона о гражданстве);

о) нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (п. 3 ст. 14 Закона о гражданстве);

п) иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство (п. 4 ст. 14 Закона о гражданстве);

р) ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 14 Закона о гражданстве);

с) детей, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации или над которыми установлены опека или попечительство (п. 6 ст. 14 Закона о гражданстве).

Рассмотрение заявлений о вопросах гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство России в упрощенном порядке на основании ст. 14 Закона о гражданстве осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Указав выше категории иностранцев, которые по тем либо иным основаниям имеют право на льготный порядок получения гражданства, остановимся на них подробнее.

Заявление о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по аналогии с общим порядком подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим:

а) на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля и надзора в сфере миграции;

б) за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящееся за пределами России.

Заявление подается заявителем лично. Однако, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, поставленной на заявлении, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

Некоторые группы граждан Республики Беларусь, Республики Кыргызстан и Республики Казахстан имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке вследствие ратификации Российской Федерацией Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 18-ФЗ Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, подписанного в 1999 г.

Так, Россия предоставляет свое гражданство прибывающим на постоянное место жительства на российскую территорию гражданам из вышеназванных государств при наличии одного из следующих условий:

а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал в Российской Федерации до 21 декабря 1991 г.;

б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих в Российской Федерации близких родственников - супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки, являющихся российскими гражданами (независимо от основания его приобретения этими лицами).

Следовательно, если белорусы, казахи или киргизы подпадают под одно из перечисленных выше оснований, они имеют право обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство, несмотря на срок своего нахождения в России, минуя при этом этапы временного и постоянного проживания. Однако они обязаны быть временно зарегистрированы в том субъекте, где они подают заявление на гражданство.

Данные граждане представляют в территориальный орган ФМС РФ по месту временной регистрации:

а) заявление о получении гражданства;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий его гражданскую принадлежность к Белоруссии, Киргизии или Казахстану;

в) нотариально заверенные копии свидетельства о рождении и о браке, а также документы, подтверждающие наличие хотя бы одного из условий приобретения российского гражданства.

Условия приобретения российского гражданства для граждан Казахстана:

справка о проживании в Казахстане на 21 декабря 1992 г.;

близкие родственники - граждане Российской Федерации;

рождение на территории России.

Условия приобретения российского гражданства для граждан Белоруссии:

близкие родственники - граждане Российской Федерации;

рождение на территории России.

Условия приобретения российского гражданства для граждан Кыргызстана:

справка о проживании в Кыргызстане на 15 декабря 1991 г.;

близкие родственники - граждане Российской Федерации;

рождение на территории России;

г) документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации:

миграционная карта с отметкой о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации, либо талон о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации к паспорту иностранного гражданина, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в Российской Федерации;

подтверждение о выезде на постоянное жительство в Российскую Федерацию с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина).

В отличие от годичного (приобретение гражданства в общем порядке) или полугодичного (приобретение гражданства в упрощенном порядке) сроков рассмотрения вопросов о гражданстве, предусмотренных ст. 35 Закона о гражданстве, для белорусов, киргизов и казахов данный срок еще более сокращается. Он составляет в соответствии с требованиями Соглашения лишь три календарных месяца.

При изменении гражданства родителей по Соглашению, вследствие которого оба становятся российскими гражданами, изменяется и гражданство их несовершеннолетних детей. Гражданство несовершеннолетних детей, один из родителей которых является белорусским, казахским или киргизским гражданином, а другой родитель приобретает российское гражданство, определяется соглашением родителей, которое должно быть выражено в заявлении о приеме в российское гражданство. Установленное гражданство детей по достижении ими совершеннолетия, один из родителей которых имеет гражданство Казахстана, Белоруссии или Киргизии, а другой - России, также может быть изменено в соответствии с Законом о гражданстве.

Дети, чьи родители проживают раздельно, сохраняют гражданство родителя, на воспитании которого они находятся, если по этому поводу не достигнуто иного соглашения между родителями. Также следует обратить внимание на то, что гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а значит, для изменения гражданства детей не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.