на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства
p align="left">Вместе с тем ст. 65 Договора о Союзном государстве прямо указывает, что данный Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Таким образом, гражданами Союзного государства по прошествии определенного промежутка времени смогут стать и граждане государств, позднее вошедших в состав Союзного государства и не отказавшихся от распространения на их граждан правовых норм, касающихся единого союзного гражданства.

Еще одним камнем преткновения в происходящем интеграционном процессе является сохраняемый государствами - участниками Союзного государства суверенитет. Пункт 1 ст. 6 Договора о Союзном государстве предусматривает, что каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности, которые накладывают определенный отпечаток и на построение правовых взаимоотношений в области союзного гражданства.

Данная позиция автора, однако, не означает, что он привержен модели властного подчинения одного государства-участника другому при построении Союзного государства, напротив, автор выступает за создание единого федеративного государства, возможно, на основе модели и принципов бывшего Союза ССР, с учетом демократических преобразований, произошедших в обществе, при замене суверенитета государств правом самоопределения их народов. Ведь, как указывалось выше, в настоящем интеграционном процессе с точки зрения теории конституционного права основополагающим является именно объединение народов, а не государств.

Рассмотренная позиция основана и на том, что в настоящее время вопросы, касающиеся национальных институтов гражданства, регулируются в основном внутринациональном законодательством. Так, институт российского гражданства регламентируется Конституцией РФ 1993 г. и Законом о гражданстве. Эти нормативные правовые акты устанавливают институт российского гражданства (ст. 6 Основного Закона) и предусматривают, что гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Закона о гражданстве).

Исследуя и анализируя положения ст. 3, 4 и 6 Конституции РФ и норм, закрепленных в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. , надо сказать, что институт российского гражданства определяет суверенитет Российской Федерации, так как носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Тем самым российский законодатель правовым путем установил независимость Российского государства, основанную на самоопределении ее граждан, выступающих носителями суверенитета Российского государства.

В свою очередь, институт белорусского гражданства установлен ст. 10 Конституции РБ и Законом "О гражданстве Республики Беларусь", предусматривающим, что гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; она является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Таким образом, схожие правовые основы определения национальных институтов гражданства и государственного суверенитета позволяют российским и белорусским ученым-конституционалистам совместно, без существенного ущерба для своих национальных правовых систем разрабатывать единый модельный нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы союзного гражданства, а возможно, и общие принципы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Союзного государства. Однако отсутствие в настоящее время конституционного акта Союзного государства объективно тормозит процесс разработки нормативного документа, регулирующего институт союзного гражданства, так как отсутствуют законодательно закрепленные принципы развития Союзного государства в целом.

В статье 14 Договора о Союзном государстве установлено, что никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства-участника, а вопросы приобретения и утраты гражданства государств-участников регулируются их национальным законодательством. Следовательно, несмотря на декларируемое в п. 5 ст. 14 Договора о Союзном государстве равноправие граждан государств - участников Союзного государства, а также на действующий Договор о равных правах, российские граждане на территории Республики Беларусь и белорусские граждане на территории Российской Федерации, согласно национальному законодательству государств - участников Союзного государства, являются иностранными гражданами , что, по мнению автора, негативно сказывается на всем интеграционном процессе.

Несмотря на это, содержание правового статуса белорусских граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, шире, чем у остальных групп иностранных граждан и лиц без гражданства, и обусловлено это во многом Договором о равных правах граждан между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (далее - Договор о равных правах), заключенным ими 25 декабря 1998 г. Данный Договор вступил в силу 22 июля 1999 г. после его ратификации Республикой Беларусь 17 февраля 1999 г. и Российской Федерацией 1 мая 1999 г. и действует по настоящее время. Согласно Договору о равных правах, граждане Республики Беларусь и граждане Российской Федерации на территории Союзного государства равны в правах и никакие внутренние нормативные правовые акты не могут ущемлять их прав и свобод. Это значит, что ограничения, предусмотренные российским законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства, не должны распространяться на белорусских граждан в случае их (ограничений) противоречия нормам Договора о равных правах.

Данный межгосударственный нормативный правовой документ предусматривает, что белорусские и российские граждане обладают следующими равными правами:

а) избирать и быть избранными в выборные органы Союзного государства;

б) на участие в хозяйственной деятельности на территории Союзного государства;

в) на беспрепятственный обмен жилыми помещениями между российскими и белорусскими гражданами, что служит основанием для выдачи им вида на жительство на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации;

г) в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях и других вопросах трудовой деятельности.

Кроме перечисленных прав и свобод, Договор о равных правах предусматривает, что государства - участники Союзного государства должны обеспечивать своим гражданам:

а) доступность и равные права граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования;

б) равное право на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на территории Союзного государства;

в) гарантированную защиту права собственности российских и белорусских граждан;

г) равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Союзного государства;

д) взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан;

е) равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территории Союзного государства.

Приступая к рассмотрению вопросов содержания правового статуса белорусских граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, следует отметить, что наряду с Договором о равных правах действуют и другие многосторонние соглашения, заключенные в рамках СНГ и ЕврАзЭС, положения которых также распространяются на белорусских граждан.

Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ, иностранным гражданам и лицам без гражданства для въезда в Российскую Федерацию требуется получить приглашение на въезд. Этот документ служит основанием для выдачи иностранному гражданину визы или основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Порядок оформления и выдачи приглашений различных категорий на въезд в Российскую Федерацию закреплен в ст. 16, 17 и 18 Закона N 115-ФЗ.

В свою очередь, Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г. предусматривает, что граждане подписавших данное Соглашение государств независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств, подписавших названное Соглашение, без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях к настоящему Соглашению. Российской Федерацией данное Соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 114-ФЗ.

Следовательно, в соответствии с названным выше Соглашением граждане Республики Беларусь вправе въезжать в Российскую Федерацию без оформления виз и специальных приглашений.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Порядок получения вида на жительство определен Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".

Договор о равных правах предоставляет белорусским гражданам еще одно законное основание получить вид на жительство без годичного проживания на территории Российской Федерации - совершить обмен жилой площади с российским гражданином. Статья 5 вышеназванного Договора предусматривает, что обмен жилыми помещениями между гражданами Беларуси и России осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством и является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство (вид на жительство) на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации.

Таким образом, белорусские граждане могут получить российский вид на жительство по еще одному законному основанию, которого нет у остальных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

В сфере экономических прав содержание правового статуса белорусских граждан также расширено за счет распространения на них норм Договора о равных правах, а именно иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь на праве собственности земельные участки, за исключением участков на определенных категориях земель.

Согласно п. 2 ст. 5 ЗК РФ, права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. Так, п. 3 ст. 15 ЗК РФ предусматривает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до установления Президентом РФ указанного в п. 3 ст. 15 ЗК РФ перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Представляется, что данное правовое запрещение не должно распространяться на граждан Республики Беларусь, так как режим недвижимого имущества подпадает под действие ст. 6 Договора о равных правах, предусматривающей равные права российских и белорусских граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на территории Союзного государства. Следовательно, поскольку никакой нормативный правовой акт, касающийся земельного законодательства, не предусматривает ограничения в предоставлении российским гражданам земельных участков в приграничных территориях, незаконно ограничивать белорусских граждан в праве на предоставление им в собственность соответствующих земельных участков.

Закон о сельскохозяйственных землях также устанавливает особое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 3 данного Закона, иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Данные правовые нормы ограничивают законные права белорусских граждан на участие в хозяйственной деятельности в Российской Федерации наравне с российскими гражданами, а также на приобретение, владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом на территории Российского государства, вытекающие из ст. 2 и 6 Договора о равных правах и п. 1 ст. 2 ГК РФ. Следовательно, граждане Республики Беларусь могут приобретать в свою собственность земли сельскохозяйственного назначения наравне с российскими гражданами.

Закон N 115-ФЗ обязывает иностранных граждан и лиц без гражданства, которые хотят получить образование в российских образовательных учреждениях, получить приглашение на въезд в Российскую Федерацию, которое выдается территориальным органом МВД РФ по ходатайству образовательного учреждения, где намерен получать образование иностранный гражданин или лицо без гражданства.

В этой связи следует отметить, что, во-первых, порядок получения приглашения, как указывалось выше, противоречит нормам Соглашения от 30 ноября 2000 г. о взаимных безвизовых поездках граждан. Следовательно, гражданам государств, подписавших данное Соглашение, не требуется получать приглашение на въезд в Российскую Федерацию с целью последующего обучения. Во-вторых, ст. 4 Договора о равных правах предоставляет белорусским гражданам, пребывающим на территории Российской Федерации, равные права и доступность среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования.

Данный правовой подход нашел свое отражение в Приказе Минобразования России от 14 января 2003 г. N 50 "Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти" (с изм. от 9 февраля 2004 г.), поэтому российский законодатель выделил белорусских граждан в отдельную категорию из числа иностранцев при получении ими образования на территории Российской Федерации. Согласно п. 1 вышеназванного Приказа, в государственные высшие учебные заведения Российской Федерации на обучение по основным образовательным программам высшего профессионального образования принимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Беларусь, лица без гражданства, соотечественники, проживающие за рубежом, а также иностранные граждане. Таким образом, в сфере образования правовые ограничения, вытекающие из Закона N 115-ФЗ, на белорусских граждан не распространяются.

Кроме того, содержание правового статуса граждан Республики Беларусь в сфере трудовой деятельности также более широкое, нежели у остальных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, несмотря на то, что Закон N 115-ФЗ предусматривает для иностранцев особый порядок трудоустройства, основанный на приоритете трудоустройства российских граждан.

Во-первых, в п. 2, 3 и 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ установлено, что работодателю или заказчику работ (услуг) для привлечения на работу иностранных граждан требуется наличие разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, которые выдаются в соответствии с квотой, определяемой Правительством РФ. Согласно ст. 7 Договора о равных правах, договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам Беларуси и России равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. Следовательно, принцип "квотирования" не распространяется при приеме на работу белорусских граждан российскими работодателями, так как последним не требуется получать в Миграционной службе МВД РФ разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Во-вторых, в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранные работники обязаны иметь разрешение на работу. Данная норма предусматривает исчерпывающий список лиц, которые вправе работать на территории Российской Федерации без получения вышеуказанного разрешения. В данном списке белорусские граждане не упоминаются, однако, так как в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор имеет высшую силу, нежели внутригосударственный нормативный акт, граждане Беларуси имеют право работать на территории Российской Федерации без оформления разрешения. Кроме того, согласно п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" , действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

В-третьих, в ст. 14 Закона N 115-ФЗ предусмотрены ограничения для иностранных граждан на занятие должностей государственной и муниципальной службы и на осуществление определенных видов деятельности. Представляется, что распространение на граждан Республики Беларусь данных ограничений незаконно, так как они противоречат принципу равенства при трудоустройстве, закрепленному в ст. 7 Договора о равных правах. Однако на практике лиц с белорусским гражданством на государственную службу не принимают.

Правовой статус лиц, обладающих российским или белорусским гражданством, вытекающий из союзного гражданства, обеспечивает им равенство и в сфере налогообложения. Однако в настоящее время между законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и практикой взимания этих налогов и сборов с иностранных граждан существуют противоречия. В частности, данная проблема касается белорусских граждан, которые временно пребывают на территории Российской Федерации.

Статья 5 Закона N 115-ФЗ устанавливает предельный срок временного пребывания иностранных граждан в России, составляющий 90 суток. Но на практике временно пребывающие на территории Российской Федерации белорусские граждане зачастую продляют временную регистрацию, не выезжая за пределы Российского государства, и фактически находятся в России более полугода. Налоговые органы, несмотря на продление гражданами Республики Беларусь своей временной регистрации, руководствуются тем, что она выдается на 90 суток, и относят временно зарегистрированных белорусских граждан к нерезидентам, а в связи с этим применяют к ним в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ налоговую ставку в размере 30%.

В то же время, согласно ст. 21 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г. , граждане одного договаривающегося государства не будут подвергаться в другом договаривающемся государстве иному или более обременительному налогообложению либо связанному с ним обязательству, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого государства при тех же обстоятельствах. Это означает, что к белорусским гражданам должна применяться та же налоговая ставка, что и к российским гражданам.

Таким образом, для белорусских граждан, фактически пребывающих на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Итак, в заключение следует сделать вывод о том, что создатели Устава Союза, а впоследствии и Договора о Союзном государстве, разрабатывая концепцию единого союзного гражданства, руководствовались, прежде всего, не известными и общепризнанными правовыми конструкциями, а собственными убеждениями и представлениями о том, что именно учреждение единого гражданства придаст новый импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве, станет активной движущей силой в рамках обновления Содружества Независимых Государств, обеспечит гарантии реальной защиты прав и свобод человека. В связи с этим учреждение института единого гражданства Союзного государства, действительно, можно рассматривать как шаг, имевший в момент его совершения скорее политическое, нежели правовое значение. Однако тот очевидный потенциал, который заложен в институте единого гражданства, не стоит недооценивать.

Институт союзного гражданства в настоящее время в большей степени регулируется национальным законодательством государств - участников Союзного государства, а не нормативными правовыми актами, издаваемыми в рамках Союзного государства. Этот факт свидетельствует о недостаточном правовом регламентировании института единого гражданства на межгосударственном уровне. В то же время нормативные документы, регламентирующие институт союзного гражданства, уже создали положительные предпосылки для расширения правового статуса белорусских граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. Следовательно, можно констатировать, что принципу национального режима, закрепленному Конституцией РФ и подчеркнутому Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 6-П , в большей степени соответствует правовое положение в Российской Федерации белорусских граждан, нежели остальных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российского государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.