на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Духовно-нравственное воспитание в семье

обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но

и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей

на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей — бесценный дар

детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по

мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей

и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и

благополучной.

Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также

произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в

целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в

зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы

и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был

незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались

применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка

перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы,

вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных

направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям

почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой

сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и

сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]

Отношение семейного воспитания и православной школы

Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа –

церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены

в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа,

которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а

та, которая возникла в стороне, даже если и окормляется сторонним

священником, испытывает значительные сложности. Вероятно, дело не только в

священническом руководстве, но и в той живой общинной ткани, которая

составляется всеми взрослыми и маленькими прихожанами совместно с церковным

клиром. Эта общность имеет свое основой Литургическое и молитвенное

единение и пронизывает собой весь организм молодой школы.

Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошую

школу, дать им христианское воспитание и образование, но при этом никак не

хотят понять, что христианством нельзя "заниматься", христианством надо

жить. Обычный аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы

хотим, чтобы у наших детей все было хорошо. И дети, действительно, на

первых порах очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве.

Но если дома в своей семейной реальности дети видят, что их родители не

придают никакого значения духовному, а то и открыто живут по-язычески, то

рано или поздно такие дети начинают вести двойную жизнь и лицемерить.

Нельзя никогда и никому передать дело воспитания своего ребенка.

Даже самой что ни есть православной гимназии. Взять на себя ответственность

за воспитание – значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви.

Сейчас в России существует несколько десятков православных школ. Они

работают уже пять лет, а ведь такое простое дело не сделано – хотя бы

наладить предметные олимпиады между православными школами. Или вечера для

старшеклассников. Это очень важно для ребят – ощутить свою школу не

одиноким островком, но частью большого единого целого, встретить еще кого-

то кроме узкого круга однокашников – других ребят, таких же православных,

живущих сходными интересами и проблемами.

Похоже, мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно

отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального

положительного учебного, методического, административного и даже

воспитательного опыта, которым она обладала. Многим кажется, что у нас все

будет хорошо просто оттого, что мы все православные. Но реальность говорит

об ином: возникает множество трудностей, специфичных именно для

православной школы. Трудным, к примеру, оказывается вопрос поддержания

дисциплины. Принцип семейственности, увы, может быть воспринят по-разному.

Для одних – это особая ответственность и духовное родство, для других –

панибратская вседозволенность. Родительское настроение моментально

передается детям. Дело может дойти до того, что на уроке дети перестанут

обращать какое-либо внимание на педагогов, ходить по классу и т.д. Ну, а

если, преподаватель не имеет особого педагогического опыта или совсем

новичок, тогда могут происходить самые невероятные вещи. Ученик что-нибудь

сделает, а учитель ему (с истинно православным "смирением"): "Прости меня,

Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать, стесняются дисциплинарных мер

и решают начисто избавиться от таких непопулярных "советских" методов, как

двойка за поведение, запись в дневник и вызов родителей, а вместо этого

всячески "смиряются" перед детьми.

Дисциплина подрывается еще и тем, что православные родители по-своему

понимают взаимосвязь церковной жизни и школьного распорядка, т. е.

совершенно произвольно могут устраивать выходные своим детям по случаю того

или другого церковного праздника.

Основная идея православной школы – уберечь детей от растлевающей

обстановки в школах государственных, но, оказывается, немало опасностей

поджидает нас и в церковном кругу. Дети воспринимают православную школу как

место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от

учебы. Приходится преодолевать у детей и у родителей странный стереотип:

для православного ребенка главное – читать по-церковнославянски и знать

гласы, а что более того, то от лукавого. А если дитя рисует, особенно если

не храмы и иконы, а город, еще что-то, тогда точно в прелести. А уж если

стихи о любви пишет ...

Хорошо воспитывать детей на житиях святых. Но нельзя требовать с них

после этого исполнения прочитанного. Это такой уровень духовной жизни, на

который запросто не взбираются.

Ступенька к духовной жизни это правильно устроенная жизнь души,

правильное эмоциональное устроение, которое потом приведет к устойчивой,

трезвой, жертвенной духовной жизни. Нужны реальные, общие, интересные дела,

в которых дети могли бы проявить себя как люди, которые не предают

товарища, которые помогут друг другу, простят обиды. Нужны общие дела,

которые помогут им сдружиться. А то ведь бывает так, что в классе всего 10

человек, но и те не ладят между собой. Даже нецерковные дети по сравнению с

ними оказываются более открытыми и дружелюбными. А эти – "ангелочки" с

виду, но иногда друг по отношению ко другу такие дикости допускают – просто

диву даешься. Причем находят себе при этом "духовные" оправдания.

Мы должны постоянно искать общие для школы дела. Чтобы дети и преподаватели

участвовали в этих детских театрах, студиях, в издании гимназической газеты

или журнала. Это очень сближает, это служит моментом общего доверия, когда

дети по-настоящему не боятся себя раскрыть. А закладывать в них духовные

понятия, я убеждена, лучше всего именно в такие моменты открытости.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше

воспитание получается тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но

в этом стремлении мы заходим слишком далеко – мы ограждаем ребенка вообще

ото всех, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе,

в школе, и все это время стараемся пристроить ребенка туда, где он сможет

дружить "безопасно". Так, в конечном итоге, мы доходим до православной

гимназии, и, увы, здесь нас тоже поджидает разочарование: оказывается, что

и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя.

Мы учим детей, что земная жизнь есть подготовка к жизни вечной. Но

ведь подготовка, а не ожидание! Жизнь – это деятельность, созидающая и

преобразующая работа. Иначе она становится похожей на томительно-

напряженное ожидание в очереди к зубному врачу: "Боже мой! Когда же все это

кончится!"

Наши дети панически боятся ошибок. Это наверняка происходит от

непонимания ими сути греха. Они путают свои неизбежные на первых порах

"рабочие" ошибки с грехами и потому жить боятся. Расскажите им притчу о

талантах! Дайте понять, что Господь не ждет от них с первых шагов какой-то

по-особенному выверенной и безошибочной жизни. Использовать таланты, отдав

их в торговлю, это риск. Риск ошибиться и потерять все. Но Господь отдает

предпочтение именно такому рискованному решению, а не безопасной

возможности зарыть имеющийся талант в землю.

Принципы семейного воспитания

Когда начинать воспитание ребенка

Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова

спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с

какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к

сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут

не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это

уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую

еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается

процесс воспитания – или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя

ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На

Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в

период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери.

Это естественно, ведь ребенок – плод родительской любви, отвечает на

любовь. Но он чувствует также и нелюбовь – в том случае, если он

нежеланный. Это нельзя забывать.

Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться,

причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более

собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И

благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже

живущего младенца.

Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы –

следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И

если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией

благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца – но уже по своим

законам, законам "века сего".

Ничто не заменит ребенку семью

По монастырскому обычаю, в воскресной школе учатся мальчики.

И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение

правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование

отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В

университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских

курсах – девушки.

Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины.

Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины,

хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не

работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая

деятельность – все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные

основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания.

Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и

уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак,

все чаще создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не

сошлись характером – разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто.

Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом,

почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что,

соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть

своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей

душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ,

разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что

произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего "я". Целое

рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия –

нецелостность. Во мне, в моей душе много других "я", а мои "я" тоже где-то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.