на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Духовно-нравственное воспитание в семье

согласиться, так как любая деятельность включает в себя анализ и понимание

проблемы, умение и возможность ее разрешить, и, может быть, самое главное -

желание приложить свои усилия к ее решению. Можно научить "правильно"

анализировать ситуацию и выработать нужные технологические навыки, но

желание участвовать в деле и воля к труду могут быть развиты только в

процессе длительного системного воспитания. Может быть, поэтому

замечательный педагог XIX столетия А.С. Симанович писала в своей книге

"Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких

детей": "Обучение - одно из вспомогательных средств воспитания. Посредством

обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания,

развиваются умственные способности и нравственные силы". К этому близка

была и позиция немецкого педагога Фридриха Фребеля, который первый

провозгласил тезис: воспитание - в процессе обучения, связав тем самым цель

и средства педагогики в одно целостное действие.

Итак, функция педагогики - воспитывать и обучать. Но реализуется она

только при одном условии - условии развития. Развитие - общий закон жизни.

Развивается все: общество, искусство, производство, развивается ребенок,

его тело, его сознание; но развивается и болезнь, и преступные наклонности.

Развитие - движение от зерна к растению, цветку и плоду, от замысла к

воплощению. Развитие жизни остановить нельзя, так же, как нельзя остановить

время. Но педагогу недостаточно эмпирически чувствовать факт развития, ему

нужно осмыслить его философски, духовно. "Сущность развития - в

направленном изменении систем от менее упорядоченного к более

упорядоченному состоянию, в росте их организации". Так определяет развитие

современная психология. Причем мы нигде не встретим в жизни автономной

системы: всегда одна система будет заключена в другой, а вместе они будут

живой частью третьей и так далее.

Таким образом, развитие есть само течение жизни, сам ее процесс.

Оказаться вне развития значило бы оказаться вне жизни. Поэтому для

педагогики развитие - это та операционная среда, которая и дает наставнику

возможность действовать, то есть стихийное развитие личности делать

целенаправленным. "Процессы развития делают научение возможным, но само

научение не является причиной развития, - пишет замечательный английский

психолог Томас Бауэр. - Способность к научению первоначально определяется

врожденными механизмами, которые могут угасать, если их не упражнять".

Таким образом, постепенно вырисовываются и поле деятельности, и социально-

психологические функции педагогики.

Педагогика берет на себя функцию целенаправленного развития

личности.

"Со всем сложнейшим миом окружающей действительности ребенок входит

в бесконечное число отношений, - пишет А. С. Макаренко в "Книге для

родителей", - каждое из которых неизменно развивается, переплетается с

другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого

ребенка. Весь этот "хаос" не поддается как будто никакому учету, тем не

менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности

ребенка. Направить это развитие и руководить им - вот задача воспитания".

Предмет наших интересов - христианская педагогика, православное

воспитание, развитие и обучение детей. Попытаемся осмыслить эти понятия,

согласуя достижения современной психологии и педагогики с учением и жизнью

Православной Церкви.

Отличие христианской педагогики от любой другой педагогической

системы заключается в том, что она готовит человека не только для

полноценного земного существования, но, прежде всего - для жизни будущего

века. С христианством началась новая, третья онтологическая эпоха (1-я -

хаос, 2-я - космос, 3-я - Церковь). Христианство не просто комплекс неких

идей, овладевших умами, а новая жизнь, новый человек, свидетельствующий о

своих новых ощущениях, чувствах и мыслях.

Церковь - это именно собрание новых людей, делящихся друг с другом

своим духовным опытом. Митрополит Антоний (Храповицкий), величайший пастырь

и педагог ХХ столетия, называет Церковь "собранием человеческих совестей".

Новые люди обрели и новое призвание: по словам апостола Павла, - все мы

призваны к святости. В христианстве жизнь человека обретает особый смысл и

значение.

Отсюда и христианская педагогика опирается не на какую бы то ни было

философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза

человека и Бога. Основанием ее стало, с одной стороны, христианское учение,

а с другой - духовный опыт Церкви, то есть многообразные человеческие пути

к святости. Из всего этого и вытекает, что:

Содержание православной христианской педагогики – это, прежде всего,

введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной

духовной жизни.

Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление

мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения.

И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому

служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли.

Таким образом, христианская школа отличается от других прежде всего

тем, что не может не ставить задачу организации христианской жизни детей, в

которой они приобретают новый опыт общения: общения в любви. Этот фактор

является, пожалуй, самым значительным и вместе с тем не поддается никакому

рациональному регулированию. На первом месте стоит в христианской

педагогике воспитание. Но и воспитание здесь не есть вырабатывание

определенных норм поведения и стереотипов отношения, а живая духовная

реакция на происходящее. В христианской педагогике мы не имеем жесткого

свода нормативов и примеров, под которые нужно подогнать ребенка, жизнь

каждого ценна именно своим личным путем и личным трудом, на это педагог и

должен ориентироваться.

Само вслушивание и созерцание - это большой труд. Можно сказать,

что христианская педагогика - это не система тех или иных правил, а, прежде

всего, вопрошающий христианский педагог. Педагог, который стоит рядом с

ребенком и помогает ему среди общего шума жизни различать слова Божии.

Христианский педагог всегда находится на перекрестке трех тайн:

-личностные особенности развития ребенка, его психологическая

индивидуальность;

-промысел Божий о ребенке, о его духовном пути;

-чувство времени, как разворачивающееся в человеческой истории

Божественное Домостроительство.

Наше Христианское время принципиально отличается от Ветхозаветного.

Если в книге "Второзаконие" содержится очень подробный перечень законов,

которые необходимо выполнять, и разъяснений к ним, то в христианстве мы,

прежде всего, сталкиваемся с законом любви. Высшими заповедями становятся,

по словам Спасителя, заповеди: "Любите Бога и любите ближнего", "Душу свою

положи за други своя", "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Как это

можно воплотить в жизнь и как этому научить?! - может вырваться вопрос. Тем

не менее, именно эти заповеди являют нам конечную цель и задачу

христианского воспитания. Правда, задача эта осуществляется не только

школой, но школой совместно с Церковью. По сути, христианская педагогика -

это введение в Церковь, она готовит ребенка к духовной жизни, но сама не

должна претендовать на духовное руководство.

Уместно привести концепцию христианской педагогики, изложенную

профессором Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке Констанцией Тарасар.

Она рассматривает христианскую педагогику в трех формах ее бытия: школа,

богослужение и дом. На это практически, и сориентированы догматика,

литургика и нравственное богословие. Но в ее системе они рассматриваются не

как школьные предметы, а как три различные области христианской жизни, в

которых нужно научиться жить ребенку. В каждой из них - свои педагогические

методы. И христианская педагогика должна охватывать все эти области, только

тогда она выполнит свою задачу, то есть даст ребенку точные знания (школа),

научит его со всей полнотой души молиться (участие в богослужении) и

сохранять христианские идеалы в жизни, в реальном общении людей

(нравственность). Такая позиция, на наш взгляд, на сегодняшний день кажется

наиболее целостной и соответствующей христианским идеалам.

На что же опирается христианская педагогика как на свою незыблемую

идейную основу? - На то, что составляет основу и Православного богословия,

и богослужебной практики Церкви, и домашнего благочестия:

-на Священное Писание,

-на жизненную силу Таинств Церкви,

-на Священное Предание.

Но педагогу нужно всегда помнить, что кроме Священного Предания

Церкви есть и предания исторические, "предания старины глубокой". В жизни

они тесно переплетены, и педагогу нужно научиться их различать, чтобы не

впасть в догматизацию исторических, этнических или культурных особенностей

бытия Церкви.

Учить детей нужно, прежде всего, содержанию, а не форме. Это

применимо ко всем областям знаний и человеческого опыта, но особенное

значение это имеет для правильного развития и становления духовной жизни

ребенка: научение внешним формам благочестия никогда не приводит к

правдивости и духовной глубине. Формальные знания опасны тем, что при

определенном количестве они начинают восприниматься как сущностные.

Пожалуй, это главная опасность православной педагогики, ее постоянное

искушение.

Нужно различать священное и историческое, священное и талантливое,

священное и то, что нам нравится. Нельзя не вспомнить здесь слова прот.

Георгия Флоровского: "Два соблазна зачаровывают русскую душу. Соблазн

священного быта, это соблазн Древней Руси, соблазн старообрядчества... И

соблазн пиэтического утешения, очарование душевного уюта". В полной мере

эти соблазны искушают православную школу: стремление воспитать у детей

чистую правильную веру часто оборачивается воспитанием обрядоверия.

Ведь что такое обрядоверие? Это пристрастие к той или иной форме

обряда. Оно плохо, прежде всего, тем, что это именно пристрастие, что

человек перестает чувствовать "центр" Священного, а большее внимание

обращает на форму.

Есть и духовный ущерб в обрядоверии: человек страшится остаться в

поиске, в неведении, ему легче иметь пример для подражания и алгоритм

действия, это дает определенную "опору", ему начинает казаться, что он

знает, как жить и что делать.

Чем больше мы углубляемся в живой опыт Церкви, тем яснее становится,

что содержанием христианской педагогики являются не столько знания и

мировоззренческие установки, сколько сам метод преподавания, метод уже

вводящий, приучающий детей к вопрошанию как форме бытия. Православный

педагог должен понимать, что христианин - крепость, в которой правит

Христос, а не он сам. Мы не властители самих себя, а потому и дети, ученики

- не наши подчиненные.

Сопоставим две вещи: педагогику и проповедь. Проповедь - это, прежде

всего, слово веры, которое может стать началом движения человека к истинной

жизни. Педагогика - это само движение, совместное движение учителя и

ученика в пространстве диалога: слово веры должно непременно соединиться

здесь с делом веры. Даже проповедь апостола Павла в ареопаге -

необыкновенный образец ораторского искусства - была услышана только

несколькими людьми, а после его слов о воскресении мертвых часть людей

вообще перестала слушать, и только некоторые подошли к нему.

Для педагогики более подходит неразделенный образ Марфы и Марии -

деятельного и созерцательного христианства: внимаем слову и... действуем по

слову. Это первая заповедь христианского педагога, этому же учим и детей.

Если мы педагогику сведем к проповеди, что часто и происходит в наших

школах, то мы оставим ребенка в одиночестве, один на один с падшим и

враждебным миром.

В большую жизнь, которая детей ожидает, входит не только жизнь

Церкви, но и жизнь общества, которое их окружает дома, в школе, на улице.

Христианский педагог не может учить детей жить отдельно от жизни мира.

Нужно ориентировать ребенка на жизнь глубоко самостоятельную и полную. Кто-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.