на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Духовно-нравственное воспитание в семье

Таким образом, задача и трудность религиозного руководства

заключаются в том, чтобы помочь ребенку, мальчику и девочке, юноше или

девушке сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать

развиваться в себе соблазнам чувственности и гордости, которыми засоряется

чистота внутреннего зрения.

Вспоминая свою молодость я должен сознаться, что именно указанным

мною внутренним процессом произошла во мне в тринадцати —

четырнадцатилетнем возрасте утрата религиозности. Развивавшиеся во мне

влечения чувственности и чрезмерное доверие к уму, гордость рассудочности

мертвили мою душу.

И не я один, многие из моих товарищей страдали тем же.

Если бы около нас нашелся наблюдательный и опытный руководитель и

заглянул в нашу душу, то, может быть, он нашел бы в ней что-нибудь и

хорошее, но главным образом нашел бы в ней леность, лакомство, лживость,

скрытность, самонадеянность, чрезмерную уверенность в своих силах и

возможностях, критическое и скептическое отношение к чужим мнениям,

склонность к поспешным и необдуманным решениям, упрямство и доверчивое

отношение ко всяким отрицательным теориям и т. п.

Не нашел бы он только в душе нашей памяти о Боге и рождаемой ею

внутренней тишины и смирения.

Такого руководителя у нас не было. Наш законоучитель, очень

почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки Закона Божия и

объяснять дальнейшее. А эти уроки имели для нас такой же внешний и

безразличный характер, как и все другие уроки. Вне уроков мы не видели и не

могли видеть законоучителя. К исповеди, единственной в году, мы относились

малосознательно.

И ничто не мешало нам духовно угасать и мертветь.

Как сохранить или возвратить у детей веру в Бога

Говорят — научите детей в обстоятельствах их повседневной жизни,

домашней и школьной, замечать присутствие Бога и вы можете сохранить им

веру. Это не совсем так. Верующие дети несомненно всегда видят в своей

повседневной жизни присутствие Бога, но в том-то и горе, что это не мешает

им в старшем возрасте потерять веру, и то, что в детстве они объясняли

очевидным воздействием Бога, в юношеском возрасте уже представляется им в

другом освещении и свою детскую веру они начинают считать наивным

заблуждением. Соображения, кажущиеся в детстве очень основательными и

убедительными, взрослого человека перестают удовлетворять. Когда мне было

лет одиннадцать — двенадцать, я однажды никак не мог решить заданной нам

трудной задачи. Я пробился над ней целый вечер напрасно. Ложась спать, я

усердно помолился, чтобы Господь помог мне решить задачу. Ночью мне

приснилось решение этой задачи и утром, вскочив с постели, я с радостью

записал его, и моя душа была полна глубокого, благодарного чувства к Богу,

в помощи Которого я не сомневался. Когда же мне исполнилось семнадцать лет,

этот мой детский опыт ничуть не помешал считать себя неверующим, я объяснял

случившееся безсознательной работой отдохнувшего ума.

Этот случай показывает, что наши детские заключения об участии Бога

в нашей жизни ничуть не обеспечивают нам сохранение веры в юности. Юности

вообще свойственно относиться ко всему скептически, а в особенности к тому,

что предлагается старшими, как неоспоримая и обязательная для молодежи

истина.

Говорят — читайте детям Библию, Библия научит их знать Бога.

Несомненно, конечно, что слово Божие, слышанное в детстве, оставляет

свой след в душе и приносит плод в свое время. Однако и в этом случае имеет

значение не убедительность библейских истин для ума, а нечто иное, более

глубоко производимое словом Божиим изменение сердца. Если Библия остается

только достоянием ума и памяти, она не поможет сохранению веры.

Библейские рассказы, с полным доверием выслушанные и принятые в

детстве, — в юности, особенно под влиянием отрицательной, научной критики и

ходячих в обществе взглядов — уже вызывают недоверие и отрицание. Нужна

глубокая и непоколебимая вера в Библию, как в подлинное слово Божие, чтобы

не утратить благоговейного отношения к ней, а такой веры, как мы знаем, не

имеют иногда и профессиональные богословы.

То же самое нужно сказать и о чтении житий святых. Жития святых,

конечно, могут воодушевлять подвигом христианской жизни, но для этого

нужно, чтобы мы видели в святых не только героев давно минувших времен и

исключительных обстоятельств, а наших вечных спутников, наставников и

помощников в христианском подвиге, живых членов Святой Христовой Церкви, с

которыми мы можем быть в постоянном общении и к которым можем обращаться с

молитвами о помощи. Другими словами, память о святых только тогда приносит

нам настоящую помощь, когда мы живем полной христианской жизнью, живем в

Церкви в нераздельном единении со святыми, и когда святые не являются для

нас только далеким историческим воспоминанием.

Все указанные способы религиозного влияния на молодежь страдают тем

коренным недостатком, что они скользят по поверхности, обращаются

преимущественно к рассудку и не сообразуются с внутренним состоянием

детской души, уже начавшей разлагаться под влиянием греха.

Чтобы оказать действительную, реальную помощь в религиозной жизни,

необходимо вникнуть в этот внутренний, духовный процесс, происходящий в

молодой душе и приводящий ее к религиозному опустошению. Только ясно

представляя себе этот процесс, в каждом индивидуальном случае, можно

увидеть выход из этого состояния.

Главное же в этом процессе — развитие греховного, замкнутого в себе

расположения.

С этим-то и надо бороться, а не обращаться к одному только уму с

рассуждениями общего характера.

Как утрата веры, так и возвращение к ней никогда не совершаются

путем спокойного, теоретического исключительно умственного процесса. И

утрата веры и возвращение к ней являются обычно тяжелой, внутренней драмой,

чрезвычайно мучительной, доводящей иногда до отчаяния, до желания смерти и

эта драма тянется иногда многие годы.

Излечить такое внутреннее состояние одними только разговорами и

благочестивыми наставлениями или учеными лекциями невозможно.

Необходимо болезненному процессу внутреннего разложения

противопоставить иной, творческий процесс внутреннего оздоровления через

воздействие на душу некоторой здоровой, положительной, творческой силы.

Главнейшая забота религиозного воспитания должна заключаться в том,

чтобы не в сознании ребенка только, не в памяти его и не в привычках, а в

самой глубине духа его сохранилась его связь с Богом. Эта внутренняя связь

с Богом должна быть той твердыней, о которую должны разбиваться все

соблазны чувственности и горделивого самообольщения.

Помочь ребенку в этом деле может, прежде всего, благотворная среда

живой религиозной веры и любви к Богу. Как свеча загорается от горящей

свечи, так и в детской душе разгорается огонь веры и любви не от

наставлений и не от правил, а от окружающего его духа веры и любви.

Первоначальное, и самое важное, значение в правильном ходе

религиозной жизни детей имеет, конечно, семья. Но для этого сама семья

должна быть, по словам апостола Павла, малой, домашней церковью, то есть не

формально только числиться православной, не ограничиваться только внешним

исполнением церковных правил, а действительно иметь средоточием своей жизни

Господа Иисуса Христа.

Только при этом условии вся домашняя обстановка православного дома и

весь уклад семейной жизни будут глубоко проникать в детскую душу.

И материнская или отцовская молитва, и образок или крестик над

колыбелью и кроватью, и причащение Святых Тайн, и окропление святой водой,

и лампада перед святой иконой — все это не будет тогда одной пустой,

внешней формой, но будет выражением подлинного религиозного духа семьи и не

будет вызывать противоречий и сомнений в душе ребенка.

При условии полного единства духа и формы религиозной жизни в семье,

как губка впитывает в себя воду, так и душа ребенка впитывает в себя

впечатления православного домашнего быта.

Религиозные обычаи семьи, встреча Рождества Христова, Крещение или

Пасха, праздник Троицы или Великий пост — все это не проходит безследно для

духовной жизни ребенка. Из всего этого накопляется в душе запас святых

впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей

сознательной религиозной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных,

критических внутренних переломов, эти переживания, этот детский религиозный

опыт всплывает в душе и является источником спасения и возрождения.

Благотворное влияние религиозной православной семьи ничем не

заменимо — незаметно, органически, легко и свободно она закладывает в

детской душе основы здоровой религиозной жизни.

Второй средой, еще более необходимой для правильного религиозного

развития, включающей в себя и саму православную семью — является

православная церковность, средоточием которой является Господь Иисус

Христос. Нужно, чтобы в душе православного ребенка укреплялось чувство, что

он не только часть православной семьи, но и часть Православной Церкви, с

которой он связан органически и навсегда и которая является его духовной

питательницей и воспитательницей.

Такое чувство в душе ребенка легко возникает, если сама окружающая

его семья живет этим чувством. Чувство принадлежности к Церкви важнее

чувства принадлежности к семье. Семья может разрушиться — Церковь никогда.

Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в

мiре, безприютным: он чувствует себя в крепкой руке Христовой, в руке

Божией. Он чувствует под собой несокрушимую твердыню. Он живет в постоянном

общении со Христом, со святыми и умершими.

Укрепить в ребенке это сознание является очень важной задачей

религиозного воспитания.

Как ребенок должен узнавать Христа

Я сказал, что средоточием церковности является Господь Иисус

Христос. Он же должен быть сосредоточием и семейной жизни.

Ребенок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из

настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов

семьи.

Если он, таким образом, узнает Христа, Христос станет близким и

родным его душе на всю жизнь.

Так именно и воспитывались древние христиане, мученики, мученицы и

отцы Церкви в своих родных христианских семьях. Достаточно вспомнить

воспитание сестер — Веры, Надежды и Любови их матерью Софией, или святых

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста их матерями.

Таким образом, основанием правильного религиозного воспитания

является то, чтобы с самых ранних лет вложить в душу ребенка положительное

христианское содержание, вложить не как нечто внешнее и временное, а как

ответ на собственные глубочайшие запросы его духа. С этим положительным

содержанием в душе ребенку легче будет преодолевать возникающие в нем

темные, греховные влечения и соблазны.

Как происходит у молодежи отход от Христа

И все же мы должны признать, что лишь немногие счастливые и крепкие

духом натуры успевают устоять на положительном христианском основании

своего духа, большинство же молодежи переживает тяжелый и мучительный

процесс отхода от Бога и последующего к Нему возвращения.

В кратких словах я постараюсь изобразить этот процесс.

Возникающие в молодой душе и постепенно развивающиеся влечения

чувственности и горделивого самообольщения — в конце концов, становятся

господствующими элементами души. Молодая душа становится их послушным

орудием. В этом послушном служении своим желаниям и страстям молодежь

полагает даже свою свободу и горячо протестует против всякой попытки

ограничения этой ее мнимой свободы.

Нельзя сказать, чтобы эти воздвигнувшиеся в молодых душах кумиры

доставляли им действительное удовлетворение. Они носятся с ними, но покоя

себе не находят. Страдают и тоскуют, ищут чего-то лучшего, более

правдивого, чистого и прекрасного, — откуда и возникает та жажда найти

смысл и цель жизни, которая так присуща молодости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.