на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Духовно-нравственное воспитание в семье

гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя

видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация

нецелостности – нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие

неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи

– и человек лишается корней.

Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный

педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить

ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В

один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания

Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит

женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то

лохмотьях; около нее – тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как

только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то

засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя

зубьями, чтобы причесать... Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это

– моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не

осознает.

И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того,

что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но

дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с

ближним, с миром закладываются в семье. От семьи – все импульсы жизни.

Родители учатся вместе с детьми

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного

образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше

время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку

духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок

воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.

Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его

семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают

свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но

мы никого не неволим.

В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было

единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в

детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о

сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему

отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на

своего ребенка, а потом сказал: "Все это поповские бредни". И все. В

следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво – мнение

папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша

родительский авторитет очень высок.

Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.

Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений

прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что

многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детсадов,

"продленок" и других детских учреждений – сами были лишены тепла семейного

очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то

учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной

школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в

достаточной степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей

– у нас пока нет.

Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание

для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа

человека, душа гражданина Царства Небесного. [5]

Как воспитать религиозность у детей

Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям

знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям

только знание о Боге.

А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется

только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится

отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину

души.

Знание Бога отличается от знания о Боге.

Знание Бога — непосредственное восприятие Бога внутренним чувством,

знание о Боге — достояние ума и памяти.

О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают

Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

О том же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли

господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,

3).

И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую

связь между живыми существами — человеком и Богом.

Прийти к познанию Бога — не значит найти Бога вне себя, как

некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то

логическими доводами,— это значит каким-то таинственным образом дать

возможность нашему внутреннему «я» увидеть Бога внутренним оком.

Отсюда ясно, что никаким умножением богословских знаний нельзя

достигнуть познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники

не в состоянии были усмотреть в Иисусе Христе Его Божественную силу,

которую видели в Нем простые рыбаки, мытари и блудницы.

И в наше время богословское, семинарское и академическое образование

не обеспечивает религиозности. Если познание Бога достигается внутренним

зрением сердца, то главный труд, главная задача религиозного влияния и

воспитания заключаются в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в

руководимом это внутреннее зрение сердца, или, иначе сказать, произвести в

его сердце такое изменение, чтобы открылись духовные очи его к зрению Бога.

Конечно, нельзя отрицать значения и важности богословского

образования и обучения Закону Божию; но надо отметить, что знание Бога надо

ясно отличать от знания о Боге и, сообщая детям последнее, не думать, что

этим исчерпывается задача религиозного руководства.

Знание о Боге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное

содержание нашему знанию Бога: оно уясняет нам наше понятие о Боге,

отношение Бога к миру и мира к Богу. Детская душа, тем более возрожденная в

Таинстве Крещения, обладает естественной способностью знать Бога. Это

вероятно и имеет в виду Господь Иисус Христос, когда говорит: если не

обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3);

славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и

разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25); кто умалится, как это дитя,

тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4); чистые сердцем... Бога узрят

(Мф. 5, 8).

Это свойство внутреннего, непосредственного зрения Бога, некоторые

люди сохраняют на всю жизнь. Таковы, прежде всего святые: преподобный

Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие.

Не из внешнего опыта и не посредством рассуждений и логических

заключений пришли они к познанию Бога. Они знали Бога так же

непосредственно, как мы непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца.

Никто не доказывает бытия солнца. Библия не доказывает бытия Божия, святые

не ищут доказательства бытия Божия. Ставить признание бытия Божия в

зависимость от соображений нашего разума, постоянно колеблющихся и

меняющихся в зависимости от проницательности нашего ума и от запаса наших

знаний— это значило бы обосновать несомненное сомнительным, или

рассматривать солнце при помощи тусклой свечи.

И не только святые, но и обыкновенные люди иногда в течение всей

своей жизни сохраняют дар непосредственного, живого и несомненного

восприятия бытия Божия, и это особенно свойственно людям простым и

смиренным, свободным от соблазнов горделивого разума или нечистого сердца.

Почему дети теряют веру в Бога

Почему же одни люди оказываются способными до конца дней своих знать

Бога и верить в Него, а другие еще в молодости теряют веру? Как происходит

эта потеря веры, и какими средствами возможно ее сохранить или возвратить?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хочу сказать несколько слов

тем, кто говорит, что не нужно «навязывать» детям религиозных верований.

Религиозная вера не может быть навязана человеку; она не есть что-

либо постороннее человеку, она есть необходимая потребность человеческой

природы, главнейшее содержание внутренней жизни человека.

Когда мы заботимся о том, чтобы ребенок рос правдивым, добрым,

развиваем в нем правильное понятие о красоте, вкус к прекрасному, мы не

навязываем ему чего-либо чуждого или несвойственного его природе, мы только

помогаем ему из самого же себя извлекать, как бы освобождать из пеленок, в

себе самом усматривать те свойства и движения, которые вообще свойственны

человеческой душе.

То же самое нужно сказать и о познании Бога.

По принципу ненавязывания ничего детской душе, мы вообще должны бы

были отказаться от всякого содействия ребенку в развитии и укреплении его

душевных сил и способностей. Мы должны были бы всецело предоставлять его

самому себе до тех пор, пока он вырастет и сам разберется, каким он должен

быть, и каким нет.

Но этим мы не избавили бы ребенка от посторонних влияний на него, а

только придали бы этим влияниям безпорядочный и произвольный характер.

Возвращаемся к вопросу, почему одни люди до конца дней своих

сохраняют в душе своей постоянную, непоколебимую веру, между тем как другие

теряют ее, иногда теряют окончательно, а иногда с большим трудом и

страданиями возвращаются к ней?

В чем заключается причина этого явления? Мне кажется, это зависит от

того, какое направление принимает внутренняя жизнь человека в его раннем

детстве. Если человек, инстинктивно или сознательно, сумеет сохранить

правильное соотношение между собой и Богом, он не отпадает от веры; если же

собственное «я» займет в его душе неподобающее ему первенствующее и

господствующее место, вера в душе его затмится. В раннем детском возрасте

собственная личность обычно еще не становится на первом месте, не делается

предметом поклонения. Почему и сказано: если не обратитесь и не будете как

дети, не войдете в Царство Небесное. С годами собственная личность все

более и более возрастает в нас, становится центром нашего внимания и

предметом нашего угождения.

И эта в себе самих сосредоточенная эгоистическая жизнь обычно идет

по двум направлениям — по направлению чувственности, служения телу, и по

направлению гордости, узкому доверию и преклонению перед рассудком вообще,

и перед своим собственным в частности.

Обыкновенно бывает так, что то и другое направление не совмещаются в

одном и том же человеке. У одних преобладают соблазны чувственности, а у

других соблазны рассудочности. Чувственность с возрастом переходит иногда в

половую нездоровость, от которой бывают свободны натуры рассудочные и

гордые.

Чувственность и гордость, как два вида служения собственной личности

— это как раз те именно свойства, какие проявлялись, как мы знаем, в

первородном грехе первозданных людей и воздвигли преграду между ними и

Богом.

То, что случилось с первозданными людьми, происходит и с нами.

Нездоровое направление нашей внутренней жизни с детства, приводящее

к развитию в нас или чувственности, или гордости, загрязняет чистоту нашего

внутреннего, духовного зрения, лишает нас возможности видеть Бога.

Мы отходим от Бога, остаемся одни в своей эгоистической жизни и со

всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таков процесс нашего отпадения от Бога.

У тех же людей, которым удается сохранить правильное соотношение с

Богом, процесс развития эгоистических, чувственных и гордостных

расположений встречает преграду в памяти о Боге; они берегут в себе и

чистоту сердца и смирение ума; и тело и ум у них вводится в свои границы их

религиозным сознанием и долгом. Они смотрят на все возникающее у них в душе

как бы с некоторой высоты своего религиозного сознания, производят

надлежащую оценку своим чувствам и стремлениям и не позволяют им овладевать

собой безконтрольно. При всех постигающих их соблазнах они не теряют

основное религиозное направление их жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.