на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Духовно-нравственное воспитание в семье

(элитарность образования чужда далеко не всем педагогическим течениям, но

определенно противоречит духу православия). Обращение в основном к

практике народной школы можно признать одним из таких просчетов, но можно

рассматривать и как один из этапов планировавшегося, скажем, К.П.

Победоносцевым практического становления православного духовного воспитания

в целом. Можно утверждать, что православная педагогика ХIХ-ХХ веков

попыталась соединить в художественном воспитании духовные ценности Древней

Руси в характерных для них формах функционирования и новые педагогические

идеи. Поскольку для реализации целостного замысла была организована

церковноприходская школа — весьма жизнеспособная и получившая широкое

распространение в России, — то можно говорить об особой роли этого типа

школ в духовном воспитании русского человека средствами искусства. Занятия

искусством в церковноприходской школе в минимальной степени преследовали

задачи «чисто» эстетического развития, а прямо ставились на службу духовно-

религиозному восхождению личности. Уроки церковного пения, имея прямой

выход в важнейшую для жизни верующего сферу (исполнение церковных обрядов),

не нуждались в дополнительных обоснованиях. Их воспитательная, социальная

значимость была очевидна. В методическом плане уроки церковного пения

обеспечивались сложившейся практикой певческой подготовки духовенства.

Достоинства и слабости этой системы достаточно хорошо известны и очевидны.

Высокохудожественный музыкальный материал, не только способствующий

развитию голоса, но прежде всего позволяющий обращаться к Богу, несомненно,

заслуживал и охранительного отношения, и пропаганды, и надежд на духовное

возрождение народа через школу. Но формализм, догматизм, иногда

элементарная педагогическая неподготовленность мешали реализации замысла, а

в некоторых случаях и дискредитировали идею.

Серьезную педагогическую проблему представляет соотношение понятий

«духовное» и «нравственное» воспитание. Нравственное воспитание,

ориентированное на сложившиеся в культуре образы морали, не равно духовному

возрастанию, что признается сегодняшними философами и теоретиками

педагогики, независимо от их философской ориентации. С духовным воспитанием

нравственное воспитание роднит то, что в нем оцениваются не только

практические действия, но и побуждения, намерения, мотивы. Нравственное

воспитание ведет человека к способности относительно самостоятельно

определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на совесть,

чувство личного достоинства. Нравственное воспитание служит одним из

средств духовного воспитания, но отнюдь не исчерпывает его. Духовное

воспитание столь же существенным образом стимулируется средствами

интеллектуального, эстетического, физического воспитания, но не

обеспечивается, не гарантируется ни каждым из этих средств, ни всеми ими,

вместе взятыми. Духовное воспитание не обеспечивается (не гарантируется) в

том числе и религиозным образованием, ибо и из него можно вынести различные

плоды. Как пишет в журнале «Педагогика» магистр богословия А.Е. Лихачев,

«духовный заряд», наличие или отсутствие которого, в конечном итоге, и

определяет процесс духовного воспитания, можно сравнить с вдохновением. «В

его пламени преображаются все прежние движения души, весь накопленный

опыт». Вдохновение, духовный заряд — явления, не управляемые ни самим

учеником, ни его педагогом. Поэтому процесс духовного воспитания, по сути,

не технологизируется.

Однако можно говорить о создании условий, предпосылок для духовного

воспитания личности. Они напрямую связаны с ее нравственностью,

образованностью, культурой. При этом ребенок не должен быть поставлен в

условия так называемой «свободы», а точнее, анархии выбора. Иерархическое

строение духовной сферы личности, ясное определение приоритетов может быть

достигнуто только в условиях культуросообразного, согласованного с миром, с

социальной реальностью образования. При этом, однако, реальность не должна

пониматься как сиюминутная данность. Учет глубин исторического опыта,

построение (а не сжигание) мостов от прежних поколений к нынешним и

наличие, пропаганда, проповедь вечных ценностей, истин, носителем которых

является христианство, — необходимые условия, при которых можно ожидать

духовного взросления новых поколений. [11]

Семья и брак как залог достойного воспитания в православии

Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак

и семейная жизнь, установленные благословением Божиим для спасения всех

членов семьи. Чтобы лучше разобраться в этом, давайте рассмотрим

канонические основы брака, находящиеся в Священном Писании и хранящиеся в

Священном Предании, выражающем мировоззрение Церкви.

Взгляды на брак в Ветхом и Новом Завете

Когда мы читаем о браке, семейной жизни и продолжении рода

человеческого в Ветхом Завете, сразу же бросается в глаза, что главное

здесь - это сохранение еврейского народа, бесконечные родословные, которые

находим в Писании. Однако в то время брак не был единственным способом

продолжения рода. Дети рождались и от наложниц, кроме того, существовал

обычай брать в жены вдову брата, даже если она становилась второй женой

(ужичество). Однако целью подобного многоженства являлось вовсе не

удовлетворение плотской похоти, а желание иметь наследников. В Ветхом

Завете мы не найдем никакого снисхождения Бога к разврату, как нет такого

снисхождения и сейчас. Еще в ветхозаветные времена Бог начал открывать

человеку Свою волю. Мы видим, что Бог осуждает многоженство, наложниц и

закон ужичества. Смыслом брака все больше становится не продолжение рода, а

более высокие, духовные ценности. Наконец, Бог ясно изъявил свою волю,

карая развратников.

С пришествием Христа главной целью брака перестает быть потомство и

продолжение рода, хотя это по прежнему остается его важной составляющей. Но

Христос пришел в мир и принес залог воскресения мертвых и вечной жизни,

сообщив христианскому браку новую цель - стяжание жизни вечной супругами и

детьми.

Чин православного брака начинается словами «Благословенно Царство

Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Этими

словами подчеркивается важность брака и сразу обозначается его цель.

Согласно церковным канонам, христиане, вступившие в брак вне Церкви,

отлучаются от церковных таинств. Православный брак это скорее создание

двумя людьми малой, семейной церкви для поклонения Богу Истинному и во

спасение души. Эта семейная церковь подчинена Церкви Христовой. Как говорит

св. Василий Великий, жениться естественно, но брак должен быть

сверхъестественным, стать игом, которое супруги добровольно несут для

Церкви. Отсюда видно, что в Новом Завете главной целью брака становится уже

не продолжение рода, а спасение души, и сам чин брака содержит множество

символов, разъясняющих эту цель.

О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к

родителям

Письменными носителями христианских идей были книги Ветхого и Нового

заветов, богослужебные книги, Жития святых (особенно любимое на Руси

народное чтение), а позднее, в ХIХ-ХХ веках, периодические издания, в

первую очередь, церковные календари (например, «Крестовый календарь» А. А.

Гатцука).

Однако письменные источники были доступны не всем, и даже грамотные

крестьяне не всегда имели в домах необходимые для целей воспитания и

самовоспитания книги православной ориентации. Восприятие христианских идей

только через устную традицию (на слух) могло приводить к путанице в

обстоятельствах Священной истории, искажениям смысла, ошибкам в понимании

текстов.

Тем не менее, потребность в осмыслении христианского вероучения и

приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания

всегда была достаточно велика в русской крестьянской среде. Это было

связано с глубоко укоренившейся в русском народе традицией почитания

предков, и родителей в частности. Поэтому в русской народной традиции

сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших

обеспечению нравственного отношения к родителям в соответствии с

христианским учением.

Облеченные в изящную, часто рифмованную, форму, фольклорные средства

воспитания были широко распространены в русской крестьянской среде и

эффективно использовались в целях воспитания и обучения подрастающего

поколения. Применение фольклора было основано на важных психологических

особенностях его восприятия воспитуемым. Обращаясь к воспитаннику с

фольклорными поучениями, воспитатель высказывал не только свое собственное

мнение, но выступал от имени целого народа. Безымянные авторы пословиц,

поговорок, притч, имевших широкое хождение в русской народной среде, были

выдающимися педагогами и психологами, тонко понимавшими мотивы поведения

человека в той или иной ситуации.

Фольклорная иллюстрация могла, быть подобрана опытным воспитателем к

любому поступку ребенка или взрослого, содержала в себе анализ и оценку

происходящего, тонкую иронию по отношению к провинившемуся, демонстрировала

нравственные отклонения в поведении человека и способствовала самоанализу

воспитуемого.

Воспитуемым адресовались не просто упреки и замечания, но обличения

в форме народной мудрости. Совершенные произведения фольклора, выступавшие

в качестве универсальных средств воспитания, оказывали глубокое воздействие

на слушателей. Применение для решения воспитательных задач произведений

фольклора снимало претензии воспитуемого по отношению к воспитателю. Если

возможно обидеться на строгого воспитателя, то можно ли обижаться на весь

народ?

Пословицы и поговорки часто высказывались как бы между прочим, «не в

осуждение, а — в рассуждение». При использовании фольклорных средств

народный педагог использовал косвенные приемы воспитательного воздействия:

намек, ободрение, подсказку, предостережение, совет, увещевание, укоризну,

иронию, насмешку. Такие косвенные приемы позволяли избежать навязывания

воспитуемому чужого мнения, что часто вызывает явный или скрытый протест.

Поставленный с помощью фольклорного средства в ситуацию самооценки,

воспитуемый зачастую вынужден был признать справедливость услышанных в свой

адрес замечаний и принять соответствующие меры к исправлению положения.

Огромные воспитательные возможности русского фольклора охватывали

всевозможные отклонения от общепринятых норм поведения. Однако воспитание

уважительного отношения к собственным родителям имело определенные

трудности. С одной стороны, самим родителям было не очень удобно напрямую

требовать от детей уважения к себе. С другой стороны, родители часто

допускали следующую ошибку: они полагали, что дети, видя, как много для них

делают родителя, легко смогут проникнуться к ним должным уважением.

Практика русской народной педагогики показывает, что далеко не

всегда столь очевидные для окружающих родительские добродетели становились

для детей основанием для почтительного отношения к отцу и матери. Очень

часто дети рассматривали заботы родителей о себе как нечто само собой

разумеющееся и не торопились воздать им должное.

Всякое чувство и знание должны быть воспитаны соответствующими

методами, приемами и средствами. Древние мудрецы хорошо понимали, что

любовь и благодарность по отношению к собственным родителями должны быть

воспитаны, поэтому в книгах Священного Писания и в произведениях русского

фольклора мы находим так много указаний на вечный долг детей по отношению к

родителям.

В русской народной педагогике каждой из заповедей ставилось в

соответствие значительное количество пословиц и поговорок, которые можно

рассматривать в качестве расшифровки, толкования, интерпретации. Во многих

случаях тексты заповедей дополнялись новыми аспектами, которые находились в

традиционном русле православного воспитания и способствования более

глубокому осмыслению и усвоению данных постулатов.

Сформировавшись на отечественных реалиях, русский фольклор был легко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.