на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Духовно-нравственное воспитание в семье

формирования. Процесс этот был начат двумя с половиной столетиями раньше в

независимых от Рима ирландских и британских монастырях, ставших на фоне

разоренной нашествиями германцев Европы центрами учености,

распространившейся потом обратно на Континент. Ирландскими проповедниками и

учителями основано большинство старейших европейских монастырей. Ученые

наставники с Британских островов знали и ценили как Библию, так и античные

сказания, как местный народный эпос, так и сочинения Отцов Церкви. Они

создали модель монастыря как центра образования и культуры, сформулировали

принципы средневекового образования. Они же проявили интерес и к античной

образованности, к классическим художественным и научным произведениям.

Процесс внутреннего обустройства, шедший во франкском государстве,

одном из самых значительных в то время на Континенте, привел к смене

ослабевшей династии иной, получившей в истории название Каролингской. Это

произошло в середине VIII в. Новые правители энергично взялись за

государственное строительство. При этом требовалось большое количество

образованных людей как на светских, так и на церковных постах. Необходимо

было создавать новую социальную группу ("грамотеев"), отсутствующую в

традиции. Сделать это можно было, только кардинально перестроив

педагогические системы. Как самый энергичный реформатор вошел в историю

Карл Великий (742-814), в 800 г. короновавшийся на Западе впервые после

свержения в 476 г. последнего римского императора. Карл, сам выучившийся

читать лишь после 40 лет, оказывал сфере образования большое внимание. Он

основал дворцовую школу вместе с более узким кружком ученых и наставников.

Учеников и учителей объединяли дружеские и братские узы. Учительный пафос

христианской доктрины превращается до известной степени в государственную

политику. Отовсюду приглашаются преподаватели. Традиционные знания

"католических учителей" дополняются "знаниями светских наук": "Как бы в

виде некоторого основания должна передаваться нежному детскому возрасту

грамматика, также и другие дисциплины философского поощрения, при помощи

которых, как по ступенькам мудрости, можно достигнуть высочайшей вершины

евангельского совершенства" (Алкуин). Учитывая это обстоятельство, Карл

издает свои знаменитые и очень спорные с точки зрения их реального

исполнения распоряжения о повсеместном развитии школьного обучения при

епископствах и монастырях.

Средневековая педагогика исходила из божественной определенности

развития человека. Она подразумевала два типа - человека как звена в

природной иерархии, т. е. человека как такового, как бы самого по себе

перед Богом, что было для многих европейских обществ с их родовыми

традициями открытием; и человека, занимающего определенное место в

социальной иерархии, т. е. представителя сословно-корпоративного устройства

средневекового общества, имевшего множество субкультур и групповых обычаев,

традиций, норм воспитания, способов и методов обучения. Таким образом,

можно реконструировать, с одной стороны, монопедагогику, единую для всей

эпохи и всего общества, как бы их базовое основание, а с другой - множество

отдельных "педагогик". В качестве единого стержня выступает средневековая

христианская педагогика, а "ветвями" - сословные (крестьянская, рыцарская,

монашеская, городская, женская и др.) или корпоративные (воспитание и

обучение ремесленников, купцов, ученых и т. д.) педагогические субкультуры.

[8]

История русской педагогической мысли

Географическое положение на пересечении Европы и Азии, огромные

размеры государства, лежащего в 12 часовых поясах, православная вера,

сделавшая Москву Третьим Римом, позволили английскому ученому А. Тойбни

поставить Россию в один ряд с мировыми цивилизациями.

В Древней Руси подлинное образование неразрывно связано с

православием. «Сверхцелью» педагогического процесса, неразрывно связанного

со всей жизнью общества, выступало приобщение человека к Богу, направление

его на путь истинный, на путь спасения. Эта цель могла быть достигнута как

путем познания, так и путем дел (образа жизни). В православной традиции

приоритет отдавался второму пути, хотя первый не отвергался. Этот кодекс

состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное — учение о

долге душевном, или спасении души, строение мирское — наука о гражданском

общежитии и строение домовое — наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение

этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси».

Рассудочное познание занимало соподчиненную роль как «внешнее» по

сравнению с истинным «внутренним», обращенным к Богу и связанным с особым,

«светлым» состоянием души. Основные усилия педагогики Древней Руси были

направлены на то, чтобы помогать человеку овладевать христианскими

добродетелями и сверять свои дела и помыслы с христианской нравственностью,

что и являлось истинной мудростью, в противоположность мудрости чисто

познавательной, не подкрепленной поступками и делами. Педагогика, вне

зависимости от социального положения человека, как для князя, дружинника,

так и для крестьянина с ремесленником, помогала человеку встать на путь

истинный, не затрагивая вопросов его профессиональной подготовки.

Древнерусская педагогика «душевного строения» в «теоретических» обобщениях

сосредотачивала свое внимание на мудрости христианского смирения и любви к

Богу, что было необходимо для спасения души.

Неразрывное единство православия и всего жизненного уклада, в том

числе и педагогики, определило ее церковный характер. П.Ф. Каптерев

определял данный период как период церковной педагогики.

Основные педагогические постулаты содержались в церковной

литературе, в поучениях. Помимо системы знаний о мире, человеке в трудах

Церкви, основное внимание уделялось нравственным ориентирам, помогающим

поступать и мыслить согласно христианским нормам. В настоящее время в

обыденном сознании произошло отделение церковных обрядов от требований

окружающей жизни, в глазах многих в обрядах наличествует только сакральный

смысл. Для наших далеких предков, в чью жизнь вера в Бога входила

органически и без нее не мыслилась (достаточно вспомить многих святых и

простых русских людей, отказавшихся отрешиться от Бога даже ценою своей

жизни), обряды выступали и как очень мощные и эффективные средства

православной педагогики, воздействующие на эмоции и волю людей. Молитвы

помогали научиться вырабатывать нужный душевный настрой, исповеди приучали

к самоанализу, к мысли о неотвратимости наказания за грехи и поступки,

посты, епитимьи, телесные наказания помогали укрощать плоть, смирять

гордыню, вырабатывать стойкость.

Эмоциональному началу педагогика Древней Руси отводила, по сравнению

с рассудочным, причинно-следственным, ведущую роль в воспитании

христианина.

Древнерусская педагогическая традиция, не отвергая причинно-

следственного, рационалистического способа познания мира, прежде всего,

ставила своей целью воспитание глубоко верующего человека, для которого

единство помыслов, чувств, дел и воли определялось православными идеалами.

В конце XVII — начале XVIII веков петровские реформы свернули русскую школу

с самобытного пути развития. Попытка реформировать государственное

устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», определяющего

все стороны жизни человека, в том числе и духовно-нравственную (церковь

Петр I также попытался превратить в один из государственных аппаратов),

объяснялась, прежде всего, стремлением «догнать» Западные страны.

Экономические достижения, развитие наук и искусств, а также сильная армия и

государство — все это являлось притягательным примером для подражания.

Реформы, затронув все стороны жизни государства и общества, не могли

не коснуться и системы образования. По мнению Д.И. Латышиной, «XVIII век

занимает особое место в истории образования в России: именно в этом веке

была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную

систему народного образования, впервые были разработаны и применены на

практике основы светского обучения и воспитания детей». Петру I требовались

профессионально подготовленные специалисты для различных областей

государственной, военной и промышленно-тор-говой деятельности. Созданные по

его инициативе многообразные учебные заведения отличались друг от друга

прежде всего по содержанию образования. Сами названия школ указывают на это

различие: архиерейские, адмиралтейские, артиллерийские, гарнизонные,

горнозаводские, медицинские, переводческие, типографские, цифирные и т.п.

Необходимо отметить, что само слово «школа» становится широко употребляемым

именно в это время, потеснив слово «училище», которым назывались учебные

заведения на Руси до эпохи петровских преобразований. Петру I не удалось

создать сколько-нибудь стройную систему светского образования. Отдельные

академии, школы, училища зачастую создавались под конкретную личность того

или иного деятеля образования. Соответственно, взгляды на цели, содержание

и организационные формы образования были далеко не одинаковы. Проекты

организации образования в России И.Т. Посошкова, Ф. Салтыкова, Ф.

Прокоповича отличались друг от друга так же, как и учебные заведения,

созданные Л.Ф. Магницким, В.Н. Татищевым, пастором Э. Глюком.

Идеи западного Просвещения не были востребованы Петром I в полном

объеме и глубине. Общегуманистический идеал человека, «общечеловеческая»

культура, привносимая иностранным влиянием, сталкивались в России, с одной

стороны, с потребностью в «новых людишках государевых», имеющих светское

образование, и с другой — с абсолютной императорской властью. Поэтому не

удивительно, что Петр I «просвещенных» людей готовил «железную рукою». Он

издает целый ряд высочайших указов, по которым за нарушение школьного

режима предусматривались суровые наказания, как для «недорослей» -

учеников, так и для их батюшек. Ученику за побег из школы грозила смертная

казнь, а родителям за ходатайство об отсрочке обучения своего любимого чада

— ссылка.

По мнению академика РАО А.И. Пискунова, Петр I не только

реформировал внешние государственные институты, но и замахнулся на

глубинные основания государства Российского. А.И. Пискунов утверждает, что:

«Особенностью русского Просвещения стало не только стремление освободить

человеческий разум от церковных догм, но и переосмысление самого

христианского учения. От переосмысления уже сложившихся традиций в области

духовной жизни русское Просвещение сделало шаг вперед к формированию новой

национальной культуры в целом...». Данная оценка не может не вызывать

удивления. Позволим себе не согласиться с уважаемым академиком. Подобный

«шаг вперед» совершенно по-другому оценивался историком В.О. Ключевским.

Согласно его оценке, подобная «общечеловеческая» культура в России

«воспринималась так, что не просветляла, а подменяла понимание родной

действительности; непонимание ее сменялось равнодушием к ней, продолжалось

пренебрежением и завершалось ненавистью или презрением». Россия, несмотря

на насильственную европеизацию, сохраняла культурную самобытность. Для

подавляющего большинства населения, которое составляли крестьяне, духовно-

нравственные идеалы, задаваемые православием, оставались незыблемыми.

Основные идеи образования западного общества, такие, как рационализм и

индивидуализм, изначально отвергались российским менталитетом. Немецкий

ученый Л. Люкс совершенно справедливо замечает, что «к восхвалению

автономной личности, начавшемуся на Западе с наступлением Нового времени, в

России с самого начала отнеслись отрицательно, видя в этом выражение

человеческой гордыни. Уравнение индивида и общества и происхождение отсюда

требования одиночки к обществу ради обретения все больших прав для себя

воспринимались в России как нечто безнравственное».

В деятельности преемников Петра I в сфере образования, к сожалению,

продолжилась основная тенденция, разрывающая духовно-нравственное единство

различных социальных слоев Российского общества. Этот раскол, по мнению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.