на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Алеша А.: "Честно, она ведь сказала правду."

Экспериментатор: "Да , Ира молодец, что не стала никого обманывать".

Настя С: «А я пила из носика графина. Понесла маме. Вижу Кешу. Выпустила

графин и он разбился. А я сказала маме, что это Кешке разбил».

Сережа Т.: "А мама что сказала?"

Настя С: «Что Кешку накажет. А я маме и говорю, что я пошутила. Это я

разбила».

Экспериментатор: «Честно поступила Настя?»

Сережа Т.: "Честно, она ведь сказала потом правду",

Экспериментатор: "Получается, что у нас все ребята честные! Молодцы! А как

вы думаете, что такое честность?"

Ира Б.: "Это когда говорят правду".

Экспериментатор: "А что же делать, если не очень хочется говорить правду?"

Ира Б.: "Нужно говорить правду».

Сережа Т: «Злой человек хочет соврать».

Таким образом, в заключительных опытах формирующего эксперимента было

отмечено значительное повышение уровня коммуникативной деятельности в

ситуациях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и

внеситуативно-личностную) формы общения со взрослым. Благодаря помощи

экспериментатора и в ходе контактов с ним создавались условия для

упражнения детей в общении со взрослым на более высоком уровне, т.е.

подготавливался переход детей к внеситуативным формам общения.

Рассмотрим, какие изменения произошли у испытуемых экспериментальной и

контрольной групп в заключительных опытах по сравнению с опытами исходного

этапа.

Как уже отмечалось, в экспериментальную группу вошли 8 детей, у

которых в констатирующем эксперименте преобладала ситуативно-деловая форма

общения. В контрольную группу вошли 6 детей, у которых на 1 этапе

эксперимента была зафиксирована ситуативно-деловая форма общения как

ведущая форма общения со взрослым. И один ребенок, находящийся на

переходном этапе от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной форме

общения.

К моменту заключительного, контрольного, опыта положение в

экспериментальной группе резко изменилось. У 6 человек как ведущая была

зафиксирована внеситуативно-познавательная форма общения. У двоих детей

этой группы, испытывающих самые большие трудности в процессе обучения,

ведущей по-прежнему осталась ситуативно-деловая форма общения. Однако при

этом значительно увеличились количественные показатели во всех ситуациях

общения. В то же время у детей из контрольной группы таких ярких изменений

не наблюдалось. У 5 детей по-прежнему преобладала ситуативно-деловая форма,

а у двоих ведущей оказалась внеситуативно-познавательная форма общения (оба

воспитанника подготовительной группы). Как и на 1 этапе ни у кого из детей

обеих групп не была выявлена внеситуативно-личностная форма общения как

ведущая. В таблице 5 приведены данные о ведущих формах общения со взрослым

у детей экспериментальной и контрольных групп на констатирующем и

контрольном этапах эксперимента.

Таблица 5.

Ведущие формы общения у детей дошкольного возраста с ЗПР до и после

формирующего эксперимента (n1 =8, n2=7)

|Группа Экспериментальная |

|Контрольная |

|Ведущая до после |

|до после |

|форма общения обучения обучения обучения |

|обучения |

|Ситуативно-деловая 8 2 |

|6 5 |

|Внеситуативно-познавательная 0 6 1|

|2 |

|Внеситуативно-личностная 0 0 0|

|0 |

* n1 - количество детей в экспериментальной группе

* n2 - количество детей в контрольной группе

Остановимся подробнее на некоторых изменениях в поведении детей,

выявленных во время проведения контрольного эксперимента. Два ребенка из

экспериментальной группы на этом этапе в первую очередь выбрали чтение

книги, которая была и основным объектом их внимания в первую минуту опыта.

Они не ограничивались взглядом на книгу, а приближались к ней, брали в

руки, рассматривать иллюстрации. Остальные 6 детей экспериментальной группы

в первую очередь по-прежнему выбрали игру, а объектом их внимания в первую

минуту эксперимента становились игрушки. Все дети охотно принимали чтение

книг экспериментатором. Это позволяет предложить , что в процессе

проведенных занятий нам удалось сформировать у детей интерес к книге как

источнику, содержащему множество интересных фактов.

На третьем, заключительном, этапе эксперимента все 8 детей из

экспериментальной группы соглашались побеседовать со взрослым на личностные

темы. По нашему мнению, способность детей к внеситуативно-личностным

контактам со взрослым также была сформирована во время проведения занятий.

В контрольной группе наблюдалась иная картина. Как и на 1 этапе, все

дети этой группы в первую очередь выбирали игру, а игрушки во всех случаях

становились основным объектом их внимания в первую минуту эксперимента.

Только двое детей контрольной группы вступали в личностные беседы со

взрослым. Однако никто из детей из обеих групп не обратился ко взрослому в

первую очередь.

Дети из экспериментальной группы чувствовали себя одинаково комфортно

как во время игры, так и при чтении книг, а иногда и во время беседы на

личностные темы. У некоторых испытуемых этой группы уровень комфортности в

процессе опытов был максимальным во время чтения книг. Вообще следует

отметить, что на заключительном этапе эксперимента при общении со взрослым

дети из экспериментальной группы были менее скованными и напряженными, чем

на первом этапе исследования, проявляли активность в общении с

экспериментатором. Очевидно, что повышение уровня комфортности у детей

явилось прямым следствием упражнений в общении со взрослым во время

формирующего эксперимента.

У детей из контрольной группы не произошло каких-либо значительных

изменений в уровне их комфортности во время опытов. Они по прежнему

чувствовали себя наиболее свободно, когда занимались игрушками, в остальных

же случаях были скованы , напряжены и пассивны.

Анализ протоколов показал, что у испытуемых экспериментальной группы

на контрольном этапе эксперимента значительно возросла желательная

длительность опыта в ситуации чтения книг. В ряде случаев испытуемые

изъявляли желание продолжить чтение книг даже по истечении 15 минут

(максимальная продолжительность каждой ситуации общения) и неохотно

переходили к другому виду деятельности. Продолжительность игровой ситуации

несколько снизилась у детей, которые овладели внеситуативно-познавательной

формой общения, они занимались игрушками около 10-12 минут. У двоих

испытуемых из экспериментальной группы, ведущей для которых осталась

ситуативно-деловая форма общения, максимальная длительность опыта (15

минут) была зафиксирована как в ситуации с игрушками, так и при чтении

книг.

У большинства воспитанников контрольной группы желательная

длительность опыта, как и на этапе констатирующего эксперимента, оказалась

максимальной при игре. Они с большой неохотой оставляли занятия с

игрушками, когда им предлагали перейти к чтению книги или беседе с

экспериментатором. Только у двоих детей из контрольной группы длительность

ситуации оказалась максимальной при чтении книг. (Обоим на этом этапе

эксперимента оказалась свойственна внеситуативно-познавательная форма

общения).

На заключительном этапе эксперимента мы снова проанализировали все

речевые высказывания детей из обеих групп и сравнили их с данными,

полученными нами на 1, констатирующем, этапеисследова-ния. Выяснилось, что

речевые высказывания испытуемых экспериментальной группы значительно

изменились, как количественно, так и качественно, чего нельзя сказать об

изменениях, произошедших в высказываниях детей из контрольной группы.

Остановимся на этом подробнее.

У участников экспериментальной группы на третьем этапе исчезла

наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих, экспериментов, резкая

разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, моделирующих разные

формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во

время личностной беседы с экспериментатором. Полученные нами данные

представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Количество речевых высказываний старших дошкольников в разных ситуациях

общения после обучения (в%).

|Группа экспериментальная |

|контрольная |

|Ситуация после до |

|после до |

|обучения обучения обучения обучения |

|Ситуативно-деловая 31,5 60,5 |

|48,0 56,3 |

|Внеситуативно-познава- |

|тельная 32,3 28,8 |

|37,9 31,9 |

|Внеситуативно-личностная 36,2 10,7 14,1 |

|11,8 |

На долю внеситуативно-личностной ситуации общения приходятся 36,2%

всех высказываний, что на 25,5% больше, чем было на констатирующем этапе.

Несколько больше дети говорили и во время чтения. На долю этой ситуации на

контрольном этапе пришлось 32,2% всех речевых высказываний, т.е. этот

показатель вырос на 3,5%. А вот в ситуативно-деловой ситуации общения дети

стали говорить меньше, чем в двух других случаях, и количество

высказываний, приходящихся на нее упало с 60,5% до 31,5% (на 29%).

В контрольной группе дети по-прежнему больше всего говорили во время

игры (48% всех высказываний). Немного возросло количество речевых

высказываний во внеситуативно-познавательной ситуации общения. Теперь этот

показатель равен 37,9%. Меньше всего дети говорили во время личностной

беседы (14,1% всех высказываний).

На контрольном этапе эксперимента у детей, участвовавших в формирующих

опытах, значительно возросла доля внеситуативных высказываний. Теперь они

составляют 49%, что на 30,1% больше, чем это было на этапе констатирующего

эксперимента. В контрольной же группе этот показатель вырос всего на 4,1% и

составил 24,8% всех высказываний. Данные о ситуативности речевых

высказываний детей после формирующего эксперимента отражены в таблице 7.

Таблица 7

Ситуативность речевых высказываний старших дошкольников с ЗПР после

обучения (в %).

|Характер высказываний ситуативные |

|внеситуативные |

|Группа после до |

|после до |

|обучения обучения обучения обучения |

|Экспериментальная 51 81,1 49|

|18,9 |

|Контрольная 75,2 79,3 |

|24,8 20,7 |

Все речевые высказывания участников эксперимента были нами

проанализированы и с точки зрения их тематики. Как и в ходе констатирующего

эксперимента дети почти не обсуждали познавательные вопросы, мало говорили

о своих друзьях и сверстниках. Как правило, они рассказывали о себе, своих

родственниках , близких. Как и раньше большинство сообщений были связаны с

обладанием какими-либо приметами, животными, игрушками, бытовыми вещами.

Данные, приведенные в таблице 8 показывают, что по содержанию в обеих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.