С»).
Кто изображен на картинке?
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов
с вопросительными словами «кто» и «что».
Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?
Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча»,
«кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся
по подсказу начального слога.
2-я картинка
Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ёжик? (на дереве).
(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и
«яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется
хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)
3-я картинка
Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик?
(Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз».)
Куда упал ёжик? (на яблоки).
4-я картинка
Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?
(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в
послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение даётся ряд общих вопросов:
«Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на
слове «созрели».)
Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки?
(в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания
закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например:
- Яблоки созревают в конце лета.
При работе с детьми более сильной группы разбирается
содержание 1, 2 и 4-ой картинок.
III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на
наборном
полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту
каждым ребёнком).
Второе занятие
I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели
занятия.
Один из детей размещает на наборном полотне картинки в
нужной последовательности.
II. У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж
е н и й, предлагаемых
педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все
дети).
Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);
Ёжик собрал яблоки в… (кучку);
Ёжик залез на… (дерево, яблоню);
Ёжик прыгнул на … (яблоки);
Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.
III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я
з к и рассказа (начала к
избранному действию).
а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания
картинок по вопросам:
Что виднеется вдали?
Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)
Что было рядом с лесом?
Что однажды решил сделать ёжик?
Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.
б) Педагог дает образец начала рассказа.
В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные
слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).
Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса),
перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик
добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле
большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой…
(яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик.
Думал, думал и придумал.
IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и.
Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-
фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).
Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком
(ведётся магнитофонная запись).
Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия,
придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим
вопросам.
Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил
ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».
Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5
лет, III уровень речевого развития)
«Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и
зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему…
яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в
кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез…
на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на
колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес».
V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в - о п р е д
е л е н и й к данному слову. Дается характеристика
действующего лица (по вопросам):
- Что можно сказать про ёжика, какой он?
Актуализируется ряд слов-определений. Например:
- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? –
Догадливый.
- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил,
как ему нужно
поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.
- Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.
Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по
цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два
ребёнка повторяют все указанные определения.
III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я
Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с
элементами творчества.
Основные задачи:
1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без
опоры на
наглядный материал.
2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом
материале,
опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали
при составлении собственного рассказа.
3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного
решения,
определение последовательности событий и др.).
4. Развитие творческих способностей детей в процессе
самостоятельной речевой
деятельности.
5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.
Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст
неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном
варианте).
Текст рассказа
«Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой
лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать
пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел
очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился.
Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как
найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда
она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево
был густой лес. Куда идти?»
Первое занятие
I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели
занятия.
II. Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа
прочитывался дважды.
Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения
детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу
словами и словосочетаниями (выделены в тексте).
III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н
и я н е о к о н ч е н н о-
го р а с с к а з а по вопросам педагога:
- Где жил Вася летом?
- Что было рядом с деревней?
- Что любил делать Вася?
- Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.
IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а
т е р и а л а текста
рассказа по вопросам:
- Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…
- Когда Вася вышел из дома? Он вышел…
- Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.
При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало
фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются
интонационно.
Второе занятие
О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся
установка на
придумывание своего продолжения рассказа.
П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного
рассказа.
С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми.
Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения
окончания рассказа:
Вася встречает в лесу людей…
Влезает на дерево и видит…
Идёт по тропинке и находит…
Спускается к реке и идёт по берегу…
На этой основе дети составляют продолжение рассказа.
используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная
запись рассказов.
А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается
внимание на
особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком
ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются
языковые особенности составленных рассказов: соблюдение
грамматических норм речи, удачное использование средств
образной выразительности и др.
После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а
з и р о в а т ь» и
придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо
предложенных педагогом)
Аналогично могут проводиться занятия по обучению
рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Как
показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению
занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по
формированию у детей с ОНР навыков составления связных
развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной
речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому
рассказыванию.
Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания
творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта
работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями.
Приводим примерный перечень таких заданий.
Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению
различным видам рассказывания
|Цель |Виды занятий |
|занятия | |
|Обучение | Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения |
|пересказу |(воспитатель). |
| |Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения |
| |(с помощью картинных панно, наглядной схемы). |
| |Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с |
| |последующим составлением рассказов по выполненным рисункам |
| |(изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) |
| |и их словесное описание). |
| |Восстановление «деформированного» текста с последующим его |
| |пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов|
| |(словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности |
| |предложений. |
| |Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, |
| |места действия, изменением времени действия, изложением событий |
| |рассказа (сказки) от 1-го лица и др. |
| |Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту |
| |(продолжение к сказке, законченному рассказу). |
|Обучение | Придумывание названия к картине или серии картин, а также |
|рассказы- |различных вариантов названия; придумывание названия к каждой |
|ванию по |последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). |
|картинам |Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного |
| |содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше |
| |запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по |
| |данному слову (словоформе) с опорой на картину. |
| |Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с |
| |использованием пантомимы и др.). |
| |Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине |
| |(серии картин). |
| |Составление завязки к изображённому действию (с опорой на |
| |речевой образец логопеда). |
| |Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при |
| |составлении рассказа по серии картин. |
| |Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога |
| |дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не |
| |показанного фрагмента, закрытого экраном). |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|