на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

С»).

Кто изображен на картинке?

При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов

с вопросительными словами «кто» и «что».

Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?

Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча»,

«кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся

по подсказу начального слога.

2-я картинка

Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);

Где лежат яблоки? (под деревом);

Где сидит ёжик? (на дереве).

(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и

«яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется

хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)

3-я картинка

Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик?

(Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз».)

Куда упал ёжик? (на яблоки).

4-я картинка

Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?

(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в

послоговом, а затем в слитном произнесении.)

В заключение даётся ряд общих вопросов:

«Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на

слове «созрели».)

Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки?

(в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания

закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например:

- Яблоки созревают в конце лета.

При работе с детьми более сильной группы разбирается

содержание 1, 2 и 4-ой картинок.

III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на

наборном

полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту

каждым ребёнком).

Второе занятие

I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели

занятия.

Один из детей размещает на наборном полотне картинки в

нужной последовательности.

II. У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж

е н и й, предлагаемых

педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все

дети).

Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);

Ёжик собрал яблоки в… (кучку);

Ёжик залез на… (дерево, яблоню);

Ёжик прыгнул на … (яблоки);

Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.

III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я

з к и рассказа (начала к

избранному действию).

а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания

картинок по вопросам:

Что виднеется вдали?

Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)

Что было рядом с лесом?

Что однажды решил сделать ёжик?

Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.

б) Педагог дает образец начала рассказа.

В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные

слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).

Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса),

перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик

добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле

большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой…

(яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик.

Думал, думал и придумал.

IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и.

Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-

фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).

Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком

(ведётся магнитофонная запись).

Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия,

придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим

вопросам.

Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил

ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».

Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5

лет, III уровень речевого развития)

«Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и

зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему…

яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в

кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез…

на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на

колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес».

V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в - о п р е д

е л е н и й к данному слову. Дается характеристика

действующего лица (по вопросам):

- Что можно сказать про ёжика, какой он?

Актуализируется ряд слов-определений. Например:

- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? –

Догадливый.

- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил,

как ему нужно

поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.

- Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.

Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по

цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два

ребёнка повторяют все указанные определения.

III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я

Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с

элементами творчества.

Основные задачи:

1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без

опоры на

наглядный материал.

2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом

материале,

опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали

при составлении собственного рассказа.

3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного

решения,

определение последовательности событий и др.).

4. Развитие творческих способностей детей в процессе

самостоятельной речевой

деятельности.

5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.

Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст

неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном

варианте).

Текст рассказа

«Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой

лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать

пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел

очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился.

Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как

найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда

она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево

был густой лес. Куда идти?»

Первое занятие

I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели

занятия.

II. Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа

прочитывался дважды.

Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения

детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу

словами и словосочетаниями (выделены в тексте).

III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н

и я н е о к о н ч е н н о-

го р а с с к а з а по вопросам педагога:

- Где жил Вася летом?

- Что было рядом с деревней?

- Что любил делать Вася?

- Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.

IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а

т е р и а л а текста

рассказа по вопросам:

- Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…

- Когда Вася вышел из дома? Он вышел…

- Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.

При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало

фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются

интонационно.

Второе занятие

О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся

установка на

придумывание своего продолжения рассказа.

П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного

рассказа.

С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми.

Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения

окончания рассказа:

Вася встречает в лесу людей…

Влезает на дерево и видит…

Идёт по тропинке и находит…

Спускается к реке и идёт по берегу…

На этой основе дети составляют продолжение рассказа.

используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная

запись рассказов.

А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается

внимание на

особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком

ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются

языковые особенности составленных рассказов: соблюдение

грамматических норм речи, удачное использование средств

образной выразительности и др.

После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а

з и р о в а т ь» и

придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо

предложенных педагогом)

Аналогично могут проводиться занятия по обучению

рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Как

показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению

занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по

формированию у детей с ОНР навыков составления связных

развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной

речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому

рассказыванию.

Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания

творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта

работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями.

Приводим примерный перечень таких заданий.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению

различным видам рассказывания

|Цель |Виды занятий |

|занятия | |

|Обучение | Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения |

|пересказу |(воспитатель). |

| |Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения |

| |(с помощью картинных панно, наглядной схемы). |

| |Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с |

| |последующим составлением рассказов по выполненным рисункам |

| |(изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) |

| |и их словесное описание). |

| |Восстановление «деформированного» текста с последующим его |

| |пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов|

| |(словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности |

| |предложений. |

| |Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, |

| |места действия, изменением времени действия, изложением событий |

| |рассказа (сказки) от 1-го лица и др. |

| |Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту |

| |(продолжение к сказке, законченному рассказу). |

|Обучение | Придумывание названия к картине или серии картин, а также |

|рассказы- |различных вариантов названия; придумывание названия к каждой |

|ванию по |последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). |

|картинам |Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного |

| |содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше |

| |запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по |

| |данному слову (словоформе) с опорой на картину. |

| |Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с |

| |использованием пантомимы и др.). |

| |Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине |

| |(серии картин). |

| |Составление завязки к изображённому действию (с опорой на |

| |речевой образец логопеда). |

| |Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при |

| |составлении рассказа по серии картин. |

| |Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога |

| |дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не |

| |показанного фрагмента, закрытого экраном). |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.