на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

|Обучение | Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по |

|описанию |указанным его деталям, отдельным составным элементам). |

|предметов |Составление описания предмета по собственному рисунку |

| |(воспитатель). |

| |Использование игровых ситуаций при составлении описательных |

| |рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит |

| |воспитатель). |

В целях формирования навыков составления самостоятельного

рассказа с элементами творчества использовали следующие виды

работы: составление рассказов по аналогии, придумывание

продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление

сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по

нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную

тему. При этом решались следующие практические задачи:

- Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном

текстовом и

наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа,

опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного

рассказа;

- Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

- Уточнение и развитие пространственных и временных

представлений;

- Развитие воссоздающего и творческого воображения;

- Формирование навыков самостоятельного рассказывания.

Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами

творчества проводили в основном на заключительном этапе

коррекционной работы.

Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным

текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного

пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных

возможностей детей). Структура таких занятий включала:

- Двукратное чтение и разбор содержания текста;

- Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа

(изменение времени года, места действия и др.);

- Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы

составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам

с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» -

«удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» -

«озеро» - «плот»).

Составление рассказа предшествовало называние предметов,

изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание

внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема

рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На

рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для

облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-

четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей

(например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он

встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При

затруднениях логопед давала образец начала рассказа.

Для формирования навыков рассказывания с элементами

собственного творчества использовали предметно-практические

занятия – рисование, аппликацию, конструирование.

Приводим рассказы детей с ОНР, составленные по выполненным

рисункам и аппликациям (рассказы приводятся без отражения

фонетических особенностей речи детей).

Соня П., 6 лет: «Здесь нарисована но… ёлка новогодняя. На ней

разные шарики и звёздочки. Ребята водят хоровод… вокруг ёлки. А

это Дед Мороз… Он принёс детям подарки.»

Никита Е., 6 лет: «Это у меня дом… В домике живёт мальчик

Андрюша. Рядом с домом забор… Около дома конура. В конуре живёт

собака Шарик… Из трубы идёт дым. Мама дома готовит обед. Андрюша

будет сегодня есть голубцы.»

Серёжа П., 6 лет: «Это машина. Машина едет… по дороге. А впереди

светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом

загорелся желтый свет, а потом – зелёный. И машина поехала

дальше… в гараж.»

Обучение составлению рассказа на тему без использования

словесных и наглядных опор проводилось на заключительном этапе

работы.

2.3. Результаты экспериментальной работы

Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года

мы отмечали, что используя системный подход в обучении,

специальное планирование раздела работы по развитию связной речи,

использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга

приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и

познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший

результат.

Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению

рассказыванию различных заданий творческого характера значительно

способствует развитию связной речи и творческих возможностей

детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНР

наблюдалась следующая картина.

Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю

заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко

в речи детей встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении

предложений (у 3-х детей) и в употреблении глагольных словоформ

(у одного ребёнка).

Для сравнения приводим рассказ Даши Т. к седьмому заданию.

|В начале эксперимента |В конце эксперимента |

|Прыгнул, не схватил… Они лес уш- |Была зима. Петя шел из школы домой. |

|ли… Вольки стали… лизать а дерево. |Тропинка проходила через небольшой |

|Коля спрятался… и его не нашли |лесок. Вот уже видно деревню. Вдруг |

|воль- |Петя |

|ки… На дерево… Пасёл домой. Приди |увидел волков. Он быстро влез на |

|Коля дверь. Дома, а вольки усли. |сосну. |

| |Волки хотели Петю достать, но не |

| |смогли. |

| |Они сели около сосны и стали ждать. |

| |Петя |

| |Сидел на сосне долго, до вечера. Мимо |

| |шел охотник, увидел волков и выстрелил|

| | |

| |из ружья. Волки убежали. А Петя слез с|

| | |

| |дерева и пошел домой. |

К концу года у Даши Т. сформирована чистая речь, без

грамматических ошибок, рассказ составлен последовательно,

переданы время, место и характер действия.

Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-

повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи

ребёнка, уточнила применение грамматических категорий и форм,

распространила бытовую фразу

Распределение аграмматизмов в речи детей при выполнении различных

видов заданий (в % от общего числа аграмматизмов)

| |Ошибки|Ошибки|Ошибки|Ошибки|Пропус|Ошибки |Искажен|Прочие |

| | | | | |ки |в |ие |аграмма|

|Вид |на |на |на |на |знамен|постро-|структу|- |

|задания |упот- |образ-|упот- |упот- |а- | |ры |тизмы |

| |реблен| |реблен|реблен|тельны|ении |слов | |

| |ие |ование|ие |ие |х |пред- | | |

| |предло| |именны|глагол|форм |ложений| | |

| |- |предло|х |ь- | | | | |

| |гов |- |слово-|ных | | | | |

| | |жно-па| |сло- | | | | |

| | |- |форм |воформ| | | | |

| | |дежных| | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | |конст-| | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | |рукций| | | | | | |

|Составление |13,6 |3,4 |12,2 |26,5 |4,1 |25,2 |15,0 | |

|расс- | | | | | | | | |

|каза по | | | | | | | | |

|серии сю- | | | | | | | | |

|жетных | | | | | | | | |

|картинок | | | | | | | | |

|Рассказ по |29,3 |5,8 |15,7 |15,2 |1,5 |21,5 |11,0 | |

|вопро- | | | | | | | | |

|сам на тему | | | | | | | | |

|из | | | | | | | | |

|личного | | | | | | | | |

|опыта | | | | | | | | |

|Окончание |13,4 |4,12 |1,0 |22,8 |13,24 |35,1 |4,12 |5,22 |

|расс- | | | | | | | | |

|каза по | | | | | | | | |

|данному | | | | | | | | |

|началу | | | | | | | | |

Таблица обследования детей с ОНР.

| |Выполнение задания основной группой | Контрольная группа |

| | | |

|Вид задания | | |

| |Самостоятельн|С небольшой|При активном |Не выполнено |Самостоятельн|С небольшой |

| |о | |содействии | |о | |

| | |помощью |экспер- | | |помощью |

| | | |иментатора | | | |

|Составление предложе- | 6 | 11 | 3 | - | 10+ | - |

|ний по картинкам, | | | | | | |

|изоб- | | | | | | |

|ражающим простые | | | | | | |

|действия. | | | | | | |

|Составление предложе- | 3 | 8 | 7 | 2 | 10+ | - |

|Ния по 3 картинкам | | | | | | |

|(девочка, корзинка, | | | | | | |

|лес). | | | | | | |

|Пересказ сказки | 2 | 9 | 8 | 1 | 10+ | - |

|«Репка» | | | | | | |

|Составление рассказа | - | 11 | 8 | 1 | 10+ | - |

|по серии сюжетных | | | | | | |

|картинок «Медведь и | | | | | | |

|зайцы». | | | | | | |

|Составление рассказа | 6 | 10 | 4 | - | 10+ | - |

|на | | | | | | |

|тему «На нашем | | | | | | |

|участке» | | | | | | |

|Составление рассказа о| 6 | 6 | 8 | - | 10+ | - |

| | | | | | | |

|каком-нибудь случае с | | | | | | |

| | | | | | | |

|девочкой в лесу (с | | | | | | |

|опо- | | | | | | |

|рой на 3 картинки и | | | | | | |

|вопросы) | | | | | | |

|Завершение рассказа по|- |4 |7 |6 | 8+ | 2 |

| | | | | | | |

|готовому началу с опо-| | | | | | |

| | | | | | | |

|рой на картинку | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.