на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста

сюжета в композиции рисунка.

Образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью

видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью

деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых

предметов, цветовой гаммой и т. д. Художественный образ отражаемых героев

кукольного театра, прежде всего, зиждется на выразительности. Цвет, форма,

композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке.

Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе

не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и

являются выражением определенной мысли автора-ребенка. Способность

чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из

важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Известно, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным

настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового

строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее

небо и белые облака, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т. д. То есть

резкий контраст цветовых пятен.

При передаче отрицательных образов театра показательно, что ребенок

сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим

образам.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения

произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими

развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу

динамики действия.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют

предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и

композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом

виде изображается, например, то место, где происходит событие. Предметы

располагаются друг над другом; дорога тянется через весь лист,

перпендикулярно к ней изображаются дома, деревья. Горизонтальную плоскость

ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию,

точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи

пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть

другого. Однако в рисунках дошкольников можно встретить и воздушную

перспективу.

Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает

организованность, упорядоченность построению рисунка. Это отвечает часто по

существу избранной ребенком теме (например, ритм повторяющихся фигур в

рисунке танца героев театра).

Композиция детского рисунка не всегда совпадает полностью с картинками

театра, потому что они не копируют структуру пространственных отношений,

реальной действительности, а находят такое расположение предмета в пределах

плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию.

Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и

межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно

непроизвольные. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов,

хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома, птицы больше дерева и

т. д.).

В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера

образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством

изображения определенных поз, жестов, определенного расположения фигур.

Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего

замысла – цветовые сочетания, форму, композицию, перспективу, расположение

листа. В рисунке они передают свое отношение к театру кукол.

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения

ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали,

анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять

целостное впечатление от спектакля кукольного театра.

У детей 5 - 6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета,

формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения

отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов

по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста шире и свободнее

используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое

количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие

дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

Большое значение в процессе создания образов приобретают

индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном

видении театра кукол, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения

1.3. Отражение в композиции рисунка детей старшего дошкольного возраста

содержания кукольного театра.

Детский рисунок, выполненный после просмотра спектакля, содержит очень

много ценной информации. Главное в детском рисунке – не воспроизведение

жизненной реальности, как таковой, а воссоздание единичного мира,

обобщенное и лаконичное воплощение жизни именно в театре кукол. Это

исходная позиция при оценке и анализе творческих работ дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась в детском саду “Кэнчээри” с. Амга

с группой детей старшего дошкольного возраста: 10 детей контрольной и 10

детей экспериментальной группы.

А. Михайлова, доктор педагогических наук, выделяет несколько критериев

анализа рисунков. Одни связаны с особенностями детской “графической речи”,

другие со спецификой кукольного театра.

Наиболее важнейшим критерием мы считаем “эффект оживленной куклы”.

Ребенок должен изображать не куклу, как таковую, и не жизненный персонаж, а

образ, синтезирующий образы того и другого.

Ученые единодушны в положительном значении оценки рисунков в беседе с

детьми. Важно похвалить каждого ребенка, отметить удачно выраженный цвет,

интересную деталь и так далее. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на

то, что ребенок не отразил существенных особенностей спектакля.

Оценка должна пробуждать у детей наблюдательность, воображение.

Заставляя задуматься, она способна углубить понимание спектакля.

Генрих Игитян, руководитель первой в мире детской картинной галереи в

Ереване, считает, что очень часто взрослые, исправляя так называемые

детские “нелепости”, не подозревают. Что именно в этом может быть и

обнаруживается самобытность малыша. Не исправлять, а совместно обсуждать

рисунок, ненавязчиво комментируя, вспоминая, как было в театре: опыт –

главный путь.[ ]

Обсуждение рисунков, выполненных после просмотра спектакля, должно

стать шагом вперед по пути овладения ребенком языком искусства кукольного

театра.

Таким образом, спектакль кукольного театра способен быть сильным

эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем

интенсивнее это эмоциональное воздействие, чем выше художественный уровень

спектакля, тем интереснее и многообразнее детские рисунки. И если суметь их

правильно прочитать, они становятся настоящей “рецензией” на спектакль.

Глава 2. Исследование эффективности использования методов формирования

умений создавать композицию рисунка после просмотра кукольного спектакля.

2.1. Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших

дошкольников.

Экспериментальная работа проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:

изучить особенности восприятия детьми кукольного спектакля, поставленного

воспитателями детского сада;

изучить особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажей

кукольного спектакля, выраженного жестами, позой кукол, музыкой.

изучить особенности композиционного строения рисунков детей после просмотра

кукольного спектакля.

5. Формирующий этап.

Задачи:

совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и

воплощения образа;

знакомство детей с иллюстрациями художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е.

Рачева, В. Конашевича.

знакомство детей с ролью различных изобразительных материалов в создании

выразительного образа с “сухой” техникой, т.е. рисованием цветными

восковыми мелками, карандашами, и с “мокрой” техникой.

в обучении детей использовать (на выбор) сочетания различных

изобразительных материалов.

Контрольный этап.

Задачи:

- выяснение умений детей контрольной группы пользоваться

выразительными средствами при создании образа в собственных рисунках

(после рассказывания)

- изучение гибкости построения рисунка детей экспериментальной и

контрольной группы.

На основе теоретических и практических исследований мы выделили восемь

критериев оценки успешности выполнения рисунков, которые основываются на

специфике изобразительного творчества детей дошкольного возраста, а также

данных исследований и широкой опытной работы Т. С. Комаровой.

Назовем разработанные критерии и оценки созданных детьми изображений:

I. Перспектива:

1. воздушная

II. Цвет:

2. яркость положительных героев

3. яркость отрицательных героев

III. Миниатюрное и увеличенное изображение:

4. главных персонажей

5. второстепенных персонажей

6. ритм изображений

7. динамика движений персонажей

IV.Композиция:

8. расположение на листе по всему листу

Отобранные критерии включали показатели трех уровней, чтобы можно было

дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных

компонентов изобразительной деятельности и выразительных средств, при

помощи которых в изображении передается сюжет спектакля и развитие

композиции детских рисунков.

А именно:

Первый уровень – высокий (60-100%).

Это использование в рисунке воздушной, диагональной, объемной

перспектив. Передача реальной окраски предметов или преобладание ярких и

неярких цветов в зависимости от отношений к положительным и отрицательным

героям. Верная передача пропорций предметов в изображении. Достаточно

четкая и определенная передача сложного движения, применение ритма.

Второй уровень – средний (40-60%).

Это использование в рисунке линейной, воздушной перспектив композиции.

Преобладание яркости цвета только положительных героев. В передаче

пропорции существует увеличенное или уменьшенное изображение предметов, их

частей. Передача начального момента изображения движения.

Третий уровень – низкий (20-40%).

Использование в рисунке линейной перспективы, фризовое расположение

изображений. Преобладание одного или двух цветов. Передача статического

движения.

Кроме этого, учитывались характер линий (сильный, слабый, дрожащий);

раскраска (мелкие штрихи, мазки, регуляция нажима, размах); уровень

самостоятельности выполнения рисунка, эмоционально-эстетическое отношение к

процессу создания изображения; творчество (что нового внес).

Эксперимент включал в себя разработанную нами методику исследования

развития композиционных способностей детей в изобразительной деятельности.

Методика исследования:

Показ воспитателями кукольного театра.

Наблюдение за внешними проявлениями детей во время просмотра.

Констатировались:

- внимание детей;

- сопереживание персонажей спектакля;

- реплики, движения детей.

Беседа с детьми, которая имела цель выявить особенности восприятия детьми

эмоционального настроя персонажей спектакля, выраженных жестами, позой,

движениями кукол, музыкальным оформлением, декорацией, интонацией

кукольников.

Спектакль “Икки ийэ, икки кыыс” был поставлен воспитателями с

использованием кукол-петрушек.

Вопросы беседы:

1. Кто из героев вам понравился больше всего?

2. Не понравился. Почему?

3. Как поступила девочка Маайа?

4. Что означает выражение “любить маму”?

5. Какая музыка звучала, когда мам Клары встала и пошла искать

теленка? Почему?

Наиболее характерные ответы детей приводим в таблице 1.

Таблица 1.

|Имя |№ вопроса |1 |2 |3 |4 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.