на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста

величины даже внутри группы однородных предметов (изображает траву разными

по величине). Изображения заполняют весь лист. Нарисовав основные

персонажи, девочка выражает желание нарисовать дом. Хитрую лису она рисует

маленькой по отношению к зайчику. Интерес вызывает работа Вилены К. Её

рисунок отмечается передачей воздушной перспективы, разными по величине

деревьями. Девочка изобразила зайчика, который выглядывает из открытой

двери. Присутствует загораживание изображений.

В рисунках, выполненных после рассказывания сказки без наглядных

картин или иллюстраций, без "оживления" персонажей игрушками кукольного

театра, дети изобразили внешние свойства героев, окружающую их обстановку.

Выразительные средства (форма, цвет, ритм, динамика) в продуктах

деятельности присутствуют. Также отмечаем выражение различных эмоций

персонажей (грустный зайчик, храбрый петух, веселая девочка, радостная

мама).

Однако, композиционное построение рисунков после ознакомления с

художественной литературой оказалось немного обеднённым.

На данном этапе было проведено видео-занятие, где дети рисовали по

спектаклю кукольного театра "Тэбэнэкээн эмээхсин", поставленного студией

кукольного театра Дома культуры и снятого на видеопленку.

Цель видео-занятия:

1. Разнообразить стимулирование детей к решению изобразительных задач;

2. Ориентировка детей на усвоение восприятия видео-спектакля.

Ход занятия:

Экспериментатор вводит куклу Тэбэнэкээн эмээхсин и от имени куклы

говорит:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Тэбэнэкээн. Вы сейчас будете смотреть

кукольный спектакль. Он необычный, потому что записан на

видеопленку. Обратите внимание на декорацию спектакля, внешний вид

кукол, речь актёров. После просмотра нарисуйте, пожалуйста, наиболее

понравившиеся и запомнившиеся сцены. Я их возьму и покажу своим

братьям. Они будут очень довольны вашим интересным рисункам.

Итак, смотрите, спектакль "Тэбэнэкээн эмээхсин"!

После просмотра спектакля Тэбэнэкээн вновь приходит к детям и задает им

вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Как вы думаете, что мнения спасло от гибели?

3. Кто мне помог?

4. Готовы ли вы помочь своим близким?

Характерные ответы приводим в таблице 7.

Таблица 7

| |Туяра |Ира А. |Валя Т. |Айтал С. |Сеня Н. |

|1 |Да |Да |Да |Да |Да |

|2 |Твоя |Глупость Ала|Хитрость |Ты сказала, |Твоя |

| |хитрость |Могус | |что ты |хитрость |

| | | | |ху-дая, | |

| | | | |поэто-му | |

| | | | |тебя Алаа | |

| | | | |Могус не | |

| | | | |съел | |

|3 |Тебе помогли|Твои друзья |Болодой |Помогли твои|Братья |

| |твои братья | |Болот, |братья | |

| | | |Курулэй | | |

| | | |Курэн, | | |

| | | |Аладай Ада | | |

|4 |Я всегда |Если я могу |Да |Меня пока не|Да, я люблю |

| |помогаю. |помочь я | |просят о |помогать . |

| |Например, |всегда | |помощи. Но я|Особенно |

| |маме, |помогаю. | |всегда |маме. |

| |друзьям в |Например, | |помогаю | |

| |детсаду |маленькому | |воспита-телю| |

| | |братику | |, нянечке. | |

Перед рисованием каждый ребенок должен был продумать свою картинку,

выбрать подходящий материал (мелки, акварель, гуашь). Когда дети приступили

к реализации своего замысла, экспериментатор, подходя к каждому, спрашивал,

кто какую картинку хочет нарисовать. Подойдя к Вале и увидев у неё бумагу

оранжевого цвета, спросили, какую картинку она задумала. Валя ответила, что

хочет нарисовать старушку у озера... Удивившись такому выбору (казалось,

для изображения озера менее всего подходит бумага оранжевого цвета),

экспериментатор предложил: "Тогда тебе нужна другая бумага." – "Нет, -

возразила Валя, - мне нужна такая бумага. Озеро я буду рисовать так

(показала, как кончиком кисти обведет контур изображения), а здесь

(показала боковые края листа) будет берег".

Валя Т. расположила лист вертикально и объяснила это тем, что она

будет рисовать старушку Тэбэнэкээн крупным планом.

Таким образом, мы видим, что дети осознанно подошли к выбору средств

реализации своего замысла. Приведенный пример показывает, что в случае

общего направления темы у каждого формируется свой замысел, представление

от том, что он нарисует, как решит поставленную перед ним задачу. На этом

занятии каждый ребенок создавал свою иллюстрацию к спектаклю. Даже тогда,

когда тема картинки совпадала, решение было оригинальным.

В конце занятия старушка Тэбэнэкээн собрала рисунки детей, поместила

их на стенде. Дети любовались своими работами, рассказывали друг другу о

содержании своих рисунков.

Анализ рисунков показал высокий уровень владения средствами композиции

(78,7%) (см. приложение 10). Отмечено: владение воздушной перспективой,

ритмом – 100%, изображение динамики движения персонажей, расположением

объектов – 90%, яркость цвета положительного персонажа – 80%, яркость цвета

отрицательного героя, увеличенное изображение положительного героя- 70% и

минимальное изображение – 40%. Также выявлено высокий уровень владения

средствами композиции у девятерых детей (от 62,5% до 100%), средний уровень

у одного ребенка (50%).

Степень повышения уровня владения средствами выразительности мы

объясняем тем, что была дана конкретная установка перед просмотром

спектакля от лица самого персонажа, а также заинтересованность детей при

помощи нетрадиционной формы проведения занятия.

Полученные показатели характеризуют о повышении уровня композиционного

построения рисунка. Это позволяет судить о том, что большая часть детей

приобрела навыки нахождения адекватных выразительно-изобразительных средств

для воплощения театрального образа в рисунке. Зная, что в возрасте между 10-

15 годами, у детей наступает период перелома и охлаждения к рисованию (об

этом исследования вели Люкенс, Барнес, Кершенштейнер) ( (. Можно

предположить, что у этих детей будет отмечаться дальнейшее развитие

изобразительного творчества. Так как сформированные композиционные умения и

навыки путем вариативных и интегрированных занятий содействуют новому

подъему изобразительного творчества.

Заключение.

Полученные нами материалы позволяют заключить, что основа формирования

композиционных умений и навыков в отражении сюжетов кукольных спектаклей

лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали,

анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять

целостное впечатление от спектакля кукольного театра.

Большое значение в процессе создания образов приобретают

индивидуальные особенности детей – сознательном использовании выразительных

средств изобразительной деятельности.

В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что спектакль

кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно

питающим детское творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий

художественный уровень спектакля приводит к интересным и многообразным

изображениям в детских рисунках.

Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности показа

спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков

детей, подтверждают, что дети овладевая театральным искусством, усваивают

разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами.

Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции:

познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную,

социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее

чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.

Рисунки детей, у которых сформированы артистические навыки в плане

переживания и воплощения образа, отличаются разнообразием,

выразительностью: по характеру реализации замысла, успешности выполнения

рисунка путем применения выразительных средств изобразительной

деятельности.

Экспериментальные исследования, направленные на выяснение значения

эффективности интегрированного художественного образа кукольного спектакля,

его эмоционально-эстетических средств, подтверждают овладение детьми более

сложными сюжетными композициями в рисовании.

Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на

развитие творчества детей вызывают у детей как к интуитивным, так и

преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.

Мы приходим к выводу, что формирование композиционных умений и навыков

зависит:

1. От процесса возникновения и становления творческой изобразительной

деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества –

применение в жизни его продукции).

2. От путей становления художественного образа у детей (замысел –

поиски средства – воплощение).

3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей

(показ процесса творчества – частичное соучастие в нем –

самостоятельная композиция детей).

На основе заключения нашего эксперимента воспитателям детских садов,

руководителям студийных работ, кружков по изобразительной деятельности

рекомендуем:

1. Применять рисование по сюжетам кукольного спектакля. Это

объясняется тем, что рисунки детей более широко представляют

восприятие детьми того или иного образа. Наш метод варьирования и

комбинации различных приемов формирования композиционного

построения может сохранить творчество детей посредством кукольного

театра.

2. Использовать домашний кукольный театр для укрепления психического

здоровья детей как своеобразную "куклотерапию", для налаживания

взаимоотношений детей и взрослых и сближения их психологического

контакта.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.:

Просвещение, 1977.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.

3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. –

Я., 1968.

4. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе.

– М.: Просвещение, 1975.

5. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной

психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.

6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском

саду. – М.: Педагогика, 1981.

7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.:

Педагогика, 1972.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

– С.-П., 1997

9. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.

10. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред.

Т.А.Марковой. – М., 1979.

11. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред.

Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.

12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Меттоды изучения психики ребенка. – М.,

1994.

13. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию,

лепке, аппликации в игре. –М., 1992.

14. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя

детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др.. –М.: Просвещение,

1991.

15. Дьяконова Ю.И. Якутская сказка. –Ленинград, 1990.

16. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.