на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка по методике естествознания

Шпаргалка по методике естествознания

билет 1

МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук

–естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. м\ы и способы

передачи нач. ЗН., раскрыть м\ы передачи этих ЗН.

Такие общ. м\ы выявляют осн связи м\у шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я .

МПЕ р6ализует задачи к-е ставит п\д ней Пед-а дид-а. и опирается на

закономерности выяв-е П.

ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира.

Обьект-учебный процесс

Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория

познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно

относиться к пр-у об-я и к Л-и ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся.

Содержание-

1. Опр-е обр-х и восп-х значений Е. необ-о четко представлять

значение место данного предмета в щк. и связь его с др.

предметами и науками.

2. Из-е основ м\в преподавания Е.

3. Знакомоство с осн. принципами подбора учебн. мат-ла.

4. Опр-е наиболее целесообразной группировки учебного материала.

его межпредметной связи и последовательности из-я.

5. Знакомство с оссн формами орг-ии уч про-са.

6. Знакомство с мат-ой базой учебн пособия и оборудоваания

кабинета.

Межпредметные связи

философия-методология ,пед-ка-осн ф\ы и м\ы., психология, естесв-нааучн.

дисциплины, медицина.

Содержание и особенности курса окр.мир

Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед.

Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны

признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш

вр.

В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение.

Задачи МПЕ

1. Исследует , опр-т цели об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с

учетом сод-я перед-ой инф-ии и возрастных псих-х особенностей уч-

ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , чтотакже явл.

Предметом иссл-я МПЕ.

2. МПЕ орп-т сод-е учебн. Процесса, сис. и стр-ру его изложения.

Источником его сод=я явл. Естеств. Науки.

3. Сод- е начального Ест-я явл. Важн ср-ом разв-я и восп-я

детей.(экологически культурным человеком( ответственно-

деятельностный) формируем коллектив.)

МПЕ как наука

1. Имеет особый объект исс-я –учебн воспит про-с , ознакомление мл

шк-в с природой.\

2. имеет свое место и связи с др науками.

3. имеет методологич основы

4. имеет м-ы иссл-я общепед. И специф.

5. им открытые спец- е закономерности

6. обл. сис понятий и терминов

7. им опр материальную базу

Методы иссл-я МПЕ.

1. Импирич: эксперемент, наблюдение, анкетирование, лаб и естеств.

Эксп-т., м\ы обработки данных

2. теоритич, сравнение, классификация, протиаопостановление,

систематизация, обобщение.

3. м\ы матем статистики, Шкалирование, опр-е ср-х велечин.,

региструрующие

Билет 2

История МПЕ

После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил

умственную жизнь России.

В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный

предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При

проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован

устав народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и

главные. Курс естественных предметов был включен только в программу главных

училищ и состоял из географии, физики и естественной истории. Естественная

история преподавалась в IV классе. В малых училищах, где обучение

продолжалось два года, ученики обучались только грамоте, счету и Закону

Божьему.

Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого

учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и

путешественник.Автор первого в мире учебника по Е.

Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из

двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и

«Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней,

солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы

начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен

изучению жизни и строения растений, а третий отдел содержал зоологический

материал. Учебник Зуева был одновременно и первой программой по

естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Здесь

автор предлагал использовать предметную наглядность, а в случае

невозможности показа натурального объекта использовать рисунок. Большое

внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека

ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева четверть века

служило единственным и основным учебником естествознания.

Его достижения

1. Это одновременно и первая программа и учебник и первое

методическое пособие для учителя.

2. настойчиво проводил идею связи науки с практикой(mostly учились

дети крестьян)

3. в основе ег методики лежал принцип краеведения( начинать с

предметов знакомым детям)

4. пр-п наглядности

5. м\д объяснительног чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем)

6. при объяснении материала связь строения с функцией

По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но

война….)

1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено божественное

происхождение и ботаника)

Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений,

сплошная сис-а)

1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало

1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд

теория Дарвина, открытия в обл. медецины, .

Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и вынуждены

заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу

1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинского. ОН

ставит науку о природе на первое место.

Его достижения

1. Наглядность

2. дает рекомендации к наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая

особенности, видеть пр-т со всех сторон и видеть во всех отн=х в

к-е он поставлен»

3. бол роль сравнения

4. исп-ть пр-ы краеведения

5. уделять вн-е раб с текстом

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он

считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание,

сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным

состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал \план построения школьного курса

естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать

неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных

пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и

землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким

образом, в начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести

естествознание в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет.

Герд считал, что отдельным естественным наукам в начальной школе нет

места, \необходим комплексный подход к изучению природы, в виде

одного~неразделенного предмета об окружающем мире./Таким образом, признавав

предметное преподавание в средней школе, для начальной школы Герд считал

предпочтительным естеетвениоисторичеекий подход. Его книга «Земля, воздух,

вода» и методическое рукояодатво к ней «ПРедметные уроки» на протяжении

многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса

неживой природы. В своих методических сочинениях Герд высказал ряд идей.

1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях.

2. Связь школы с живо» природой.

5. Исследовательский подход к изучению природы.

4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах.

5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся.

Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет

спустя, лишь в наше время.

Герд считал

. необходимым введение Е. со 2кл, что в 1-м , д\ы науч писать ,

читать.

. Пр-т д-н б. интегрированным(впервые ввел это понятие)

. Орп-л стр-у Е.(нежив природа>растения>жив прирлда)

. Необходимым из-ть сначала пр-ты, тела , а потом явл-я

. Опр-л цели преподавания Е.:

1. форм науч мировоззрение

2. разв. Живой впечатлительности, патриотичности , любовь к

природе.

3. форм. Позноват интереса

. наблюдение важн м\м . Дал рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н

д.б. полным, не огр доним признаком, не отрывочным, н-о

руководить Н.»

. разработал полную методику Н.

. считал необ-м проведение опытов и экс-тов, беседа.

Герд официально основоположник МПЕ.

Билет №3

Е. как учебн пр-т в шк.

Зуев говорил «Нет почти ч\а , к\у познания вещей естественных не было бы

нужно»

Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более

заинтересовать уч-ся , как Е.»

Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к

логичности»

Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в

окружающем и бродитощупью»

Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет

истор аспект

У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия,

представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У.

Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а.

Принципы отбора сод-я

1. Опр-я соц заказом общ-ва

2. Уровнем развитияи соц значимости базовой науки.

3. Фундаментальными иссл-ми МПЕ.

ПР-ы интеграции

Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер

Пр-п научности Сод-е и стр-а нач Е. д\ы отвечать совр. Уровню разв-я наук

оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а д\о соотв необходимым и

достаточным, для того чтобы в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры

к\л теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет

отпростых форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих

понятий , законов, закономерностей,к\я составила бы основу восприятия

данной теории.

Сод-е д\о б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию ,

уточненение, уже имеющихся.

Дидактич .пр-ы

Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о

целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об-

ии.

Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич

Дея-ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы

предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на

практике)

Пр-п краеведения

Пр-п экологич направленности.

Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в

1. нео-о дать зн. , приводщие к пониманию нек-х фунд-х основ

экологии

2. прак меры по восстановлению нарушений в природе равновесия

(собирать в лесу мусор)

3. даем зн. О правилах поведения в природе

пр-п генерализации зн.

Реализация его требует решения проблемы преемственности м\у начальным и

последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление)

Пр-п. Сод-ие нач обр-я д\о отвечать общественным целям восп-я и разв-я

подраст поколения.

Сод-ие и пр-ы отбора

время можно выделить два основных направления.

Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и

окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу

которого положено диалектическое единство системы «природа - человек -

общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы

рассматриваются различными науками, такими, как география, геология,

биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов

каждой науки созает условия для формирования у учащихся общих представлений

о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для

формирования знаний по первому направлению необходимо:

- обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы;

- сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и

неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах,

почве; живых организмах) и их свойствах;

- сформировать первоначальные географические представления о карте и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.