на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка по методике естествознания

изучении нового материала, Однако они применяются в значительно меньшем

объеме.

Закрепление заканчивается обобщением изученного и выводом по уроку. Это

очень важная часть урока, поскольку она позволяет систематизировать знания,

выделить общие положения, которые чаще всего и составляют основу фонда

знаний ученика. Закрепление совершенствует важнейший навык учебного труда –

умение выделять главное, существенное, общее из большого количества

информации.

Домашнее задание можно давать не на каждом уроке, но на смешанных уроках

оно, как правило, необходимо.

Приведем пример методики проведения смешанного урока в четвертом классе.

Тема урока — «Разнообразие форм поверхности». К уроку желательно

подготовить иллюстративный материал о различных формах поверхности: равнины

плоской и холмистой, холма, оврага, гор низких и высоких. Повторение

проводится методом беседы, основу которой могут составить вопросы,

использованные при закреплении знаний на предыдущем уроке.

Изучение нового материала можно начать с вводной беседы, в которой

используются предварительные, опережающие наблюдения детей. Полагаем, что

ответы школьников будут весьма приблизительными, неточными. Поэтому дальше

работу можно вести следующим образом. Учитель сначала демонстрирует

иллюстрации плоской равнины. Классу предлагается рассмотреть и дать

характеристику изображенной поверхности, которую можно назвать ровной. На

основании этого высказывания вводится понятие «равнина». Затем дети на

иллюстративном материале сравнивают плоскую и холмистую равнины, находят в

них сходство и различие, дают сравнительную характеристику обоих видов

равнин, обосновывают их названия. Характерной особенностью холмистых равнин

являются холмы. Как бы противоположной холмам формой поверхности служат

овраги. Учащиеся уже знакомились с оврагами, поэтому сейчас надо предложить

им самим рассказать, какова эта форма поверхности; решить, на каких

равнинах могут быть овраги; сделать соответствующую запись в задании 37

рабочей тетради.

В разных местах равнины выглядят по-разному. Как же именно? Об этом

учащиеся могут узнать либо из текста учебника, либо из рассказа учителя.

Содержание текста или рассказа желательно иллюстрировать. Затем учитель

знакомит класс с изображениями равнин на карте. Учащиеся находят на карте

России равнины. При этом не надо требовать обязательно запоминать их

названия.

Аналогично с помощью иллюстративного материала дети знакомятся с низкими и

высокими горами, с их особенностями; узнают, что в горах есть долины и

ущелья, находят в них сходство и различие. Учитель помогает выделить у горы

подошву, вершину, склоны.

Теперь классу может быть дано задание — сделать в тетрадях рисунки

изученных форм поверхности.

Горы очень разнообразны. О том, как именно выглядят горы, учащиеся могут

узнать из текста учебника или рассказа учителя. Как и при изучении равнин,

желательно показать иллюстрации разных гор, не ограничиваясь рисунками

учебника, и сделать рисунки в тетради. Затем учитель знакомит учащихся с

изображениями низких и высоких гор на карте. Дети находят эти формы

поверхности на карте России, определяют по условным знакам (по

интенсивности окраски), какие горы высокие, а какие — низкие.

Для закрепления учебного материала классу можно предложить определить формы

поверхности по их описаниям. Например, может быть предложено такое описание

плоской равнины: «Ровная, как стол, поверхность раскинулась на огромных

просторах. Едешь ли по ней, летишь ли над ней, ничто не нарушает

однообразия».

В заключение делается вывод по уроку. Он может быть следующим. «Равнины и

горы — это формы земной поверхности. В зависимости от того, какие формы

поверхности преобладают на местности, поверхность бывает равнинной или

гористой. На равнинах бывают холмы и овраги, а в горах — долины и ущелья».

Домашнее задание. Знать, какие бывают формы поверхности, как выглядит

каждая из них, как изображаются на карте разные формы поверхности. Уметь

находить и показывать их на карте. Это задание может быть дополнено

выполнением заданий в рабочей тетради.

Обобщающий урок обычно строится на материале отдельной темы или учебного

предмета. Наиболее распространенная ошибка в проведении такого урока —

сведение всей работы последовательному повторению фактического материала

темы без каких-либо обобщений,

Важнейшей задачей обобщающих уроков является раскрытие сущности

природоведческих понятий, установление взаимосвязей между объектами и

явлениями природы, а на их основе — первоначальное знакомство с некоторыми

закономерностями. На обобщающих уроках исключительная роль принадлежит

методу беседы которая должна чередоваться с работой по наглядным пособиям с

использованием учебника, рабочих тетрадей и других пособий.

Особенностью обобщающих уроков определяется их структура. Для примера

приведем схему такого урока.

1. Организация класса на работу, сообщение темы и цели урока.

2. Беседа по материалу изученного раздела. Исходя из общих задач обобщающих

уроков, в беседу должны быть включены разнообразные вопросы. Первая группа

вопросов направлена на воспроизведение определенного фактического

материала. Это вопросы со словами «кто?», «что?», «какой?», «что собой

представляет?» и т. п. Совсем необязательно воспроизводить весь фактический

материал темы. Важно отобрать то, что является существенным при

формулировке выводов по разделу.

Вторая группа вопросов должна помочь детям выявить существенные признаки и

свойства предметов и явлений, установить и осознать некоторые объективные

взаимосвязи между ними. Формулировка таких вопросов строится на применении

логических приемов.

Третья группа вопросов позволяет выделить общие черты изученных объектов и

сформулировать понятия. Это вопросы со словосочетаниями «что в них общее?»,

«что их объединяет?», «как их можно назвать одним словом, одним

словосочетанием?». Выделению общих признаков способствует применение

классификации.

3. Беседа завершается общим выводом, в котором из уже сделанных

первоначальных обобщений отражаются их общие черты, особенности.

В конце урока учитель делает заключение, отмечая, какой материал, и в какой

мере усвоен всеми учащимися класса, отдельными учащимися.

Вопрос о домашнем задании решается в зависимости от качества усвоения

материала раздела и сделанного учителем заключения. Если учебный материал

усвоен достаточно качественно всеми учащимися класса, домашнего задания по

пройденной теме может и не быть. Задание могут получить отдельные учащиеся

и по отдельным вопросам раздела.

Приведем пример методики проведения обобщающего урока в третьем классе.

Тема урока — «Лето и осень в природе» (обобщающий по теме). Урок желательно

провести в период фактического окончания осени в природе, что определяется

примерно по следующим признакам: переход среднесуточной температуры ниже 0°

С, установление постоянного снегового покрова, ледостав на водоемах.

Основным методом работы на уроке является беседа, в основу которой могут

быть положены следующие вопросы и задания.

Просмотрите записи наблюдений погоды. Отметьте дату, когда снег выпал и

больше не растаял. Так можно определить примерное время окончания осени.

Была ли погода осенью разнообразной? Какой именно? С чем связаны изменения

погоды осенью? Какие еще изменения происходили осенью в неживой природе?

Сопоставьте температуру воздуха и вид осадков в дни, когда выпадал снег, и

в дни, когда выпадал дождь. Установите связь между температурой воздуха и

видом осадков.

Как изменялась высота Солнца в течение осени? Есть ли связь между

температурой воздуха и высотой Солнца? Докажите свое мнение. Как изменялась

продолжительность дня в течение осени? Связано ли это с Солнцем? Может ли

повлиять изменение высоты Солнца на другие изменения в природе? Как именно?

Какие изменения произошли осенью в жизни растений? Какой месяц можно

назвать «золотой осенью»? Какой месяц самый листопадный? Сопоставьте

изменения в жизни растений с изменениями в неживой природе. Установите

связь этих изменений.

Как осенью изменилась жизнь диких и домашних животных? Как эти изменения

связаны с другими изменениями в природе?

Что вы узнали об отношении людей к природе? Какие выводы вы сделали из

этого? Почему природу осенью надо охранять? Как охраняют природу в

местности, где вы живете? Какие растения и животные вашей местности особо

охраняются? Если в вашей местности есть заповедник, расскажите о его

деятельности и роли в охране природы.

Какова специфика осеннего труда людей? Докажите примерами, что труд людей

зависит от погоды, изменений в жизни растений и животных. Каково ваше

участие в осеннем труде?

Выделите основные признаки лета и осени в природе вашей местности.

По ходу обсуждения этих вопросов для подтверждения высказываемых положений

необходимо привлекать личные наблюдения детей, иллюстративный материал

учебника и специально подобранный учителем к этому уроку. Говоря о

состоянии объектов и явлений природы осенью, следует устанавливать причины

и взаимосвязи в природе, обсуждать отношение людей к природе и меры по ее

охране.

В заключение выделяются основные признаки лета, затем осени, которые

сравниваются с характеристикой этих времен года в учебнике.

Окончательный вывод по уроку может быть сформулирован примерно так: «Летом

тепло, осадки в виде дождя. Растения зеленые, многие из них цветут, у них

созревают плоды и семена. Животные активны. Для них достаточно тепла и

корма. Люди ухаживают за посевами и посадками, убирают урожай,

заготавливают корма для животных.

Осенью холоднее, осадки в виде дождя и снега. У растений происходит

изменение окраски листьев и листопад. Исчезают (прячутся) насекомые,

улетают птицы. Люди заканчивают убирать и закладывать на хранение урожай».

Домашнее задание к этому уроку может быть ограничено предложением

продолжать вести наблюдения в природе. По содержанию темы задания может

вообще не быть, если учащиеся достаточно полно усвоили учебный материал,

выполнили практическую часть в рабочей тетради. Оно может быть дано

отдельным учащимся, которые что-то не усвоили или не выполнили. Всем

учащимся может быть дано задание повторить какой-то недостаточно усвоенный

вопрос.

Билет 17

Предметный урок. В методической литературе этот тип урока имеет и другие

названия: урок работы с раздаточным материалом, урок с практическими

работами. Сущность такого урока заключается в том, что объект для изучения

передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности детей являются

практические и лабораторные работы. Последние могут быть организованы как

фронтальные или групповые, либо индивидуальные. Роль данного типа уроков в

учебном процессе очень велика. Они позволяют накопить определенный запас

конкретных представлений о предметах и явлениях природы. На этих уроках

развиваются важные практические и навыки. Таковы например умения работы с

приборами, лабораторным оборудованием и др. Совершенствуются органы чувств,

развивается наблюдательность, настойчивость, умение преодолевать трудности

и доводить дело до конца и т.д.

Структура предметного урока несколько отличается от структуры смешанного

урока. У младших школьников еще слабы навыки практической работы, то на

выполнение последних требуется много времени. Поэтому на этих уроках не

может быть повторение. Основное время (25-28 мин) отводится на изучение

нового материала. Видное место здесь занимает закрепление 7-10 мин урока.

Этапы.

1. учащиеся получают объект изучения или сразу несколько их.

2. инструктаж к выполнению практической 9лабораторной) работы.

3. Самостоятельная работа учащихся по исследованию полученных объектов в

соответствии с полученными заданиями не должна быть оставлена без

внимания учителя. Она требует некоторого контроля (но не подмены

деятельности детей). Надо следить, чтобы дети действительно работали,

а не отвлекались, обращать внимание, насколько правильно пользуются

приборами, т. к. при разовом показе учащиеся не всегда могут точно

усвоить прием работы; иногда повторно приходится разъяснять сущность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.