ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми
данного учебника.
1 – текстовый компонент, пред. н разл видами тестов
основной – передает гл инфо, излагаются факты, описания, понятия, раскрыв-
ся вз-зи пред. н, рассказом, деловой статьей, описательный, смешанный
(редко), объяснительный. Текст д.б. научным, доступным для понимания
дополнительный – необязат текст для понимания, конкретизирующий,
комментирующий, мб сложным. Виды – рассказы, загадки, сказки, научные
сведения, биографии, хрестоматийные материалы. Могут идти после параграфа –
комментарий. Имеют важную роль, расширяя зн уч-ся, увелич познават интерес.
пояснительные – словарь, выписка опр-й, вывод, обобщение. Содержит гл мысль
параграфа, идею.
2 – нетекстовый комп-т:
аппарат орг-ии усвоения – сист вопросов и заданий. Цель – обратная связь,
обобщить полученные связи. Группы вопросов: 1) требующие прак применения зн
(лаборатор), 2) на воспроизведение зн (расскажи), 3) на логич осмысленность
зн, на сопоставление, классификацию, сравнение, обобщение, на наблюдение
иллюстративный аппарат – дб не менее 50% иллюстраций. 1 кл – 90%. На
рисунке легче показать все части пред-а. Схемы, карты, картины
аппарат ориентировки – усл обозначения, шрифты, особ-ти орг-ии.
1) соответствие прогр
2) анализ текст комп-а (хар-р, научность, соотв возрасту допол текст или
отсутствует; пояс текст/чем представлен/или отсутствие)
3) анализ внетекстов комп. Вычленяем группы, какие группы вопросов,
иллюстр, соотв тема, необх-ть исп-я, проценты, подписи, качество, размеры,
насыщенность.
4) аппарат ориентировки – пояс записка
Приемы работы с текстом учебника
1 Метод объяснительного чтения
2 Дать заголовок
3 фрагментарное чтение текста. Читать выбранные абзацы
4 нахождение необх понятий в тексте
5 искать ответы
6 составить вопросы по тексту
Как работать с иллюстрацией
Одна минута на рассмотрение.
Совместная работа уч-ся: исп-ие иллюстр учебника как источника знания. Для
этого логично задаем вопросы
1 Сравнение
2 практич работа – работа по карте
Приемы работы с вопросами
1 ответы на вопросы учебника дома или п/е из-я темы
2 найти ответы на вопросы в тексте
3 выполнение практ раб
Пособия на печаной основе
Цель пособия
Способы достижения цели
Анализ заданий
Анализ иллюстрат материала.
Вывод.
Научн методы работы.
1 Аристотель, Землеведение
2 Методы об-я – важн довольные
таблица; гербарий; словесные – рассказ, демонстрация – табл
Прием сравнения.
билет 13
Натуральные ср-ва обучения
- пр-ы, имеющ естеств происхождение
- нагл образ мышления
- методика форм-я понятия (полное обследование)
- разв позн интереса
способствует конктерному предс-ю
Классификация
1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения),
фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив),
остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные
препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп),
сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя.
2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва)
Методика работы с натур ср об
1 Работа с коллекциями (гербарий)
Практич работа, каждый работает со своим образцом
Коллекция почв, минералов – практ работа.
Кол насекомых идет раб. исп прием сравнения образцов с изображением данного
животного
бтлет 14
Экологическое обр-е мл шк-в
I Становление экол обр-я
1968. Париж. Конференция по охране природы ЮНЕСКО. Была принята декларация
обращения к народу о необходимости междунар сотрудн в обл экол обр
(природоохранит просвещение). Конф дала начало междунар прогр н иссл-й и
подготов. спец-ов, призванных разработать н основу природопользования.
1972. Стокгольмская конфер по вопросам окр среды. Принята декл об охране
окр среды и приняты рекоменд о необх созд-я междунар прог-ы по обр в об окр
среды. Реализация этого положения нач в 1975.
1977. Тбилиси. Конф по вопросам эк обр. Намечены осн пути эк обр в России.
1987. Москва. Конф по проб эк обр-я. Разработана сис эк обр-я.
1992. Рио-де-Жанейро. Конф по окр ср и развитию.
Осн положения:
1) разработка концепции устойчивого разв. С т.з. этой концепции эк обр –
это необх усл устойчивого развития.
2) принята декларация о лесах (с этого момента нач возн эк команды).
Цели экол образования
Конц общего ср эк об рассм-т пр-с эк обр как непрерывн пр-с об-я вос-я и
развития, направл на форм-е сис-ы н и практ зн, ценностных ориентаций,
поведения, деятельности, обеспечивающ ответств отн-е к соц-но-природной
среде и человеку.
Осн цель эк обр – становление экологически-культурной личности.
Экол культура Л, ее компоненты:
1 Эк Л З У
2 Эк мышление
3 Ценностные ориентиры
4 Эк оправданное поведение
Вывод: эк культ дб деятельностной
Форм-е экол культуры, опред-ем отношение к окр среде, нужно рассм как
комплес пр-с, кот зависит от возрастных особенностей уч-ся.
Конечная цель эк об шк-в - становление научно-познават, эмоц, нрав-го,
практически-деятельностного к окр среде, здоровью на основе ед-ва
чувственного и рационального познания природного и соц-го окр-я человека.
Задачи ЭО
1. Форм З об экосистемной организации природы Земли в границах обитания
человека.
2. Форм сис интелл-х и практ-х У по изучению оценки и улучшению кач-ва окр
среды своей местности и здоровья человека.
3. Вос-ть потребность на реализацию здоров образа жизни и улучшения орг-ии
окр среды.
4. Развивать интел сферу шк-в: (развивающая)
- сп-ть к целевому причинному, вероятностному анализу экол ситуаций
- разв эмоц сферы – эстетич воспр и оценка состояния окр среды
- разв волев сферы – разв уверенности в способ-ти ре-ть эк проблемы,
стремление принимать участие в решении пр-м и прак-х мероприятий по охране
окр среды.
Влияние ЭО на разв Л мл шк
1 Разв псих пр-в: память, наблюдательность, внимание, воображение,
абстрактно-логич мышление, речь
2 Разв понятийный аппарат
3 Форм положит нравствен кач-в
4 Воспитательная: ответственность, любовь к природе, сострадание
5 Разв общечеловеч к-ры
Содержание ЭО
I Модели обр-я
1) однопредметная (в рамках одного предмета рассм проблемы эк)
2) многопредметная (несколько предметов)
3) смешанная (все предметы смешаны)
В наст вр сод-ие ЭО раскрывается сис-й учебн пр-в в нач шк, чаще всего эк
сод-ие расск-я в рамках пр-а «окружающий мир», но сущ-т и собственно экол
предметы «Экология для мл шк» Плешаков, «Э» Суровегина
II Пр-ы отбора сод-я
- пр-п гуманизации (природа – наш общий дом)
- пр-п единства познания, переживания дей-я (позволяет обеспечить
становление многогранных отношений мл шк к окр среде и своему здоровью
- пр-п междисциплинарности (пред-т согласование разл аспектов
взаимоотношений с окр средой в разл пр-ы)
- пр-п интеграции – пред-т интеграцию естественно-научн, нравст, эстет, соц-
эконом, правовых аспектов ЭО.
- принцип природосообразности (пред-т вос-ие реб-а в единстве и согласии с
природой)
III Содержание
1 кл: дети должны знать методы изучения окр среды, многообразие явл окр
мира
2 кл: городская среда и человек
3 кл: ваимоотношение человека и природных сообществ
4 кл: взаи-е человека с окр средой
IV Концептуальные положения педагогов-экологов России.
В их основе лежат взаимосвязи четырех компонентов:
1) научно-познавательный
2) ценностный
3) нормативный
4) практически-деятельностный
Билет 15
Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм обучения
Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в определенных формах.
Как и применительно к методам обучения, в трактовке понятия «форма
обучения» нет единого подхода. По определению Ю. К. Бабанского, «формы
организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной
деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке ив
определенном режиме». Н. М. Верзилин считает, что «форма: преподавания —
это организация учебно-познавательной .деятельности учащихся,
соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, природе и т.
п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения».
В теории и практике обучения природоведению сложились три группы форм
организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и
внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику и свое место
в учебном процессе. Но вместе с тем они имеют и общие черты.
1. Решение определенных познавательных воспитательных и развивающих задач,
которые должны быть реально достижимы. Поэтому определять их следует в
зависимости от содержания занятия, возрастных особенностей учащихся, уровня
их подготовленности. Задачи занятий могут быть узкие, решаемые только на
данном занятии, но могут быть и общие, решение которых достигается системой
занятий.
2. Отбор определенного содержания учебного материала, с точки зрения
которого каждое занятие представляет собой нечто целостное, логически
законченное. В то же время содержание занятия — лишь часть некоторой
системы, а потому является продолжением предыдущих занятий и опорой для
последующих. Этим обеспечивается единство учебного процесса и
преемственность в нем. При определении объема и сложности содержания
учебного материала на занятиях необходимо учитывать государственные
требования учебной нагрузки учащихся, правила безопасности и гигиены труда.
3. Применение разнообразных методов и приемов, выбор и сочетание которых
зависит от целей содержания занятий.
4. Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий.
5. Оптимальный темп хода занятий и рациональное использование отведенного
времени требуют обязательного продумывания четкой последовательности и
сменяемости видов деятельности, а также подготовки условий, материалов и т.
п.
6. Возможно полное использование потенциальных способностей каждого
ученика, учет их индивидуальных особенностей. Это требование реализуется в
индивидуализации заданий, распределении их по сложности и по способностям
учащихся.
Несмотря на общие черты, каждая из организационных форм имеет свои
особенности. Поэтому в группах форм выделяются их виды. Как и в случае с
методами и приемами формы обучения необходимо привести в определенную
систему, составить их классификацию. Последняя представлена в следующей
схеме:
Формы организации учебной деятельности
I
Урок Внеурочные занятия Внеклассная
работа
•*• Вводный ->• Выполнение домашних ->• Кружки
Смешанный заданий -*•
Экскурсии
Предметный ->• Наблюдения в природе ->• Туристические
Экскурсия -»• Продолжающиеся опыты походы
Обобщающий и др. ->
Викторины
Олимпиады Утренники Праздники и др.
Внутри каждого названного здесь вида организационных форм выделяются более
мелкие организационные формы, которые, как и в случае с приемами обучения,
являются открытой системой, так как они довольно подвижны и изменчивы.
Кроме того, в школьной практике постоянно создаются новые формы. Таковы,
например, внутри каждого вида форм могут быть практические и лабораторные
работы, игры, самостоятельная или фронтальная организация деятельности
детей и т. д.
Например, нет единого мнения, методом или формой считать игры,
самостоятельные работы учащихся и др. Мы рассматриваем игру и
самостоятельную работу детей как формы организации учебной деятельности
учащихся. Отличить форму от метода позволяет выявление источника знаний, по
которому и устанавливается метод. С нашей точки зрения, сама по себе игра
не является источником знаний. Она лишь организует деятельность детей.
Например, ребенок играет с конструктором. В ходе игры он создает модель
какой-то машины — он машину моделирует. Процесс моделирования и дает знания
о машине. Значит, ведущим методом в данной игре и является метод
моделирования. В ролевых играх ведущими методами являются словесные.
Аналогичное рассуждение можно провести и применительно к трактовке
самостоятельных работ.
Билет 16
Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|