на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка по методике естествознания

Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а

познания.

2) Возникновение представления

Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого

обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение

наглядного и обобщенного

связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а

затем и в речи.

Важность представления

«Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению,

слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если

что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т

нескольким чув-м.»

Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных

зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они

явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в.

Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн.,

способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю.

3) Формирование представления

1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете

2 – выявляем кач-во представлений

3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами

наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия

При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп

прием сравнения с привлечением опыта уч-ся.

При отсутствии изображения исп слово .

4) Закрепление представления

в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб).

На основе сов-ти представлений форм. понятий.

В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и

явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие.

Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит

деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб

форм понятие «дерево»

Механизм обр-я понятия

1) наличие представлений об исследуемом объекте

2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й,

выявляем его пре-я.

3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы

зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы

сравнения, противопоставления, классификация, беседа.

Развитие понятия

этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к

более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия.

Пример: понятие «осень» для различных классов.

Классификация методов об-я. Билет6

Кл-я методистов-естествознателей Боровецкова Телюзина

1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа)

2) методы с\р у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником)

Классификация Райкова

Бинарная номенклатура методов

1) словесные методы (иллюстр; исследоват)

2) наглядные методы (иллюстр; исследоват)

3) моторные методы (иллюстр; исследоват))

Классификация по Верзимеру

1) словесные

2) наглядные

3) практич

Словесные методы:

рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

Отсутствие набл за описываемым объектом.

Требования к рассказу:

продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

Требования к речи уч-ля:

эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

большого кол-ва терминов и фактов.

Наглядность исп по необходимости.

Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

воображение, память.

Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

практикой; 2) пассивность учащихся.

Беседа

Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

уч-ся и приводят к новым знаниям.

Виды вопросов:

1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

развиваются нов фактами)

Наглядные методы

Демонстрация нат-х объектов:

натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

подставках > учащимся видно.

Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

Практические методы об-я ест-я. Билет 7.

Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных.

Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход

и гуманизация пр-а об-я

Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти.

Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я.

Что разв-т

+ аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие

способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание.

- несовершенство матер условий

Этапы исп. прак метода

1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки)

Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса.

Вывод

1. В 1кл т\о одинаковые, во 2кл –м\о разные

2. 2) уч получ задание, котор опред вид деят с предметом. Разные пр-ы –

разные задания.

3. 3) самостоятельная деятельность уч-ся

4. 4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные.

5. 5) форм-м общий вывод.

Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы

1) экскурсия

2) предметные уроки (практ, лаб раб)

3)игра

Виды практ методов

Метод распознавания и определения признаков

Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей

предметов.

Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх

составить характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место

дан пр-а, явл. При исп метода необходим инструктаж.

Например: изучение особенностей растений, изучение термометра

Метод Опыт, эксперимент

Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент.

Виды:

кратковрем

длительн

Опыты на пришкольном опытном участке:

- длительные опыты, идущие весь вегетативный период

- необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется

Выводы:

+ форм научно-исследоват деятельности

- материально-техническая база

Метод Моделирование

Виды:

материальные (глобус)

идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из

чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения)

Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель.

Сочетание методов об-я

Способствует:

1) целостности орг-ции уч процесса

2) разностороннему развитию уч-ся

3) форм позитивный интерес

билет8

Метод Наблюдение

Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми

органами чувств.

Проводится в классе или на природе.

Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.

Требования.

1) Конкретность

2) Систематичность

Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в

дальнейшем строятся мыслит операции.

Набл явл средством развития мышления.

Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта.

Важн усл набл явл разумный отбор объектов.

Этапы наблюдения

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление

об объекте)

2) Работа по рассмотрению частей объекта

3) Обобщение увиденного

Приемы закрепления Н.

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

2) Имитация.

3) Сравнение.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение Н.

Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда)

биоет 9

Словесные методы:

рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

Отсутствие набл за описываемым объектом.

Требования к рассказу:

продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

Требования к речи уч-ля:

эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

большого кол-ва терминов и фактов.

Наглядность исп по необходимости.

Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

воображение, память.

Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

практикой; 2) пассивность учащихся.

Беседа

Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

уч-ся и приводят к новым знаниям.

Виды вопросов:

1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

развиваются нов фактами)

Билет 10

Наглядные методы

Демонстрация нат-х объектов:

натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

подставках > учащимся видно.

Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

Значение демонстрации мат-х объектов

исп этого м-да позв исп оснон принцип – принцип наглядности

обеспеч полное представление о предмете или явл. (+ словесный метод)

способствует систематизации обогащенного зн уч-ся

актив-я зн

более глубокое запоминание изуч-го предмета

разв наблюдат-ти, произ-го внимания

разв речи

форм познават интерес к предмету

повышение самостоятельности

Метод демонстрации природных объектов и явлений

используется, когда отсутствует нат. объект или его дем-я противоречит

основ-м законам экологии.

Ценность метода в том, что дает воз-ть из-ть объ-ы природы в окр их среде и

взаимосвязи с этой средой

Основной принцип экологии

Использование этого метода не всегда форм-т точные представления у уч-ся >

необх исп доп методы и приемы, позв добиться более полных зн.

Метод демонстрации опытов

примен, когда пр-т или явл необх изучить в условиях, котор искусственно

измен или в них привносятся некотор искусственные элементы.

Позв наглядно из-ь объект\явл, недоступные для набл в ест условиях

показать пр-с за очень кор время

разв нав исслед деятельности у детей

Опыты

кратковременные (за один урок)

длительные (опыт закладывается на уроке, либо дем-я конечный рез-т)

билет 11

Средства обучения

те или иные пред-ы с пом к-х уч-ль орг-т учебн деят-ть.

Ср. об. н. ест-я – естеств или искусст пр-ы, а также эксп-ы, вкл в уч пр-с

для реш обр-х задач.

Зуев о ср. обуч.: “При рассуждении о какой-л. вещи уч-ль пок-т оную в

натуре и по картинке.”

Голуб: “Ср обуч пред-т единую сис, звенья кот взаимосв-ы. Связи опр-я сед-

м, методикой преп-я, особ-мя усв-я пред-а, а также функциональными св-ми

отд-х ср обуч: такие связи порождают целостность, структурность и

относительность.”

Клас-я ср обуч

1) Вербальные – учебники, пособия на печат основе

2) Изображения пр-в и явл природы – плоскостные (таблицы, карты) и объемные

(макеты, муляжи).

3) Натур ср обуч

Аудиовизуальные

Вербальные

Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.

Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы

прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.

Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в

знакомстве детей с осн методами исследования в природе.

Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это

необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-

ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми

данного учебника.

натуральные

1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения),

фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив),

остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные

препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп),

сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя.

2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва)

Билет 12

Вербальные

Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.

Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы

прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.

Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в

знакомстве детей с осн методами исследования в природе.

Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это

необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.