на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка по методике естествознания

выполняют его и сразу говорят о результатах своих наблюдений. Иногда можно

давать сразу несколько заданий, учащиеся выполняют их, затем через

определенное время по сигналу учителя собираются в указанном месте, где и

проводится беседа.

В конце всякой экскурсии подводится итог. В нем выделяются те основные

сведения, которые дети узнали на экскурсии.

Иногда на экскурсии дети делают сбор природного материала, который должен

быть строго ограничен — ровно столько, сколько нужно для последующей работы

в классе. Кроме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Без

ущерба для природы можно собирать опавшие листья, растения-сорняки, ветки

деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок, насекомых-

вредителей, например колорадского жука, бабочку-капустницу, репницу и др.

Сразу после экскурсии сделанные сборы необходимо привести в порядок:

растения заложить в гербарные сетки для просушки или поставить в воду,

насекомых посадить в банки с частью растений, которыми они питаются, банки

обвязать марлей, чтобы поступал- воздух. По некоторым экскурсиям делаются

записи в «Дневниках наблюдений».

1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и

исследования предметов и яьлений природы. Поэтому в практике преподавания

естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое

проведение экскурсий - необходимое условие формирования естественнонаучных

знаний.

Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на

усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсия

принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой

по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае

она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее

проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Значение экскурсий. Велико педагогическое значение экскурсий. Следует

прежде всего отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия

конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания

учащихся.

Различают следующие виды экскурсий:

- в природу;

- в музеи и на выставки;

- на сельскохозяйственные производства, станции юннатов, опытные станции.

Важное место в плане работы педагога-естественника занимают экскурсии в

природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их

связь со средой обитания.

Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений,

учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи

организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу

представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных

объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь

открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся,

инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических

занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они

знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с

обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии).

Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения

своего края.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся

воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся

видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе.

Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в

этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую

память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания

учащихся.

Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают

у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни

развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке,

сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом,

экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских

навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся.

Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде содействует

закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в

многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели

физического развития не должны быть забыты.

Существенное значение при изучении естествознания имеют также экскурсии в

музеи, на выставки, опытные станции и т.д.

Итак, экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания

подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

Место экскурсий в школьном курсе естествознания. Экскурсии - очень важная

органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно

связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное,

эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто

вроде весенних школьных прогулок.

Экскурсии - это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке и

т.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям

должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с

программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом

планировании учебного предмета в каждом классе.

Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образок, чтобы экскурсия

по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает

возможность осуществить их без срыва других занятий.

Тематика экскурсий определяется программой по природоведению или

естествознанию. Анализ различных программ по курсу естествознания в

начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют

сходную тематику. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие

группы:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями

природы в различное время года;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности,

топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде

обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным

богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;

- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Доя каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом

возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале

изучения курса природоведения - это проведение наблюдений за явлениями

природы, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления

знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические

экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и

неживой природы, использование природных богатств человеком и его

воздействие на природу. Неотъемлемая часть любой экскурсии вне зависимости

от ее тематики - природоохранная направленность.

Рассмотрим методику проведения экскурсий в природу, так как они наиболее

сложны в организационном и методическом в плане и требуют специальной

подготовки.

Подготовка к экскурсии. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и

требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Подготовка начинается с составления тематического и годового плана, где

определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной

экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и

имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить

ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии,

намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе

непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются

объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их

описание.

Даже перед экскурсией в музей, куда детей приводят ежегодно, есть смысл

предварительно его посетить. Экспонаты часто оказываются передвинутыми на

другое место, часть их может быть удалена или заменена новыми, и

преподаватель может попасть в затруднительное положение.

Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его

осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект

экскурсии. Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу

учащиеся будут выполнять на экскурсии, и составить карточки-задания для

организации их самостоятельной работы. При составлении конспекта необходимо

предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи

результатов, выводы, т.е. окончательное оформление проделанной на экскурсии

работы.

Оборудование экскурсии. Для успешного проведения экскурсии необходимо

предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы

необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам

учащихся, а часть может быть взята на весь класс.

Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для

записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для

каждой экскурсии определяется тематикой и характером заданий.

Снаряжение для географических и геологических экскурсий.

Компас, план местности, геологический молоток, лопата, рулетка, бечевка,

термометр, угломер, транспортир.

Снаряжение для биологических и экологических экскурсий.

Копалка, нож, секатор, бечевка, лупа, пинцет, 1-2 банки для сбора

материала, папка с листами газетной бумаги, сачок водяной, сачок воздушный,

морилка, эмалированное корытце для демонстрации объектов, энтомологические

пробирки.

В зависимости от тематики и цели экскурсии данный примерный список

оборудования может изменяться и дополняться.

Методика проведения экскурсии. Перед началом экскурсии учитель

предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии,

раздает задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести

инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о

поддержании определенной дисциплины.

Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения

самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии

пособий. Общие задания лучше сообщить всей группе, а более конкретные

индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно

подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить

результаты наблюдений.

Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов,

которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим

педагогам следует помнить о некоторых правилах.

Основное требование - это организовать активную работу экскурсантов, не

оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует

давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор

и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы,

выполнение конкретных замеров и прочие.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для

объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно

завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают

сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после

оформления рeзультатов. Обычно учащиеся наиболее активны в тех

случаях,1когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует

от экскурсантов больше инициативы в вьшолнении работы, проведении

наблюдений за объектами' явлениями, более самостоятельных выводов на

основания увиденного и изученного на экскурсии. Но вследствие необходимости

в краткий срок охватит» большее количество материала на экскурсиях обычно

пр» обладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские

методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель,

совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.