ботанические атласы или же иллюстрированные (особенно в красках)
определители птиц и насекомых, хорошо изданные брошюры о вредителях
сельского хозяйства и пр. Подобные справочники значительно облегчают
самостоятельную работу учащихся по распознаванию нужных им объектов.
Подбор книг должен соответствовать возрасту и развитию учащихся. Перечень
книг для внеклассного чтения вывешивается в классе на видном месте. Чтобы
привить учащимся любовь к книге, желательно время от времени организовывать
выставку книг по естествознанию, проводить беседу о некоторых из них,
зачитывать интересные выдержки из них, показывать, как пользоваться
справочниками, и пр. Подбор книг в этом случае должен соответствовать в
первую очередь тематике работ, проводимых в индивидуальном порядке.
Билет 22
Программа 3. А. Клепининой «ПРИРОДА И ЛЮДИ»
Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все
положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса
природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она
ставит цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой
природе, познакомить с различными явлениями, научить детей проводить
наблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природы
и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать
первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать
чувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место в
программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено
на создание условий для непосредственного участия младших школьников в
природоохранной деятельности.
Программа разработана как единая для трех- и четырехлетней начальной школы,
причем изучение предмета начинается с I класса, для которого программа
создана заново. Основой для отбора природоведческого содержания стали
краеведческий, экологический и практический принципы, деятельностный подход
к обучению и развитию учащихся.
Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей
местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в
природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В
каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой
природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных
и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из
естественных связей, существующих в самой природе. Учителю следует раскрыть
эти связи, показать, что изменения, происходящие в разные времена года в
неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и
животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных
работ, на другие виды деятельности человека. При таком подходе к изучению
природы учащиеся не просто знакомятся с ее явлениями и предметами, но и,
что очень важно, получают объяснения этих явлений, пусть на самом
элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и
укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся
наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями,
поведением животных и т.д.Наблюдения помогают школьникам получить
правильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней,
содействуют накоплению знаний о родном крае.
В последующих классах формируются основные природоведческие представления и
понятия согласно образовательному стандарту. При изучении темы
«Ориентирование на местности» учащиеся усваивают некоторые способы
ориентирования, знакомятся с устройством компаса, на практике учатся
находить направление на местности.
В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Но
если в I-П классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей
школу, то в III-IV классах они изучают природу своей области (края,
республики). Они знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах
Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с
основными видами горных пород, полезных ископаемых, почвой и ее свойствами,
вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном
уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие
водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение
природы идет последовательно от неживой к живой природе.
Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают
представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях
факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной
деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения
животного и растительного мира.
В теме «Организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления
об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции.
Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся
представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено
вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые
могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего
здоровья. Для успешного изучения этой темы учащимся предлагается проводить
самонаблюдения.
В программе указаны практические работы, которые должны выполнить учащиеся
при изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям.
Билет 23
2. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»
Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической
направленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетней
начальной школы.
Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I-
III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,
включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и
экологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программа
построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,
любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными
теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи
многообразия и экологической целостности природы, единства природы и
человека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:
1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.
2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.
3. Экология для младших школьников (факультативный курс).
4. Планета загадок (факультативный курс).
Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и
расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и
общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование
бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного
поведения в природной и социальной среде.
В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,
существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как
бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно
усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом
воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается
эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение
природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,
происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее
охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее
содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш
город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с
окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом,
растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды,
света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные
экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы
для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.
Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,
родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В
качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и
почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями
окружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концу
первого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правила
поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и
изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о
растениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - дать
первоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,
явлениях природы.
Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе и
сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,
«Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки
с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более
конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся
с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником
тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних
животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются
представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга,
леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются
такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая
местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной темы
предлагается познакомиться с природой разных уголков планеты, странами и
народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.
Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах
города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в I классе,
продолжается природоохранное воспитание учащихся.
При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или
иного блока несколько раз в течение года, учитывая местные условия и
возможности, сезонные изменения в природе. Учащимся можно предложить
ведение дневника наблюдений, хотя бы в течение одной - двух недель в каждом
сезоне. Большее внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть
различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем,
изучение рельефа своей местности, сезонные экскурсии.
Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,
творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к
богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому
образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о
предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.
Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса.
Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с
эпизодическими экскурсиями, то теперь это и уроки в природе, и практические
занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль
отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов.
Учебный материал в III классе распределен по темам «Природа и мы»,
«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним
удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того,
предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что
такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. В это же
время начинают формироваться базовые природоведческие понятия. Курс
рассчитан на 48 часов.
Тема «Природа и мы» дает возможность обобщить, систематизировать и
расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее
роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит
вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного
воздействия человека.
Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду,
полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и
животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких,
газообразных телах и веществах, о температуре и ее измерении используются
при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются
основные биологические представления о растительных организмах, животных,
грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|