на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка по методике естествознания

ботанические атласы или же иллюстрированные (особенно в красках)

определители птиц и насекомых, хорошо изданные брошюры о вредителях

сельского хозяйства и пр. Подобные справочники значительно облегчают

самостоятельную работу учащихся по распознаванию нужных им объектов.

Подбор книг должен соответствовать возрасту и развитию учащихся. Перечень

книг для внеклассного чтения вывешивается в классе на видном месте. Чтобы

привить учащимся любовь к книге, желательно время от времени организовывать

выставку книг по естествознанию, проводить беседу о некоторых из них,

зачитывать интересные выдержки из них, показывать, как пользоваться

справочниками, и пр. Подбор книг в этом случае должен соответствовать в

первую очередь тематике работ, проводимых в индивидуальном порядке.

Билет 22

Программа 3. А. Клепининой «ПРИРОДА И ЛЮДИ»

Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все

положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса

природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она

ставит цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой

природе, познакомить с различными явлениями, научить детей проводить

наблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природы

и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать

первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать

чувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место в

программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено

на создание условий для непосредственного участия младших школьников в

природоохранной деятельности.

Программа разработана как единая для трех- и четырехлетней начальной школы,

причем изучение предмета начинается с I класса, для которого программа

создана заново. Основой для отбора природоведческого содержания стали

краеведческий, экологический и практический принципы, деятельностный подход

к обучению и развитию учащихся.

Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей

местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в

природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В

каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой

природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных

и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из

естественных связей, существующих в самой природе. Учителю следует раскрыть

эти связи, показать, что изменения, происходящие в разные времена года в

неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и

животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных

работ, на другие виды деятельности человека. При таком подходе к изучению

природы учащиеся не просто знакомятся с ее явлениями и предметами, но и,

что очень важно, получают объяснения этих явлений, пусть на самом

элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и

укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся

наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями,

поведением животных и т.д.Наблюдения помогают школьникам получить

правильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней,

содействуют накоплению знаний о родном крае.

В последующих классах формируются основные природоведческие представления и

понятия согласно образовательному стандарту. При изучении темы

«Ориентирование на местности» учащиеся усваивают некоторые способы

ориентирования, знакомятся с устройством компаса, на практике учатся

находить направление на местности.

В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Но

если в I-П классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей

школу, то в III-IV классах они изучают природу своей области (края,

республики). Они знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах

Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с

основными видами горных пород, полезных ископаемых, почвой и ее свойствами,

вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном

уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие

водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение

природы идет последовательно от неживой к живой природе.

Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают

представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях

факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной

деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения

животного и растительного мира.

В теме «Организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления

об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции.

Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся

представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено

вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые

могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего

здоровья. Для успешного изучения этой темы учащимся предлагается проводить

самонаблюдения.

В программе указаны практические работы, которые должны выполнить учащиеся

при изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям.

Билет 23

2. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»

Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической

направленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетней

начальной школы.

Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I-

III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,

включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и

экологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программа

построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,

любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными

теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи

многообразия и экологической целостности природы, единства природы и

человека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:

1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.

2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и

расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и

общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование

бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного

поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,

существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как

бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно

усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом

воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается

эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение

природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,

происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее

охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее

содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш

город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с

окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом,

растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды,

света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные

экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы

для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,

родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В

качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и

почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями

окружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концу

первого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правила

поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и

изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о

растениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - дать

первоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,

явлениях природы.

Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе и

сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,

«Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки

с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более

конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся

с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником

тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних

животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются

представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга,

леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются

такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая

местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной темы

предлагается познакомиться с природой разных уголков планеты, странами и

народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах

города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в I классе,

продолжается природоохранное воспитание учащихся.

При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или

иного блока несколько раз в течение года, учитывая местные условия и

возможности, сезонные изменения в природе. Учащимся можно предложить

ведение дневника наблюдений, хотя бы в течение одной - двух недель в каждом

сезоне. Большее внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть

различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем,

изучение рельефа своей местности, сезонные экскурсии.

Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,

творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к

богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому

образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о

предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса.

Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с

эпизодическими экскурсиями, то теперь это и уроки в природе, и практические

занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль

отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов.

Учебный материал в III классе распределен по темам «Природа и мы»,

«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним

удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того,

предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что

такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. В это же

время начинают формироваться базовые природоведческие понятия. Курс

рассчитан на 48 часов.

Тема «Природа и мы» дает возможность обобщить, систематизировать и

расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее

роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит

вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного

воздействия человека.

Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду,

полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и

животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких,

газообразных телах и веществах, о температуре и ее измерении используются

при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются

основные биологические представления о растительных организмах, животных,

грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.