на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих - (диплом)
p>определение и выделение грамматической формы по вопросам к словам, вставленным в предложения,

определение и выделение грамматической формы по вопросам к дополненным предложениям или к предложениям, составленным по картинке,

определение грамматической формы по вопросам или словосочетаниям, выделенным в контексте или в отдельных предложениях,

выделение и определение грамматической формы из словосочетаний, предложений или контекста по данному вопросу.

Система грамматических упражнений и заданий к ним составляют сущность практической работы, осуществляемой на специфических уроках формирования грамматического строя речи.

Поэтому следующей важной для нас проблемой является выяснение видов уроков по формированию грамматического строя речи.

Овладение слабослышащими учащимися системой грамматических понятий, предусмотренных программой, происходит параллельно на уроках развития речи и на уроках формирования грамматического строя речи.

Уроки развития речи выполняют пропедевтическую функцию по отношению к урокам формирования грамматического строя: дети учатся распознавать грамматические значения и формы их выражения, усваивают ряд лексико-грамматических категорий слов (существительное, глагол и т. д. ).

На уроках формирования грамматического строя речи в ходе организованных наблюдений за специально подобранным языковым материалом у учащихся закрепляются практические навыки оперирования грамматическими закономерностями, происходит формирование элементарных грамматических обобщений. На этих уроках учащиеся практически осваивают способы словосочетаемости и конструирования предложений.

В современной методике школы слабослышащих выделяют три типа уроков формирования грамматического строя языка:

уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения); уроки закрепления практических грамматических умений и навыков; уроки повторения и контроля усвоения практических умений и навыков. Поскольку совершенствование практического овладения грамматическими умениями и навыками происходит преимущественно на уроках закрепления, мы подробно остановимся на методике проведения уроков этого типа.

Основное содержание уроков закрепления составляют тренировочные упражнения, позволяющие на практике закрепить теоретические знания учащихся, получаемые на уроках развития речи и на уроках знакомства с новым материалом. На каждом конкретном уроке учащимся предлагается определённая система тренировочных упражнений, соответствующая задачам, решаемым на данном уроке. Система упражнений включает в себя систему заданий внутри каждого вида упражнений, например:

"Вставь слова, измени окончания. Поставь вопросы к этим словам и к глаголам" 3 класс; "Составь два предложения из данных слов. Подчеркни слова, которые отвечают на вопроскто? что сделала? что будет делать? " 2 класс.

При подборе видов упражнений и вариантов заданий к ним необходимо соблюдать их последовательное усложнение как внутри урока, так и во всей системе уроков закрепления в течение учебного года.

Другим требованием к подбору упражнений является учёт индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего и речевого развития. Используемые на крове виды упражнений и заданий также должны соответствовать грамматическому содержанию темы урока и обеспечивать автоматизацию речевых навыков учащихся.

Правильный подбор тренировочных упражнений позволяет решать на уроках закрепления ряд задач развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать и устанавливать различия грамматических форм и категорий, конкретизировать в практической деятельности грамматические закономерности, делать обобщающие выводы.

Использование на уроках закрепления системы тренировочных упражнений создаёт условия для параллельного решения двух задач:

образование грамматической структуры (формы слов, словосочетаний, предложений); анализ грамматической структуры (по содержанию и грамматическим показателям). В современной методике школы слабослышащих Е. Е. Вишневская выделяет семь групп тренировочных упражнений, шесть из которых наиболее широко используются на уроках закрепления. Рассмотрим эти упражнения.

    Группы упражнений:

1-я группа - упражнения на смысловое комбинирование. Их цель - проверка понимания учащимися грамматических закономерностей и конструкций. 2-я группа - упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (постановка вопросов к членам предложения и словосочетания, выписывание слов из словосочетаний и предложений по вопросу или словесной схеме и т. п. ). В 3, 4 и 5 классах в эту группу упражнений включается определение рода, числа и падежа существительных и прилагательных, времени глагола.

3-я группа - упражнения, предполагающие образование грамматической формы по аналогии (дополнение таблиц).

4-я группа - упражнения на "образование грамматической формы по контексту" (К. Г. Коровин). Наиболее широко используются три основных варианта упражнений этой группы:

    дописывание окончаний у контрольных слов в предложениях;
    дополнение предложений данными словами;
    самостоятельное дополнение предложений.

5-я группа - упражнения на конструирование словосочетаний. В школьных учебниках предлагается много видов таких упражнений, но чаще всего встречаются два вида: составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову; самостоятельное дополнение словосочетаний по вопросам.

6-я группа - упражнение на конструирование предложений. В этой группе выделяют несколько подгрупп (по использованию наглядной и словесной основ): составление предложений на комбинированной основе (по картинке и вопросной схеме, предложения по картинке и деформированному тексту, по картинке и вопросу к ней и т. п. );

составление предложений только на словесной основе (изданных слов, по опорным словам, по контексту, по вопросу с данным словосочетанием и т. п. ); составление предложений только на наглядной основе (по картинке, по серии картин). Эта подгруппа упражнений используется на уроках закрепления реже, чем другие подгруппы.

7-я группа - упражнения на дополнение и конструирование связных текстов с использованием грамматического материала. Эти упражнения обычно используются на уроках повторения и контроля.

Кроме знания грамматического материала, при выполнении этой группы упражнений от детей требуется осмысление содержания незнакомого текста. Поэтому эти упражнения представляют собой значительную трудность для детей. Обычно на одном уроке не используются все группы упражнений. Отбор упражнений для каждого конкретного урока производит учитель в соответствии с дидактическими и методическими требованию к проведению тренировочных упражнений и в соответствии с задачами урока.

Речевой материал для тренировочных упражнений основывается на словаре, освоенном детьми на уроках развития речи и на уроках знакомства с новым материалом и обуславливается темой и задачами данного урока. 1. 3. Цель, задачи и методика исследования

Работа над грамматическими закономерностями языка слабослышащих учащихся осуществляется в рамках существующей коммуникативной системы. Наиболее значимыми в этой системе являются специфические уроки по формированию грамматического строя речи.

В современной методике школы слабослышащих выделяют три вида этих уроков, отличающихся по степени овладения учащимися изучаемым грамматическим материалом. Практическое овладение грамматическими закономерностями языка, автоматизация навыка построения грамматических конструкций реализуется на уроках закрепления изученного материала.

Исходя из теоретических положений, мы определили цель нашего исследования. Целью нашей работы является уточнение использования системы упражнений по развитию практических речевых навыков построения предложения на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих.

В соответствии с поставленной целью мы определили следующий круг задач: проанализировать особенности грамматического строя языка у слабослышащих учащихся 2 и 3 классов, их возможности в овладении грамматическими категориями и закономерностями.

охарактеризовать содержание и опыт работы по формированию грамматического строя речи у слабослышащих учащихся на уроках формирования грамматического строя речи.

раскрыть систему тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала.

Руководствуясь общепринятой классификацией методов и приемов исследования, для изучаемого нами объекта мы использовали следующие:

    проведение устных бесед с учащимися,
    анализ письменных работ учащихся,

анализ методической, лингвистической и психологической литературы. Предметом нашего изучения является грамматический строй речи слабослышащих учащихся 2 и 3 классов.

Объектом изучения является система тренировочных упражнений, составляющая содержание уроков закрепления изученного материала.

Наше исследование проходило в два этапа. Эксперимент проводился на базе школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 20 Петроградского района. Нами было обследовано 20 детей: 10 учащихся 2 класса и 10 учащихся 3 класса.

Первый этап нашей работы был направлен на выявление и описание особенностей грамматического строя речи слабослышащих учащихся. Для этого мы провели ряд исследований, целью которых было выявление умений построения предложений со словосочетаниями "прилагательное + существительное в именительном падеже" и определения рода и числа имен существительных.

Каждое исследование включало в себя ряд заданий, составленных таким образом, что опыт, полученный при выполнении первого задания, использовался учащимися при выполнении следующего задания. Такая последовательность предполагала использование и закрепление на практике полученных ранее знаний. Эти задания предполагали также выполнение упражнений с различной степенью самостоятельности.

Поскольку на первом этапе было важно изучение содержания работы по формированию грамматического строя речи, нами были проанализированы учебные программы по данному предмету для 2 и 3 классов с учетом преемственности и усложнения изучаемого материала. Также нами были проанализированы учебники русского языка для 2 и 3 классов с точки зрения предлагаемых в них тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала.

Второй этап работы предполагал определение приоритетных групп в системе тренировочных упражнений, предлагающихся учащимся во 2 и 3 классах на уроках закрепления изученного материала. Для этого нами было посещено определенное количество уроков (20) и выделены наиболее распространенные группы упражнений и виды заданий.

Подробное описание представленных нами заданий на выявление особенностей грамматического строя речи учащихся раскрывается в главе 2. Для нашего исследования важны данные о состоянии слуха и речи слабослышащих учащихся, а также их успеваемость по предмету "Формирование грамматического строя речи". Анализ школьной документации позволил получить обобщенные сведения, которые представлены в серии таблиц.

    Таблица 1: Состояние слуха учащихся
    Степень снижения
    Классы
    Всего учащихся
    слуха
    2-Б
    3-Б
    Количество
    %
    1 степень
    2 степень
    1
    1
    5%
    3 степень
    6
    6
    12
    60%
    4 степень
    3
    4
    7
    35%
    ВСЕГО:
    10
    10
    20
    100%

Из таблицы видно, что тугоухость второй степени наблюдается только у одного учащегося.

Третья степень тугоухости присутствует у большинства учащихся - 12 человек. Четвёртая степень тугоухости наблюдается у 7 учащихся.

Для характеристики уровня речевого развития нами проводились устные беседы (ответы на вопросы по картинкам), изучались личные дела учащихся. В соответствии с качественными параметрами оценки уровня речевого развития, разработанными Р. М. Боскис и Л. П. Назаровой, и на основании устных ответов учащихся мы выделили 4 группы учащихся с различным уровнем речевого развития. Полученные нами данные сведены в таблицу 2.

    Таблица 2: Характеристика речевого развития учащихся
    №
    Уровень
    Количество учащихся (в %)
    п/п
    речевого развития
    2 класс
    3 класс
    1
    Оптимальный
    10%
    2
    Сниженный
    20%
    20%
    3
    Ограниченный
    50%
    50%
    4
    Резко ограниченный
    30%
    20%
    ВСЕГО:
    100%
    100%

Как можно видеть из таблицы, оптимальный уровень речевого развития наблюдается у 10% учащихся 3 класса. Этот уровень характеризуется достаточно полным словарным запасом, использованием в самостоятельной речи существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, хорошее понимание обращённой речи. Сниженный уровень речевого развития выявлен у 20% учащихся 2 класса и у 20% учащихся 3 класса. Его характеризует недостаточно большой объём активной лексики, небольшой количество аграмматизмов, неточное понимание в обращённой речи окончаний, суффиксов. Приставок, предлогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.