p>В учебнике русского языка для 3 класса в разделе "Грамматика" представлены только грамматические темы, а элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации отсутствуют. Восемь основных тем и входящие в них восемь подтем распределены по учебным четвертям с учетом их постепенного усложнения в соответствии с учебной программой. Например, со 2 по 4 четверти 3 класса учащиеся осваивают тему "Понятие о способах выражения пространственных отношений" в виде нескольких составляющих подтем: "Предложения со словами, обозначающими место действия (с предлогомпо)", "Предложения со словами, обозначающими направление и место действия (с предлогамиза, перед)" и т. д... Каждая изучаемая тема содержит систему тренировочных упражнений, основная часть которых используется на уроках закрепления изученного материала. После изучения содержания и расположения учебного материала в учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих следующей нашей задачей является подробная характеристика предлагаемых в них групп тренировочных упражнений. 3. 2. Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи. Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 2 класса. Общее количество тренировочных упражнений в каждой учебной четверти зависит от объема и сложности изучаемых основных тем. В этом отношении выделяется 1 четверть, в которой за счет повторения изученного в 1 классе используется наибольшее количество тренировочных упражнений по сравнению с другими учебными четвертями. Даны распределения тренировочных упражнений по учебным четвертям представлены нами в Таблице 7. Таблица 7 : Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям Четверти
Всего упражнений Количество % 1 четверть 80 30'% 2 четверть 57 21, 4% 3 четверть 65 24, 3% 4 четверть 65 24, 3% ИТОГО: 267 100%
Количество тренировочных упражнений зависит от конкретной, изучаемой в данный момент темы. Например, темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" включают в себя больше тренировочных упражнений, чем другие основные темы. Данные темы предусматривают практическое овладение учащимися такими отвлеченными частями речи, как глаголы и их временные категории и имена прилагательные. Эти части речи трудны для понимания их слабослышащими учащимися и требуют большого количества тренировочных упражнений для автоматизации их в речи. Количественное распределение тренировочных упражнений по основным темам мы можем видеть в Таблице 8. Таблица 8: Распределение тренировочных упражнений по основным темам №
Тема Всего упражнений п/п Кол-во % 1 Понятие о выражении временных отношений 68 25, 5% 2 Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке 66 24, 7% 3 Понятие о способах выражения пространственных отношений 51 19, 1% 4
Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке 22
8, 3% 5
Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 18
6, 7% 6 Понятие о признаках действий и их обозначение в языке 17 6, 4% 7 Грамматическое понятие о лице 15 5, 6% 8 Понятие о выражении количественных отношений 10 3, 7% ИТОГО: 267 100%
От содержания изучаемой основной темы зависит не только общее количество тренировочных упражнений в теме, но и количественное соотношение упражнений разных групп в каждой основной теме. Например, в теме "Понятие о выражении временных отношений" преобладают тренировочные упражнения 6 группы, а в теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" - упражнения 5 группы. Таким образом, в первой названной нами основной теме большее внимание уделяется работе над предложением, а во второй основной теме преобладает работа по конструированию словосочетаний, что отражает специфику содержания каждой темы: понимание слабослышащими учащимися временных отношений происходит в структуре предложения, а понятие о признаках предметов отрабатывается в синтаксической структуре словосочетания. В ряде основных грамматических тем некоторые группы тренировочных упражнений не используются. Например, в теме "Грамматическое понятие о лице" отсутствуют упражнения 2, 3 и 5 групп (группы упражнений приводятся по классификации Е. Е. Вишневской). По результатам, представленным в Таблице 9, можно судить о частоте использования той или иной группы упражнений в изучаемых во 2 классе основных грамматических темах. Таблица 9: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е. Е. Вишневской)
№ Тема Всего упражнений по группам Всего п/п 1 2 3 4 5 6 упр. в теме 1 Понятие о выражении временных отношений 13 11 12 8 24 68 2 Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке 3 6 5 15 23 14 66 3 Понятие о способах выражения пространственных отношений 4 4 9 13 21 51 4
Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке 3
3 4 6 6 22 5
Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 4
2 5 7 18 6 Понятие о признаках действий и из обозначение в языке 7 4 3 3 17 7 Грамматическое понятие о лице 6 7 2 15 8 Понятие о выражении количественных отношений 2 2 5 1 10 Всего упражнений в группе: 40 32 24 48 45 78 267
Как можно видеть из таблицы, упражнения на смысловое комбинирование (1 группа) представлены в большинстве изучаемых во 2 классе основных грамматических тем (88%). Это наиболее легкий вид упражнений. В учебнике русского языка упражнения 1 группы обычно предлагаются в начале работы над понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже пройденного материала. Например, при изучении темы "Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке" учащиеся выполняют такое упражнение: "Вставь слова и напиши предложения". Зина, ... . Васе картину указкой. Женя, ... . дом карандашом. Тома, ... . маме письмо шариковой ручкой. Витя, ... . стол тряпкой. Нина, ... . таблицу кнопкой.
(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи).
Выполняя это упражнение, дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения. Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (2 группа) используются также при изучении 88% всех грамматических понятий. Упражнения этой группы имеют большое значение для закрепления у учащихся представлений о грамматических понятиях и закономерностях. Данные упражнения предполагают осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и категорий слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание. Например, при закреплении у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение: "Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делал? что делали? " Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросу грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений. Из упражнений 2 группы в учебнике для 2 класса широко представлены упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме("Прочитай. Выпиши словосочетания: какой? + что? и какие? +что? " и т. д. ); на постановку вопроса к выделенным словам ("Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам"). Упражнения на постановку вопроса к словам встречается как самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например: "Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам. Мама будет ... . грибной суп. Бабушка ... . картошку. Зина ... . кастрюлю. Кастрюля будет ... . на плите.
(почистила, стоять, варить, вымыла)"
Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову. Упражнения, предполагающие образование грамматической формы слова по аналогии (3 группа), используются в 62% всех основных грамматических понятий, изучаемых во 2 классе. Общее количество упражнений 3 группы невелико по сравнению с другими группами упражнений. В учебнике для 2 класса эта группа упражнений представлены заданиями на изменение грамматической формы слов по образцу, например:
"Измени и напиши слова: вытирает - вытирается ... . - умывается причесывает - ... . одевает - ... . " и т. д.
Упражнения 3 группы позволяют автоматизировать навык образования новой грамматической формы слова по аналогии с данными изменениями. Так, в приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать возвратную форму глаголов. Упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (К. Г. Коровин) составляют 4 группу в классификации Е. Е. Вишневской и в анализируемом учебнике представлены в 75% изучаемых грамматических тем. Для практической работы учащимся предлагаются различные варианты упражнений этой группы, например:
"Спиши предложения, допиши окончания". В зале висят красн .... флажки. Деревянн.... ложка упала на пол. На окне висят длинн.... широк.... шторы. Нов.... учебники лежат в шкафу.
Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывая окончания у контрольных слов в предложении. Второй вариант упражнений этой группы представляет собой дополнений предложений данными словами, изменяя их окончания, например: "Спиши предложения. Вставь слова, измени окончания". Третий вариант упражнений 4 группы предполагает самостоятельное дополнение предложений, например:
"Допиши предложения". Ученик вытирает доску ... ... Женя постучал в дверь ... ... Учитель прикрепил картинку ... ... Валя рисует дом ... ...
Этот вариант в учебнике для 2 класса используется реже, чем предыдущие варианты, так как для учащихся он ещё довольно сложен. Упражнения на конструирование словосочетаний - 5 группа упражнений, используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти упражнения предлагаются в четырёх основных темах Максимальное количество (50%) упражнений этой группы используется при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке". Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида. К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:
"Составь и напиши словосочетания что? + какие? ". Яблоки сладкие, .... ; брёвна .... ; ремни .... ; .... синие, и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|