на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих - (диплом)
p>В учебнике русского языка для 3 класса в разделе "Грамматика" представлены только грамматические темы, а элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации отсутствуют. Восемь основных тем и входящие в них восемь подтем распределены по учебным четвертям с учетом их постепенного усложнения в соответствии с учебной программой. Например, со 2 по 4 четверти 3 класса учащиеся осваивают тему "Понятие о способах выражения пространственных отношений" в виде нескольких составляющих подтем: "Предложения со словами, обозначающими место действия (с предлогомпо)", "Предложения со словами, обозначающими направление и место действия (с предлогамиза, перед)" и т. д...

Каждая изучаемая тема содержит систему тренировочных упражнений, основная часть которых используется на уроках закрепления изученного материала. После изучения содержания и расположения учебного материала в учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих следующей нашей задачей является подробная характеристика предлагаемых в них групп тренировочных упражнений.

3. 2. Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.

Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 2 класса.

Общее количество тренировочных упражнений в каждой учебной четверти зависит от объема и сложности изучаемых основных тем. В этом отношении выделяется 1 четверть, в которой за счет повторения изученного в 1 классе используется наибольшее количество тренировочных упражнений по сравнению с другими учебными четвертями. Даны распределения тренировочных упражнений по учебным четвертям представлены нами в Таблице 7.

Таблица 7 : Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям Четверти

    Всего упражнений
    Количество
    %
    1 четверть
    80
    30'%
    2 четверть
    57
    21, 4%
    3 четверть
    65
    24, 3%
    4 четверть
    65
    24, 3%
    ИТОГО:
    267
    100%

Количество тренировочных упражнений зависит от конкретной, изучаемой в данный момент темы. Например, темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" включают в себя больше тренировочных упражнений, чем другие основные темы. Данные темы предусматривают практическое овладение учащимися такими отвлеченными частями речи, как глаголы и их временные категории и имена прилагательные. Эти части речи трудны для понимания их слабослышащими учащимися и требуют большого количества тренировочных упражнений для автоматизации их в речи.

Количественное распределение тренировочных упражнений по основным темам мы можем видеть в Таблице 8.

Таблица 8: Распределение тренировочных упражнений по основным темам №

    Тема
    Всего упражнений
    п/п
    Кол-во
    %
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    68
    25, 5%
    2
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    66
    24, 7%
    3
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    51
    19, 1%
    4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке 22

    8, 3%
    5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 18

    6, 7%
    6
    Понятие о признаках действий и их обозначение в языке
    17
    6, 4%
    7
    Грамматическое понятие о лице
    15
    5, 6%
    8
    Понятие о выражении количественных отношений
    10
    3, 7%
    ИТОГО:
    267
    100%

От содержания изучаемой основной темы зависит не только общее количество тренировочных упражнений в теме, но и количественное соотношение упражнений разных групп в каждой основной теме. Например, в теме "Понятие о выражении временных отношений" преобладают тренировочные упражнения 6 группы, а в теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" - упражнения 5 группы. Таким образом, в первой названной нами основной теме большее внимание уделяется работе над предложением, а во второй основной теме преобладает работа по конструированию словосочетаний, что отражает специфику содержания каждой темы: понимание слабослышащими учащимися временных отношений происходит в структуре предложения, а понятие о признаках предметов отрабатывается в синтаксической структуре словосочетания. В ряде основных грамматических тем некоторые группы тренировочных упражнений не используются. Например, в теме "Грамматическое понятие о лице" отсутствуют упражнения 2, 3 и 5 групп (группы упражнений приводятся по классификации Е. Е. Вишневской).

По результатам, представленным в Таблице 9, можно судить о частоте использования той или иной группы упражнений в изучаемых во 2 классе основных грамматических темах.

Таблица 9: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е. Е. Вишневской)

    №
    Тема
    Всего упражнений по группам
    Всего
    п/п
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    упр. в
    теме
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    13
    11
    12
    8
    24
    68
    2
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    3
    6
    5
    15
    23
    14
    66
    3
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    4
    4
    9
    13
    21
    51
    4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке 3

    3
    4
    6
    6
    22
    5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 4

    2
    5
    7
    18
    6
    Понятие о признаках действий и из обозначение в языке
    7
    4
    3
    3
    17
    7
    Грамматическое понятие о лице
    6
    7
    2
    15
    8
    Понятие о выражении количественных отношений
    2
    2
    5
    1
    10
    Всего упражнений в группе:
    40
    32
    24
    48
    45
    78
    267

Как можно видеть из таблицы, упражнения на смысловое комбинирование (1 группа) представлены в большинстве изучаемых во 2 классе основных грамматических тем (88%). Это наиболее легкий вид упражнений. В учебнике русского языка упражнения 1 группы обычно предлагаются в начале работы над понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже пройденного материала. Например, при изучении темы "Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке" учащиеся выполняют такое упражнение: "Вставь слова и напиши предложения". Зина, ... . Васе картину указкой. Женя, ... . дом карандашом. Тома, ... . маме письмо шариковой ручкой. Витя, ... . стол тряпкой. Нина, ... . таблицу кнопкой.

    (нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи).

Выполняя это упражнение, дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.

Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (2 группа) используются также при изучении 88% всех грамматических понятий. Упражнения этой группы имеют большое значение для закрепления у учащихся представлений о грамматических понятиях и закономерностях. Данные упражнения предполагают осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и категорий слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание. Например, при закреплении у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение:

"Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делал? что делали? " Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросу грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений. Из упражнений 2 группы в учебнике для 2 класса широко представлены упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме("Прочитай. Выпиши словосочетания: какой? + что? и какие? +что? " и т. д. ); на постановку вопроса к выделенным словам ("Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам"). Упражнения на постановку вопроса к словам встречается как самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например: "Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам. Мама будет ... . грибной суп. Бабушка ... . картошку. Зина ... . кастрюлю. Кастрюля будет ... . на плите.

    (почистила, стоять, варить, вымыла)"

Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову. Упражнения, предполагающие образование грамматической формы слова по аналогии (3 группа), используются в 62% всех основных грамматических понятий, изучаемых во 2 классе. Общее количество упражнений 3 группы невелико по сравнению с другими группами упражнений. В учебнике для 2 класса эта группа упражнений представлены заданиями на изменение грамматической формы слов по образцу, например:

    "Измени и напиши слова:
    вытирает - вытирается ... . - умывается
    причесывает - ... . одевает - ... . " и т. д.

Упражнения 3 группы позволяют автоматизировать навык образования новой грамматической формы слова по аналогии с данными изменениями. Так, в приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать возвратную форму глаголов.

Упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (К. Г. Коровин) составляют 4 группу в классификации Е. Е. Вишневской и в анализируемом учебнике представлены в 75% изучаемых грамматических тем. Для практической работы учащимся предлагаются различные варианты упражнений этой группы, например:

    "Спиши предложения, допиши окончания".
    В зале висят красн .... флажки.
    Деревянн.... ложка упала на пол.
    На окне висят длинн.... широк.... шторы.
    Нов.... учебники лежат в шкафу.

Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывая окончания у контрольных слов в предложении.

Второй вариант упражнений этой группы представляет собой дополнений предложений данными словами, изменяя их окончания, например: "Спиши предложения. Вставь слова, измени окончания".

Третий вариант упражнений 4 группы предполагает самостоятельное дополнение предложений, например:

    "Допиши предложения".
    Ученик вытирает доску ... ...
    Женя постучал в дверь ... ...
    Учитель прикрепил картинку ... ...
    Валя рисует дом ... ...

Этот вариант в учебнике для 2 класса используется реже, чем предыдущие варианты, так как для учащихся он ещё довольно сложен.

Упражнения на конструирование словосочетаний - 5 группа упражнений, используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти упражнения предлагаются в четырёх основных темах Максимальное количество (50%) упражнений этой группы используется при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке". Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида. К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

    "Составь и напиши словосочетания что? + какие? ".
    Яблоки сладкие, .... ;
    брёвна .... ;
    ремни .... ;
    .... синие,
    и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.