p>Упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту") по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в различном количестве представлены во всех основных темах. Данные упражнения составляют 31% всех тренировочных упражнений. Так же, как и в учебнике русского языка для 2 класса, в 3 классе учащимся предлагается 3 варианта упражнений 4 группы, например:
"Спиши предложения, допиши окончания",
"Спиши предложения, измени окончания слов в скобках" (дописывание окончаний у контрольных слов в предложении); "Вставь слова, измени, где нужно, окончания" (дополнение предложения данными словами); "Вставь слова в предложения" (самостоятельное дополнение предложений). Упражнения 4 группы позволяют учителю развивать и закреплять умение учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту грамматическую форму слова. Поэтому эти упражнения широко используются в учебнике для 3 класса. Упражнения 5 группы (на конструирование словосочетаний) встречаются в 75% изучаемых основных тем, но общее их количество составляет всего 6, 5% от всех тренировочных упражнений. Половина упражнений 5 группы сосредоточена в теме "Понятие о выражении сопровождения и совместности действия". В практической работе над данным понятием преобладают упражнения на составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например: "Составь и напиши словосочетания что делает? +чем? , что делает? +с чем? , что делает? +без чего? Подметает ... . ,
ест пирог с ... . , пьет чай без ... . , несет тарелку с ... ... ";
"Составь и напиши словосочетания что делают? +что? и что делают? +чем? (с существительными мужского рода во множественном числе) гладят (что? ) ... . ,
гладят (чем? ) ... . , колют (что? ) ... . , колют (чем? ) ... ... "
Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными женского и среднего рода. Таким образом учащиеся усваивают законы словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных множественного числа в винительном и творительном падежах. Упражнения 6 группы (на конструирование предложений) предлагаются для практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями и составляют 22% от всего количества тренировочных упражнений. Как и в учебнике русского языка для 2 класса, в анализируемом учебнике используется несколько подгрупп данных упражнений. Упражнения первой подгруппы представляют собой конструирование предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним). Данная подгруппа упражнений представлена в нескольких основных темах, но в небольшом количестве. Самыми распространенными являются упражнения на конструирование предложений только на словесной основе, составляющие вторую подгруппу, например: "Составь и напиши предложения со словосочетаниями бежит по дороге, подошел к сосне"(с данными словосочетаниями); "Составь и напиши предложения с предлогами по, к по схемам: кто? что делает? куда? , кто? что делает? где? "(по вопросной схеме); "Составь и напиши два предложения со словамиперешли, мы, по через, бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти"(по деформированному тексту);
и т. д.
Благодаря упражнениям 6 группы на уроке происходит практическое закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется умение грамматически правильно строить предложения. В таблице 14 мы приводим количественное распределение тренировочных упражнений по группам. Таблица 14: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений №
Группа Всего упражнений группы упражнений Количество % 1 Упражнения на смысловое комбинирование 24 6, 5% 2 Упражнения на выделение изученных грамматических форм 98 26, 5% 3
Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 30
8, 1% 4
Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 114
30, 8% 5 Упражнения на конструирование словосочетаний 24 6, 5% 6 Упражнения на конструирование предложений 80 21, 65 ВСЕГО: 370 100%
Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского языка для 2 и 3 классов разные группы тренировочных упражнений, можно сделать следующие выводы: все тренировочные упражнения расположены в виде системы упражнений, характерной для конкретной изучаемой темы и могут использоваться учителем на уроках закрепления изученного материала; самыми насыщенными темами в обоих классах являются темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений".
Эти данные мы приводим в сравнительной таблице 15.
Таблица 15: Распределение тренировочных упражнений по основным темам в учебниках для 2 и 3 классов
№ Тема 2 класс 3 класс п/п Кол-во % Кол-во % 1 Понятие о выражении временных отношений 66 25, 5% 83 22, 8% 2 Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке 65 24, 3% 38 10, 4% 3 Понятие о способах выражения пространственных отношений 51 19, 1% 88 13, 8% 4
Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке 21
7, 9% 5
Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 20
7, 5% 6 Понятие о признаках действий и их обозначение в языке 17 6, 4% 7 Грамматическое понятие о лице 15 5, 6% 8 Понятие о выражении количественных отношений 10 3, 7% 9 Понятие о выражении сопровождения и совместности действия 73 20, 1% 10 Понятие о выражении значения принадлежности 23 6, 3% 11 Понятие о выражении направленности действия на предмет 22 6% 12 Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли 18 5% 13 Понятие о выражении значения отрицания 25 6, 6% ИТОГО: 267 100% 370 100%
Из данных таблицы мы видим, что общее количество тренировочных упражнений, используемых при закреплении материала основных тем, в учебнике для 3 классе больше, чем в учебнике для 2 класса. Наиболее распространенными группами тренировочных упражнений, как в учебнике для 2 класса, так и в учебнике для 3 класса, являются упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа) и "на конструирование предложений" (6 группа). Количество упражнений других групп колеблется в зависимости от года обучения. Эти данные представлены в сводной таблице №16. Таблица 16: Распределение групп тренировочных упражнений по годам обучения №
Тема 2 класс 3 класс п/п Кол-во % Кол-во % 1 Упражнения на смысловое комбинирование 40 15 24 6, 5 2 Упражнения на выделение изученных грамматических форм 32 12 98 26, 5 3
Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 24
9 30 8, 1 4
Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 48
18 114 30, 8 5 Упражнения на конструирование словосочетаний 45 17 24 6, 5 6 Упражнения на конструирование предложений 78 29 80 21, 6 ИТОГО: 267 100% 370 100%
Как можно видеть из данных таблицы, в учебниках для 2 и 3 классов преобладают упражнения 4 группы (18% и 30, 8%) и 6 группы (29% и 21, 6%). В 3 классе на втором месте по частоте использования стоят упражнения 2 группы (26, 5%). Увеличение количества упражнений на выделение изучаемой грамматической формы связано с завершением в 3 классе 1 этапа формирования грамматического строя речи: данные упражнения позволяют закрепить у слабослышащих учащихся умение определять различные грамматические категории и формы, что на 2 этапе облегчит детям усвоение грамматических обобщений. Проанализировав предлагаемые в учебниках русского языка группы тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала, рассмотрим опыт работы учителя по применению данной системы на уроках закрепления изученного материала по теме "Понятие и признаках предметов и их обозначение в языке" во 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих. 3. 3. Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах. Практическое овладение грамматическим строем языка слабослышащими детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках. Навыки формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся. Такую автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала, предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе тренировочных упражнений. Для определения методики работы с системой тренировочных упражнений нами были проанализированы 20 уроков формирования грамматического строя речи. Эти уроки строились на материале учебников русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений для уроков формирования грамматического строя речи учителя опирались на характеристику групп упражнений, данную Е. Е. Вишневской. В ходе анализа уроков нами были определены характер и виды помощи, оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала. Также мы выделили группы тренировочных упражнений, включающих в себя дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим процентное соотношение по каждому виду заданий. Таблица 17: Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков) №
Название групп Кол-во в % Виды Кол-во в % п/п упражнений 2 кл 3 кл заданий 2 кл 3 кл 1 Упражнения на смысловое комбинирование 7 6 Постановка вопросов к словам 50 40 Подчёркивание слов, отвечающих на вопросы 25 30 2 Упражнения на образование грамматической формы по 27 45 Постановка вопросов к словам 73 69 контексту Подчёркивание слов, отвечающих на данные вопросы 7 12 Подчёркивание частей речи (глаголов, существительных). 6 Постановка вопросов к выделенным словосочетаниям. 6 3 Упражнения на конструирование словосочетаний 41 34 Постановка вопросов к словам 8 5 4 Упражнения на конструирование предложений 25 15 Постановка вопроса к выделенным словам 14 15 Подчёркивание словосочетаний по вопросной схеме 36 30
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|