на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих - (диплом)
p>Упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту") по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в различном количестве представлены во всех основных темах. Данные упражнения составляют 31% всех тренировочных упражнений.

Так же, как и в учебнике русского языка для 2 класса, в 3 классе учащимся предлагается 3 варианта упражнений 4 группы, например:

    "Спиши предложения, допиши окончания",

"Спиши предложения, измени окончания слов в скобках" (дописывание окончаний у контрольных слов в предложении); "Вставь слова, измени, где нужно, окончания" (дополнение предложения данными словами); "Вставь слова в предложения" (самостоятельное дополнение предложений). Упражнения 4 группы позволяют учителю развивать и закреплять умение учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту грамматическую форму слова. Поэтому эти упражнения широко используются в учебнике для 3 класса. Упражнения 5 группы (на конструирование словосочетаний) встречаются в 75% изучаемых основных тем, но общее их количество составляет всего 6, 5% от всех тренировочных упражнений. Половина упражнений 5 группы сосредоточена в теме "Понятие о выражении сопровождения и совместности действия". В практической работе над данным понятием преобладают упражнения на составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

"Составь и напиши словосочетания что делает? +чем? , что делает? +с чем? , что делает? +без чего? Подметает ... . ,

    ест пирог с ... . ,
    пьет чай без ... . ,
    несет тарелку с ... ... ";

"Составь и напиши словосочетания что делают? +что? и что делают? +чем? (с существительными мужского рода во множественном числе) гладят (что? ) ... . ,

    гладят (чем? ) ... . ,
    колют (что? ) ... . ,
    колют (чем? ) ... ... "

Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными женского и среднего рода. Таким образом учащиеся усваивают законы словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных множественного числа в винительном и творительном падежах.

Упражнения 6 группы (на конструирование предложений) предлагаются для практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями и составляют 22% от всего количества тренировочных упражнений. Как и в учебнике русского языка для 2 класса, в анализируемом учебнике используется несколько подгрупп данных упражнений.

Упражнения первой подгруппы представляют собой конструирование предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним). Данная подгруппа упражнений представлена в нескольких основных темах, но в небольшом количестве.

Самыми распространенными являются упражнения на конструирование предложений только на словесной основе, составляющие вторую подгруппу, например: "Составь и напиши предложения со словосочетаниями бежит по дороге, подошел к сосне"(с данными словосочетаниями);

"Составь и напиши предложения с предлогами по, к по схемам: кто? что делает? куда? , кто? что делает? где? "(по вопросной схеме); "Составь и напиши два предложения со словамиперешли, мы, по через, бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти"(по деформированному тексту);

    и т. д.

Благодаря упражнениям 6 группы на уроке происходит практическое закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется умение грамматически правильно строить предложения.

В таблице 14 мы приводим количественное распределение тренировочных упражнений по группам.

Таблица 14: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений №

    Группа
    Всего упражнений
    группы
    упражнений
    Количество
    %
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    24
    6, 5%
    2
    Упражнения на выделение изученных грамматических форм
    98
    26, 5%
    3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 30

    8, 1%
    4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 114

    30, 8%
    5
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    24
    6, 5%
    6
    Упражнения на конструирование предложений
    80
    21, 65
    ВСЕГО:
    370
    100%

Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского языка для 2 и 3 классов разные группы тренировочных упражнений, можно сделать следующие выводы: все тренировочные упражнения расположены в виде системы упражнений, характерной для конкретной изучаемой темы и могут использоваться учителем на уроках закрепления изученного материала;

самыми насыщенными темами в обоих классах являются темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений".

    Эти данные мы приводим в сравнительной таблице 15.

Таблица 15: Распределение тренировочных упражнений по основным темам в учебниках для 2 и 3 классов

    №
    Тема
    2 класс
    3 класс
    п/п
    Кол-во
    %
    Кол-во
    %
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    66
    25, 5%
    83
    22, 8%
    2
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    65
    24, 3%
    38
    10, 4%
    3
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    51
    19, 1%
    88
    13, 8%
    4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке 21

    7, 9%
    5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо 20

    7, 5%
    6
    Понятие о признаках действий и их обозначение в языке
    17
    6, 4%
    7
    Грамматическое понятие о лице
    15
    5, 6%
    8
    Понятие о выражении количественных отношений
    10
    3, 7%
    9
    Понятие о выражении сопровождения и совместности действия
    73
    20, 1%
    10
    Понятие о выражении значения принадлежности
    23
    6, 3%
    11
    Понятие о выражении направленности действия на предмет
    22
    6%
    12
    Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли
    18
    5%
    13
    Понятие о выражении значения отрицания
    25
    6, 6%
    ИТОГО:
    267
    100%
    370
    100%

Из данных таблицы мы видим, что общее количество тренировочных упражнений, используемых при закреплении материала основных тем, в учебнике для 3 классе больше, чем в учебнике для 2 класса. Наиболее распространенными группами тренировочных упражнений, как в учебнике для 2 класса, так и в учебнике для 3 класса, являются упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа) и "на конструирование предложений" (6 группа). Количество упражнений других групп колеблется в зависимости от года обучения. Эти данные представлены в сводной таблице №16.

Таблица 16: Распределение групп тренировочных упражнений по годам обучения №

    Тема
    2 класс
    3 класс
    п/п
    Кол-во
    %
    Кол-во
    %
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    40
    15
    24
    6, 5
    2
    Упражнения на выделение изученных грамматических форм
    32
    12
    98
    26, 5
    3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 24

    9
    30
    8, 1
    4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 48

    18
    114
    30, 8
    5
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    45
    17
    24
    6, 5
    6
    Упражнения на конструирование предложений
    78
    29
    80
    21, 6
    ИТОГО:
    267
    100%
    370
    100%

Как можно видеть из данных таблицы, в учебниках для 2 и 3 классов преобладают упражнения 4 группы (18% и 30, 8%) и 6 группы (29% и 21, 6%). В 3 классе на втором месте по частоте использования стоят упражнения 2 группы (26, 5%). Увеличение количества упражнений на выделение изучаемой грамматической формы связано с завершением в 3 классе 1 этапа формирования грамматического строя речи: данные упражнения позволяют закрепить у слабослышащих учащихся умение определять различные грамматические категории и формы, что на 2 этапе облегчит детям усвоение грамматических обобщений.

Проанализировав предлагаемые в учебниках русского языка группы тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала, рассмотрим опыт работы учителя по применению данной системы на уроках закрепления изученного материала по теме "Понятие и признаках предметов и их обозначение в языке" во 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих.

3. 3. Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах. Практическое овладение грамматическим строем языка слабослышащими детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках. Навыки формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся. Такую автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала, предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе тренировочных упражнений.

Для определения методики работы с системой тренировочных упражнений нами были проанализированы 20 уроков формирования грамматического строя речи. Эти уроки строились на материале учебников русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений для уроков формирования грамматического строя речи учителя опирались на характеристику групп упражнений, данную Е. Е. Вишневской.

В ходе анализа уроков нами были определены характер и виды помощи, оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

Также мы выделили группы тренировочных упражнений, включающих в себя дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим процентное соотношение по каждому виду заданий.

Таблица 17: Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков) №

    Название групп
    Кол-во в %
    Виды
    Кол-во в %
    п/п
    упражнений
    2 кл
    3 кл
    заданий
    2 кл
    3 кл
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    7
    6
    Постановка вопросов к словам
    50
    40
    Подчёркивание слов, отвечающих на вопросы
    25
    30
    2
    Упражнения на образование грамматической формы по
    27
    45
    Постановка вопросов к словам
    73
    69
    контексту
    Подчёркивание слов, отвечающих на данные вопросы
    7
    12
    Подчёркивание частей речи (глаголов, существительных).
    6
    Постановка вопросов к выделенным словосочетаниям.
    6
    3
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    41
    34
    Постановка вопросов к словам
    8
    5
    4
    Упражнения на конструирование предложений
    25
    15
    Постановка вопроса к выделенным словам
    14
    15
    Подчёркивание словосочетаний по вопросной схеме
    36
    30

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.