на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих - (диплом)
p>Такие же упражнения предлагаются и при изучении темы "Понятие о способах выражения пространственных отношений", например:

"Напиши словосочетания что делает? + куда? , что делает? + откуда? ". Вешает на .... ,

    снимает с .... ,
    ставит на .... ,
    и т. д.

Второй вид упражнений этой группы - самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный вопрос, например: "Дополни словосочетания":

    что?
    какому?
    кому?
    Даёт
    ... .
    ... .
    ... .
    что?
    каким?
    чем?
    Рисует
    ... .
    ... .
    ... .

Наиболее распространёнными упражнениями во 2 классе являются упражнения на конструирование предложений (4 группа). Они составляют примерно третью часть всех используемых упражнений. Чаще всего в учебнике встречается подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например:

Составь из запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному тексту); Составь предложения со словами: рисую, помогаешь (с заданным словом); Придумай и напиши предложения по схемам кто? + что делает? + что? , что? + что делали? + где? , кто? + что делали + где? (по вопросной схеме);

Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему брату, маленькой лопатой (сданными словосочетаниями) и т. д. Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся. Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например:

Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: куда залез кот? Откуда бежит кот? и т. д. Задача учащихся в этом упражнении - подбор правильного предлога и конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений"). Подгруппа упражнений на составлений только на наглядной основе в учебнике 2 класса не используется.

В ходе анализа упражнений, предлагаемых в учебнике 2 класса 2 отделения школы слабослышащих в разделе "Грамматика", было выделено следующее количественное соотношение упражнений различных групп:

Таблица 10: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений №

    Группа
    Всего упражнений
    группы
    упражнений
    Количество
    %
    1
    Упражнения на смысловое комбинирование
    40
    15%
    2
    Упражнения на выделение изученных грамматических форм
    32
    12%
    3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 24

    9%
    4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 48

    18%
    5
    Упражнения на конструирование словосочетаний
    45
    17%
    6
    Упражнения на конструирование предложений
    78
    29%
    ВСЕГО:
    267
    100%

Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 3 класса.

В учебнике для 3 класса количество тренировочных упражнений так же, как и в учебнике для 2 класса, находится в зависимости от объема и сложности изучаемого понятия в каждой учебной четверти. Эти данные мы приводим в Таблице 11. Таблица 11: Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям Четверти

    Всего упражнений
    Количество
    %
    1 четверть
    111
    30%
    2 четверть
    79
    21, 4%
    3 четверть
    105
    28, 3%
    4 четверть
    75
    20, 3%
    ИТОГО:
    370
    100%

Из результатов, представленных в таблице, мы видим, что наиболее насыщенными тренировочными упражнениями являются 1 и 3 четверти учебного года. Это связано с тем, что в данных четвертях изучаются сложные для понимания слабослышащими учащимися основные темы: "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений". Эти же темы содержат наибольшее количество тренировочных упражнений различных групп по сравнению с остальными изучаемыми темами. Данные о распределении тренировочных упражнений по основным грамматическим темам представлены нами в Таблице 12.

Таблица 12: Распределение тренировочных упражнений по грамматическим темам №

    Тема
    Всего упражнений
    п/п
    Кол-во
    %
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    83
    22, 4%
    2
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    88
    23, 8%
    3
    Понятие о выражении сопровождения и совместности действия
    73
    19, 7%
    4
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    38
    10, 3%
    5
    Понятие о выражении значения отрицания
    25
    6, 6%
    6
    Понятие о выражении значения принадлежности
    23
    6, 2%
    7
    Понятие о выражении направленности действия на предмет
    22
    6%
    8
    Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли
    18
    5%
    ИТОГО:
    370
    100%

Количественное соотношение тренировочных упражнений разных групп изменяется в зависимости от изучаемого грамматического понятия. Например, при изучении темы "Понятие о выражении значения отрицания" больше половины всех тренировочных упражнений составляют упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту"), а упражнения 1, 3 и 5 групп отсутствуют. Результаты распределения тренировочных упражнений по гркппам сведены в таблицу 13.

Таблица 13: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е. Е. Вишневской)

    №
    Тема
    Всего упражнений по группам
    Всего
    п/п
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    упр. в
    теме
    1
    Понятие о выражении временных отношений
    12
    23
    13
    14
    5
    16
    83
    2
    Понятие о способах выражения пространственных отношений
    9
    12
    6
    31
    3
    27
    88
    3
    Понятие о выражении сопровождения и совместности действия
    2
    19
    9
    17
    11
    15
    73
    4
    Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке
    19
    16
    3
    38
    5
    Понятие о выражении значения отрицания
    9
    13
    3
    25
    6
    Понятие о выражении значения принадлежности
    1
    9
    9
    1
    3
    23
    7
    Понятие о выражении направленности действия на предмет
    2
    2
    6
    3
    9
    22
    8
    Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли
    5
    8
    1
    4
    18
    Всего упражнений в группе:
    24
    98
    30
    114
    24
    80
    370

Рассмотрим более подробно использование каждой группы тренировочных упражнений в учебнике русского языка для 3 класса.

Упражнения 1 группы (на смысловое комбинирование) предлагаются в 50% изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при закреплении изученного материала по темам "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие и способах выражения пространственных отношений" (50% и 38%). Объем упражнений на смысловое комбинирование составляет 4-5 предложений. Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся осознанно выбирать нужные грамматические формы .

Упражнения 2 группы (на выделение изучаемых грамматических форм) широко используются во всех изучаемых основных темах и их количество составляет 26% всех тренировочных упражнений разных групп. Постоянное использование упражнений 2 группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и прилагательных, временные формы глаголов и т. д. , например:

    "Выпиши глаголы, определи время глаголов";

"Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда? "; "Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам".

В учебнике для 3 класса в большом количестве представлены упражнения 2 группы, предполагающие выписывание или подчеркивание словосочетаний по вопросной схеме, например:

"Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где? ". Так же, как и в учебнике для 2 класса, упражнения данной группы в 3 классе используются как дополнительные задания в упражнениях других групп. Упражнения 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) встречаются в 50% изучаемых основных тем в основном в виде таблиц, например: Дополни и запиши таблицу

    Единственное число:
    что? нож, молоток (мужской род)
    что делает? чем?
    режет ... .
    забивает ... .
    и т. д.

Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского и среднего рода, единственного и множественного числа:

    Множественное число:
    что? утюги, топоры (мужской род)
    что делают? чем?
    гладят ... .
    колют ... .

Дополняя таблицы, учащиеся тренируются в образовании новых грамматических форм слов, проводят под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии. Упражнения 3 группы в виду своей сравнительной легкости для учащихся составляют лишь 9% от общего количества тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.