p>Такие же упражнения предлагаются и при изучении темы "Понятие о способах выражения пространственных отношений", например: "Напиши словосочетания что делает? + куда? , что делает? + откуда? ". Вешает на .... ,
снимает с .... , ставит на .... , и т. д.
Второй вид упражнений этой группы - самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный вопрос, например: "Дополни словосочетания":
что? какому? кому? Даёт ... . ... . ... . что? каким? чем? Рисует ... . ... . ... .
Наиболее распространёнными упражнениями во 2 классе являются упражнения на конструирование предложений (4 группа). Они составляют примерно третью часть всех используемых упражнений. Чаще всего в учебнике встречается подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например: Составь из запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному тексту); Составь предложения со словами: рисую, помогаешь (с заданным словом); Придумай и напиши предложения по схемам кто? + что делает? + что? , что? + что делали? + где? , кто? + что делали + где? (по вопросной схеме); Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему брату, маленькой лопатой (сданными словосочетаниями) и т. д. Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся. Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например: Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: куда залез кот? Откуда бежит кот? и т. д. Задача учащихся в этом упражнении - подбор правильного предлога и конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений"). Подгруппа упражнений на составлений только на наглядной основе в учебнике 2 класса не используется. В ходе анализа упражнений, предлагаемых в учебнике 2 класса 2 отделения школы слабослышащих в разделе "Грамматика", было выделено следующее количественное соотношение упражнений различных групп: Таблица 10: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений №
Группа Всего упражнений группы упражнений Количество % 1 Упражнения на смысловое комбинирование 40 15% 2 Упражнения на выделение изученных грамматических форм 32 12% 3
Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии 24
9% 4
Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту 48
18% 5 Упражнения на конструирование словосочетаний 45 17% 6 Упражнения на конструирование предложений 78 29% ВСЕГО: 267 100%
Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 3 класса. В учебнике для 3 класса количество тренировочных упражнений так же, как и в учебнике для 2 класса, находится в зависимости от объема и сложности изучаемого понятия в каждой учебной четверти. Эти данные мы приводим в Таблице 11. Таблица 11: Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям Четверти
Всего упражнений Количество % 1 четверть 111 30% 2 четверть 79 21, 4% 3 четверть 105 28, 3% 4 четверть 75 20, 3% ИТОГО: 370 100%
Из результатов, представленных в таблице, мы видим, что наиболее насыщенными тренировочными упражнениями являются 1 и 3 четверти учебного года. Это связано с тем, что в данных четвертях изучаются сложные для понимания слабослышащими учащимися основные темы: "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений". Эти же темы содержат наибольшее количество тренировочных упражнений различных групп по сравнению с остальными изучаемыми темами. Данные о распределении тренировочных упражнений по основным грамматическим темам представлены нами в Таблице 12. Таблица 12: Распределение тренировочных упражнений по грамматическим темам №
Тема Всего упражнений п/п Кол-во % 1 Понятие о выражении временных отношений 83 22, 4% 2 Понятие о способах выражения пространственных отношений 88 23, 8% 3 Понятие о выражении сопровождения и совместности действия 73 19, 7% 4 Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке 38 10, 3% 5 Понятие о выражении значения отрицания 25 6, 6% 6 Понятие о выражении значения принадлежности 23 6, 2% 7 Понятие о выражении направленности действия на предмет 22 6% 8 Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли 18 5% ИТОГО: 370 100%
Количественное соотношение тренировочных упражнений разных групп изменяется в зависимости от изучаемого грамматического понятия. Например, при изучении темы "Понятие о выражении значения отрицания" больше половины всех тренировочных упражнений составляют упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту"), а упражнения 1, 3 и 5 групп отсутствуют. Результаты распределения тренировочных упражнений по гркппам сведены в таблицу 13. Таблица 13: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е. Е. Вишневской)
№ Тема Всего упражнений по группам Всего п/п 1 2 3 4 5 6 упр. в теме 1 Понятие о выражении временных отношений 12 23 13 14 5 16 83 2 Понятие о способах выражения пространственных отношений 9 12 6 31 3 27 88 3 Понятие о выражении сопровождения и совместности действия 2 19 9 17 11 15 73 4 Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке 19 16 3 38 5 Понятие о выражении значения отрицания 9 13 3 25 6 Понятие о выражении значения принадлежности 1 9 9 1 3 23 7 Понятие о выражении направленности действия на предмет 2 2 6 3 9 22 8 Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли 5 8 1 4 18 Всего упражнений в группе: 24 98 30 114 24 80 370
Рассмотрим более подробно использование каждой группы тренировочных упражнений в учебнике русского языка для 3 класса. Упражнения 1 группы (на смысловое комбинирование) предлагаются в 50% изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при закреплении изученного материала по темам "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие и способах выражения пространственных отношений" (50% и 38%). Объем упражнений на смысловое комбинирование составляет 4-5 предложений. Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся осознанно выбирать нужные грамматические формы . Упражнения 2 группы (на выделение изучаемых грамматических форм) широко используются во всех изучаемых основных темах и их количество составляет 26% всех тренировочных упражнений разных групп. Постоянное использование упражнений 2 группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и прилагательных, временные формы глаголов и т. д. , например:
"Выпиши глаголы, определи время глаголов";
"Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда? "; "Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам". В учебнике для 3 класса в большом количестве представлены упражнения 2 группы, предполагающие выписывание или подчеркивание словосочетаний по вопросной схеме, например: "Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где? ". Так же, как и в учебнике для 2 класса, упражнения данной группы в 3 классе используются как дополнительные задания в упражнениях других групп. Упражнения 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) встречаются в 50% изучаемых основных тем в основном в виде таблиц, например: Дополни и запиши таблицу
Единственное число: что? нож, молоток (мужской род) что делает? чем? режет ... . забивает ... . и т. д.
Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского и среднего рода, единственного и множественного числа:
Множественное число: что? утюги, топоры (мужской род) что делают? чем? гладят ... . колют ... .
Дополняя таблицы, учащиеся тренируются в образовании новых грамматических форм слов, проводят под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии. Упражнения 3 группы в виду своей сравнительной легкости для учащихся составляют лишь 9% от общего количества тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|