на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих - (диплом)
p>В упражнениях 2 группы (на выделение изучаемой грамматической формы) и в упражнениях 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) дополнительные задания учащимся не предлагались, что обусловлено спецификой заданий, представленных в этих группах упражнений.

Учащимся 2 класса в конце 3 четверти на уроке закрепления изученного материала по теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" была предложена следующая система тренировочных упражнений.

В начале урока дети выполняли упражнение на дополнение словосочетаний по опорному слову и вопросу. Нужно было выбрать табличку с прилагательным, согласующимся с данным на доске существительным в роде и числе:

    КАКОЙ?
    + ЧТО?
    КАКАЯ?
    + ЧТО?
    КАКОЕ?
    + ЧТО?
    мяч
    береза
    небо
    дом
    скамейка
    солнце
    куст
    лента
    дерево

Таблички с именами прилагательными были выставлены на наборном полотне. Трое детей, выполнявших задание у доски, прикрепляли выбранные таблички под нужной схемой. Остальные дети выполняли упражнение в тетради. Более слабым учащимся были предложены карточки, в которых им было нужно дописать окончания прилагательных.

Затем учащиеся дали оценку деятельности детей, работавших у доски (устно). В ходе обсуждения дети объясняли выбор той или иной таблички с именем прилагательным.

Следующим упражнением было упражнение на дополнение таблицы по аналогии. Детям были розданы карточки с таблицей, в которой надо было дописать окончания имен прилагательных по аналогии с данным образцом:

    КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ)?
    КАКИЕ?
    большой
    большие
    длинный
    длинн....
    красн....
    красные
    деревянная
    деревянные
    кругл....
    круглые
    узкая
    узк....
    широкое
    широкие
    глубокое
    глубок....
    стеклянн....
    стеклянные

Это упражнение дети выполняли самостоятельно, учитель помогал им при возникновении каких-либо затруднений.

При выполнении следующего упражнения учащиеся разделились на пары ("сильный-слабый"), в которых более сильный ученик помогал своему товарищу выполнять задание. Детям нужно было выписать из текста учебника словосочетаниякакой (-ая, -ое, -ие)? + что? , какому? + что? и написать над словами вопросы. Следующее упражнение было дано в игровой форме. Игру проводил "маленький учитель", который показывал остальным детям различные предметы. Детям нужно было назвать имена прилагательные, характеризующие данный предмет по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу и т. д... Во второй части игры "маленький учитель" называл характерные признаки, а дети угадывали предмет. В конце игры дети составляли и записывали предложения со словосочетанием угаданного предмета и его признака:

    ЗАГАДКА: Большое, красное, круглое, сладкое .... (яблоко)
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ: В вазе лежит большое красное яблоко.

В ходе выполнения вышеприведенных упражнений учащиеся 2 класса показали достаточный объем знаний по изученной теме. Дети выполняли упражнения старательно, с интересом. Учитель побуждал детей давать четкие развернутые ответы, объяснять свои действия.

В 3 классе в 4 четверти на уроке закрепления изученного материала по теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" учащимся была предложена система тренировочных упражнений.

    СР. Р.
    Ж. Р.
    М. Р.

Для выполнения первого упражнения учащимся нужно было списать с доски текст из 4-х предложений, подчеркнуть прилагательные и определить их род. Для слабых учащихся были даны опорные таблички с родовыми окончаниями прилагательных: -ой

    -ий
    -ая
    -яя
    -ее
    -ое

После выполнения упражнения детям было предложено объяснить, почему были подчеркнуты данные слова и по каким признакам определен род этих слов. Заданием следующего упражнения было самостоятельное дополнение словосочетаний по вопросной схеме и опорным словам. Это упражнение учащиеся выполняли устно, по желанию заполняя таблицы на доске:

    ЧТО ДЕЛАЕТ? +В+КАКОЙ(-УЮ, -ОЕ)? +КУДА?
    кладет в ... ... корзину
    ставит в ... ... сарай
    наливает в ... ... блюдце
    ЧТО ДЕЛАЕТ? +ПОД+КАКОЙ(-УЮ, -ОЕ)? +КУДА?
    катит под ... ... шкаф
    лезет под ... ... кровать
    прячет под ... ... кресло
    ЧТО ДЕЛАЕТ? +НА+КАКОЙ(-УЮ, -ОЕ)? +КУДА?
    накрывает на ... ... стол
    наклеивает на ... ... бумагу
    смотрит на ... ... дерево

Выполняя это упражнение, учащиеся самостоятельно подбирали имена прилагательные, соответствующие пространственным отношениям, выраженным предлогами, и согласовывали их с именами существительными в роде и числе. В следующем упражнении детям было предложено дописать окончания имен прилагательных по контексту и поставить к ним вопросы. Это упражнение выполнялось самостоятельно в тетрадях по учебнику. По окончании работы учащиеся вслух зачитывали дописанные слова и вопросы к ним.

Очередное упражнение предполагало составление учащимися 5-ти предложений на комбинированной основе (по сюжетной картине "Весна" и вопросам к ней). На доске была вывешена большая картина и написаны вопросы к ней. Учащимся были розданы опорные карточки с родовыми окончаниями имен прилагательных. В ходе работы один ученик отвечал на вопрос, остальные дети поднимали карточку с соответствующим окончанием имени прилагательного.

    ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ "ВЕСНА"
    Какая наступила весна?
    Какое небо изобразил художник?
    На какое дерево дети вешают скворечник?
    В каком ручейке мальчик пускает кораблик?
    За какой бабочкой бежит щенок?

В последнем упражнении детям нужно было составить предложения из четырех-пяти слов с данными словосочетаниями: в березовой роще; молодые листочки; на зеленой траве. Словосочетания были написаны на доске, учащиеся составляли предложения в тетрадях. Слабым учащимся были даны карточки с опорными словами: дети, гулять, на, дерево, распустились, они, весело, играть.

Учитель помогал учащимся исходя из их индивидуальных особенностей. Анализируя работы учащихся, можно сделать вывод, что программный материал по теме урока ими усвоен.

Во 2 и 3 классах на уроках закрепления изученного материала использовались упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа), на дописывание окончаний слов в предложении (4 группа), на конструирование словосочетаний (5 группа) и на конструирование предложений (6 группа). Такая система тренировочных упражнений позволила учителю в различных синтаксических конструкциях закрепить материал изучаемой темы, активизировать словарь детей. Учащиеся выполняли упражнения с интересом, свои ответы старались строить грамматически правильно. Нами было отмечено, что чем увереннее учащиеся были в своих знаниях и умениях, тем активнее они работали на уроках. Однако, выполняя самостоятельные упражнения, учащиеся 2 и 3 классов нуждались в помощи или подсказках учителя. Характер и виды помощи учителя представлены нами в таблице 18.

    Таблица 18: Виды помощи учителя
    Виды помощи учителя
    Количество востребованной помощи (в %)
    2 класс
    3 класс
    Дополнительное пояснение задания
    30
    20
    Указание на использование таблиц
    20
    30
    Демонстрация действия (образца выполнения)
    20
    10
    Указание на правильность/неправильность выполнения задания
    30
    40

Из данных таблицы можно видеть, что наибольшее количество вопросов относилось к правильности или неправильности выполнения упражнения. Реже учителем оказывались такие виды помощи, как дополнительное индивидуальное пояснение задания и указание на использование опорных таблиц (карточек). В зависимости от вида и количества помощи учителя при самостоятельном выполнении упражнений учащимися, нами были определены три уровня самостоятельности детей.

Первый уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности, детям изредка требовалось указание на опорную таблицу (карточку). Средний уровень - детям требовалось подтверждение правильности выполняемого задания, уточнение понимания задания.

Низкий уровень - дети нуждались в дополнительном разъяснении задания, а также в демонстрации образца выполнения задания.

Таблица 19: Уровни самостоятельности слабослышащих учащихся 2 и 3 классов. Уровень

    Количество по классам (в %)
    самостоятельности
    2 класс
    3 класс
    Высокий
    20
    30
    Средний
    50
    60
    Низкий
    30
    10

Из таблицы мы видим, что в классах собраны дети с различной степенью самостоятельности, причем во 2 классе с высоким уровнем самостоятельности всего 20% детей, а в 3 классе - 30%. Средний уровень самостоятельности присущ большинству детей в обоих классах. Количество детей с низким уровнем самостоятельности в 3 классе (10%) меньше, чем во 2 классе (30%). Это свидетельствует о том, что уровень самостоятельности повышается от класса к классу.

Таким образом, нами были проанализированы варианты используемых на уроках закрепления изученного материала системы тренировочных упражнений. Мы дали характеристику видов помощи учителя и уровней самостоятельности учащихся. Анализ содержания обучения, характеристика системы тренировочных упражнений подтверждают, что преемственность и последовательность в практической деятельности позволяют детям закреплять и автоматизировать их навыки и умения оперировать грамматическими категориями и закономерностями. Эта цель достигается на уроках закрепления изученного материала в системе тренировочных упражнений.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная сурдопедагогика определяет учебно-воспитательный процесс как важнейшее средство адаптации и развития слабослышащего ребенка. Одной из самых значимых задач этого процесса является обеспечение условий для наиболее эффективного обучения детей языку.

Формирование грамматического строя речи основывается на принципе обеспечения речевого общения (коммуникативный принцип) и обеспечивается речевой деятельностью детей в процессе обучения.

Специфические уроки формирования грамматического строя речи и использующаяся на них система тренировочных упражнений являются важнейшими методическими условиями, способствующими формированию грамматического строя речи у слабослышащих учащихся.

В ходе нашего исследования нами были выявлены особенности используемых учащимися 2 и 3 классов синтаксических конструкций:

чаще всего используется простое одно- и двусоставное полное нераспространенное и распространенное (прямым дополнением, обстоятельствами места и времени, иногда - определениями) предложениями, что соответствует программным требованиям;

употребление грамматических категорий сводится к употреблению имен существительных в качестве дополнений, глаголов в качестве простого глагольного сказуемого, а также наречий в качестве обстоятельств. Имена прилагательные довольно редко используются в качестве определений.

Кроме того, нами выделены особенности умений детей определять число и род имен существительных:

при оперировании категорией множественного числа дети опираются на наиболее выраженные флексии (окончанияи и ы);

при определении категории рода имени существительного учащиеся руководствуются принадлежностью окончаний к той или иной родовой группе.

Анализ опыта работы учителя на уроках закрепления изученного материала позволил выявить группы тренировочных упражнений, наиболее широко представленных на данных уроках:

упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа); упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа); упражнения на конструирование словосочетаний (5 группа);

    упражнения на конструирование предложений (6 группа).

Также нами были выявлены виды и характер помощи учителя учащимся с различным уровнем самостоятельности при выполнении ими тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

"Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся" ЛГПИ им. Герцена 1973.

Богоявленский Д. И. "Некоторые психологические проблемы обучения грамматике". В сб. "Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии". М. , АПН РСФСР 1959. Боскис Р. М. "Учителю о детях с нарушениями слуха" М. "Просвещение" 1988 Вишневская Е. Е. "Анализ работы над структурой предложения в письменной речи младших школьников" в кн. "Дефектология" ЛГПИ им. Герцена 1976 Вишневская Е. Е. "Обучение русскому языку в начальных классах школы слабослышащих (методические рекомендации)" ЛГПИ им. Герцена 1988 Гвоздев А. Н. "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка" АПН РСФСР М. 1949

Дудников А. В. "Методика изучения грамматики в восьмилетней" М. "Просвещение" 1977

Жуйко С. Ф. "Психология усвоения грамматики в начальных классах" АПН РСФСР М. 1958

Зикеев А. Г. "Развитие речи слабослышащих учащихся" М. "Педагогика" 1976 Комаров К. В. "Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей" М. "Просвещение" 1988

Коровин К. Г. "Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку" М. "Педагогика" 1976

Львов М. Р. "Словарь-справочник по методике русского языка" М. "Просвещение" 1988 "Методика грамматики и орфографии в начальных классах" Под ред. Н. С. Рождественского 2-е издание М. "Просвещение" 1979

"Методика обучения русскому языку в начальных классах" Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М. "Просвещение" 1979

    "Методика русского языка" М. "Просвещение" 1982

"Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми" Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград 1986

"Обучение русскому языку, чтению, произношению. Книга для учителя школы слабослышащих" Под ред. К. Г. Коровина. М. "Просвещение" 1995

Программа специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей (в 2-х частях). М. "Просвещение" 1986

Русский язык. Учебник для 2 класса школ слабослышащих (2-е отделение) М. "Просвещение" 1988

Русский язык. Учебник для 3 класса школ слабослышащих (2-е отделение) М. "Просвещение" 1982

Текучев А. В. "Методика русского языка в средней школе" М. "Просвещение" 1970 Шаповал И. А. "Формирование практических грамматических навыков и умений слабослышащих школьников". Ж. "Дефектология" 1991/6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.