p>11. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка. 12. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями. 3. 3. 7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений 1. Помещения для занятий с использованием ВДТ и ПЭВМ в средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ. 2. Стол преподавателя о ВДТ или ПЭВМ и двумя тумбами-приставками для размещения графопроектора и принтера должны устанавливаться на подиуме. 3. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагонали —61 см) следует располагать в учебных помещениях слева от экрана кодоскопа или компьютерной классной доски и монтировать на кронштейне на высоте 1, 5 м от пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест учащихся должно быть не менее 3, 0 м. 4. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ и ВДТ должна предусматривать: две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ и ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520—760 мм и вторая — для клавиатуры о плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12—15 градусов), что способствует поддержанию правильной рабочей позы учащимися и студентами, без резкого наклона головы вперед, ширину поверхности для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинакова) и глубину не менее 550 мм, опору поверхности для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног, — отсутствие ящиков, — увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером. 5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для него должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви. 6. При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног. 7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора перпендикулярна центру экрана, и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов, 8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви. 3. 3. 8. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста 1. Для учащихся X—XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов — 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ. 2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ и ПЭВМ не должна превышать:
для учащихся 1 класса (6 лет) — 10 минут;
для учащихся II—V классов — 15 минут; — для учащихся VI—VII классов — 20 минут; для учащихся VIII—IX классов — 25 минут; для учащихся X—XI на первом часу учебных занятий — 30 минут, на втором — 20 минут. 3. Работа с ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе. 4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах— физические упражнения для профилактики общего утомления. 5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета). 6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени— на практические. 7. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет 3 часами, а для учащихся моложе 16 лет— 2 часами, с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий: гимнастики для глаз через 20—25 минут и физических упражнений через 45 минут во время перерыва. 8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. 9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
для учащихся II—V классов (7—10 лет) не более 60 минут, для учащихся VI класса и старше — до 90 минут.
Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся II—V классов и 15 минут для более старших учащихся. 10. Условия и режим дня в школах юных программистов, организуемых в период школьных каникул в течение 2—4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам “Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей”. 11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах юных программистов не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели отводится для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ 9. 4. 12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах юных программистов должна быть в течение дня ограничена: —для учащихся 8—20 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут, — для учащихся 11—13лет двумя занятиями по 45 минут: одно — в первой половине дня и другое — во второй половине дня, для учащихся 14^-16 лет тремя занятия -ми по 45 минут каждое: два — в первой половине дня и одно — во второй половине дня. 12. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику для глаз. Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления. 13. В школах юных программистов компьютерные игры с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью: до 10 минут для детей младшего школьного возраста, до 15 минут для детей среднего и старшего школьного возраста. Запрещается проводить компьютерные игры перед сном. 14. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут. 15. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, среду и четверг. После занятый следует проводить гимнастику для глаз. 16. Че допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. 17. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии. 18. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры. 19. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух или более детей независимо от их возраста. Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений Наименование параметров до 01. 01. 07
Допустимое значение
Напряженность электромагнитного поля по электрической составляющей на расстоянии 50 см от видеомонитора
10 В/м
Напряженность электромагнитного поля по магнитной составляющей на расстоянии 50 см от поверхности видеомонитора 0, 3 А/м Напряженность электростатического поля не должна превышать: —для взрослых пользователей —для детей дошкольных учреждений и учащихся средних специальных и высших учебных заведений
20 кВ/м 15 кВ/м Наименование параметров с 01. 01. 97 Допустимое значение
Напряженность электромагнитного поля на расстоянии 50 см вокруг ВДТ по электрической составляющей должна быть не более: — в диапазоне частот 5 Гц—? кГц — в диапазоне частот 2—400 кГц 25 В/м 2, 5 В/м Плотность магнитного потоа дожна быть не более: — в диапазоне частот 5 Гц—2кГц — в диапазоне частот 2—400 кГц 250 нТл 25нТл Поверхностный электростатический потенциал не должен превышать 500В Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях
Оптимальные параметры Допустимые параметры Температура, градусы С Относительная влажность, % Температура, градусы С Относительная влажность, % 19 62 18 39 20 58 22 31 21 55 – –
Уровни ионизации воздуха помещений при работе на ВДТ и ПЭВМ Уровни
Число ионов в 1 см2 воздуха п+ п Минимально необходимые 400 600 Оптимальные 1500—3000 3000-5000 Максимально допустимые 50000 50000
Уровни звука, эквивалентные уровни звука и уровни звукового давления в отавных полосах частот
Уровни звукового давления, дБ Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц Уровни звука, эквивалентные уровни звука, дБА 31, 5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 59 48 40 34 30 27 25 23 35 63 52 45 39 35 32 30 28 40 6757494440373533 45 86 71 61 54 49 45 42 40 38 50 93 79 70 63 58 55 52 50 49 60 96 83 74 68 63 60 57 55 54 65 103 91 83 77 73 70 68 66 64 75
Допустимые нормы вибрации на всех рабочих местах с ВДТ и ПЭВМ, включая учащихся и детей дошкольного возраста
Среднегеометрические Допустимые значения ионых полос, Гц 2 4 по виброускорению по виброскорости мс-2 ДБ мс-1 дБ оси X, V 5, 3х10 25 4, 5х10 79 5, 3х10 25 2, 2х10 73 8 5, 3х10 25 1, 1х10 67 16 1, 0х10 31 1, 1х10 67 31, 5 2, 1х10 37 1, 1х10 67 63 4, 2х10 43 1, 1х10 67 Корректированные значения и их уровни вдБ\А/ 9, 3х10 30 2, 0х10 72 Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ и ВДТ Рост учащихся или студентов в обуви, см Высота над полом, мм Поверхность стола Пространство для ног, не менее 116-130 520 400 131—145 580 520 146—160 640 580 161-175 700 640 выше 175 760 700
Примечание: Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола
. Основные размеры стула для учащихся и студентов Параметры стула Рост учащихся и студентов в обуви, см 116—130 131—145 146—160 161-175 >175 Высота сиденья над полом, мм 300 340 380 420 460 Ширина сиденья, не менее , мм 270 290 320 340 360 Глубина сиденья, мм 290 330 360 380 400 Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм 130 150 160 170 190 Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм 280 310 330 360 400 Высота линии прогиба спинки, не менее, мм 170 190 200 210 220 Радиус изгиба переднего края сиденья, мм 20—50 Угол наклона сиденья, 0 0-4 Угол наклона спинки, 0 95—108 Радиус спинки в плане, не менее, мм 300
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|