на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)
p>Желательно также интеграция подраздела “Информационные технологии” компьютерная игра “Предприятие” (8 класс) - с другими разделами курса “Технология”, в частности “Домашняя экономика и основы предпринимательства”. Целесообразно производить профориентационные тестирования на ПЭВМ при изучении раздела “Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение” и работать с программами моделирования экологических ситуаций при изучении раздела “Производство и окружающая среда” (11 класс).

    ГЛАВА II

Методика изучения темы “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”

2. 1. Педагогические особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Тематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения “Технология”, быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далёко не каждый проект может соответствовать целям и задачам трудового обучения по курсу “Технология”, хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта. Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность, максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т. п. ), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т. п. ).

Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности. Можно выделить следующие этапы выполнения проекта: выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д. ; оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта; сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п. ), обращение к банку данных;

разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений; планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта. Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3—4 недель до одного года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Проекты по разделу “Радиоэлектроника” могут включать разработку таких изделий, как радиоприемник (детекторный, прямого усиления, супергетеродинный, прямого преобразования), усилители низкой частоты (предусилители, линейные усилители, эквалайзеры, шумоподавители и т. д. ), устройства автоматики (охранные и сигнальные устройства, регуляторы температуры для аквариума или теплицы, регуляторы мощности, напряжения, освещенности, дозаторы, автоматические определители номеров телефона и т. п. ), цветомузыкальные системы для дискотеки, имитаторы звуков для радиоэлектронных игрушек, электронные устройства для автомобиля (электронное зажигание, реле-регулятор), радиоэлектронные игры и т. п. Темой проекта может быть разработка вариантов спортивных и детских площадок, техническое моделирование (автомодели, судомодели, радиоуправляемые модели, роботы), специальные инструменты и приспособления для дома, сельскохозяйственных работ, обработки различных материалов. Примерный перечень изделий декоративно-прикладного характера: из древесины — шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы, разделочные доски, фигурки животных, игрушки: несложные приспособления типа укладок для кассет, деревянная и плетеная мебель, . корзины и т. д. ; из металла — украшения с применением различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль); из глины—керамические вазы, кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки, свистульки и т. д. ; из различных природных материалов — соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора/ кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д. ;

из текстильных материалов и нитей —детская, спортивная, форменная, нарядная, деловая одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды плетения (кружево, макраме, фриволите и др. ), разнообразные виды вышивки, росписи по ткани и т. д.

Учитель при проведении занятий По разделу “Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов” может предложить школьникам принять участие в разработке проектов: “День рождения”, “Юбилей”, “Новый год”, “Масленица”, “Крестины”, “Питание в походных и экстремальных условиях”, “Свадьба” и др. Особенность системы выполнения проектов — совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой — предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты—это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты. материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение чтобы создавать у учащихся положительный эмоциональный фон.

2. 2. Примерный тематический план изучения темы: “Элементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета в 10 классе”

    № занятия
    Тема
    Кол-во учебных часов

Знакомство с основами делопроизводства и возможностями использования ПЭВМ 2

    Практические занятия по подготовке документов
    2
    Понятия об электронных таблицах
    2
    Работа с электронными таблицами
    2
    Практическая работа по электронным таблицам
    2
    Элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ
    2
    Практическое занятие по бухгалтерскому учету
    2
    Работа с базой данных
    2

2. 4. План-конспект занятия: "Понятие об электронных таблицах"

    Вводные замечания к плану-конспекту

Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. (Так же как и сама операционная среда Windows, многие ее приложения разрабатываются фирмой Microsoft, поэтому в полных названиях всех программных продуктов присутствует название фирмы, причем его часто заменяют две буквы—MS). К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access. Популярность этих программ особенно возросла с начавшимся в 1994 г. распространением русифицированной версии пакета MS Office. Кроме перечисленных приложений в этот пакет входят MS Mail— программное обеспечение локальной сети, MS PowerPoint —система подготовки презентаций. Пакет MS Office не просто формально объединяет общим названием эти программы, а делает их единой взаимосвязанной системой. В этой системе границы между, казалось бы, совсем разными приложениями оказываются размытыми. Например, создавая текст с помощью Word, можно вставить в него электронную таблицу, причем не статическую картинку, а настоящую, “живую”, считающую таблицу.

Использование подобных интегрированных гибких программных систем —характерная черта современных информационных технологий. При этом разработчики стремятся к тому, чтобы расширение возможностей системы не усложняло работу пользователя. Во всех приложениях Windows пользователь имеет дело с одинаковым интерфейсом. Используются стандартные приемы работы как с системными средствами, так и с прикладными программами.

Одной из самых оригинальных идей в области компьютерных информационных технологий стала идея электронной таблицы. Многие фирмы—разработчики программного обеспечения для персональных компьютеров создали свои версии табличных процессоров. Из них наибольшую известность приобрели Lotus 1—2—3 фирмы Lotus Development, SuperCalc фирмы Computer Associates, Multiplan фирмы Microsoft. Одним из лидеров в ряду электронных таблиц сегодня является табличный процессор MS Excel.

Данная план-конспект содержит методический материал, предназначенный для освоения работы с табличным процессором Microsoft Excel 5. 0, входящим в состав пакета Microsoft Office для операционной среды Windows 3. 1.

    Класс: 10
    Тема: Понятие об электронных таблицах
    Цели:

Дать основные понятия об электронных таблицах; освоить основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц; научиться сохранять и загружать электронную таблицу Excel.

    Воспитать у учащихся бережное отношение к оборудованию.
    Развить способность быстро воспринимать информацию.

Аппаратное обеспечение: Компьютер на базе процессора 386 с 4 Мб оперативной памятью, VGA, мышь, принтер (даны минимальные значения).

Программное обеспечение: Microsoft Windows не менее 3. 1. ; пакет Microsoft Office 4. 3. ; за неимением данного пакета обязательно Microsoft Excel 5. 0. ; желательно (но не обязательно): Lotus 1-2-3, SuperCalc.

    Наглядные пособия: Плакат “Рабочее окно Excel 5. 0. ”
    Время: 90 мин
    Ход занятия:
    Организационная часть (3 мин)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.