на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика - (шпаргалка)
p>субъект Д, способный ее освоить и творчески преобразовать, субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнеД.

Внутренняя организация субъекта - психологические структуры, которые дают возможность реализовать себя как творца, распорядителя собственной Д. Субъект - это носитель всего объективного и субъективного в человеке. Большинство концепций понятие субъект не определяет самостоятельным значением. Человек не рождается, а становится субъектом в процессе Д и общения. Относительно взрослых границ нет однозначного мнения: Исаев Е. И. , Слободчиков - превращение индивида в субъекта в дошкольном возрасте, Тотенко -субъективные качества индивид приобретает в процессе внутриутробного развития, доформировывается в юности. => Нет четких возрастных границ, соц, псих-пед. условия.

Субъект-центральное образование человеческой субъектности. Это сложная характеристика личности (ее активность по избирательной инициативе, ответственное отношение к себе, Д и миру).

Сластенин: становление и развитие.... не имеет четких возрастных границ, т. к. зависит от псих-пед. и соц. условий индивидуального бытия человека. Субъектную позицию студента можно определить как личностное и проф. саморазвитие. Эту позицию можно представить, как системное отношение внутренних психических элементов, которые позволили гармонично осуществлять взаимодействие с внешней и внутриличностной средой.

Важное условие развития личности: соответствие, согласованность, совпадение внешних пед. воздействий с его внутриличностным потенциалом, внутренними условиями. Система пед. требования должна инициировать способности учащихся в поиске путей жизненно-проф-личностного роста.

Субъектная позиция студента - сложная целостная система, структурно объединяющая в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. В структуре следующие блоки:

мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный. Сравнили студентов-педагогов и студентов-непедагогов:

субъектность, как качество личности, в равной степени выражена у обеих слабо, субъектность определяет высшую степень жизнетворчества студента независимо от профессии, общее для них - мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивный блоки. нбх-о системное изменение всех звеньев образовательного процесса высшей школы с целью усиления субъектных потенциалов будущего специалиста.

    Моделирование становления личности студента пед. ВУЗов.

Общее основание проектируемого образовательного процесса - уровневые сущностные характеристики и ориентации на развитие субъектности учащихся. Проф. среда, соответствующе организованный процесс обучения становятся внешними регуляторами по отношению к каждому студенту.

Возможность стать субъектом образовательной и проф. Д происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов во внутренние. Эффективность зависит от адекватности внешних регуляторов внутренним позициям субъектности студента. Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста:

    1) нулевая (объектная) стадия,

формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания,

    проф. интерпретация жизненных обстоятельств;
    2) объектно-субъектная стадия,

овладение основами субъектного жизнетворчества, методология субъектного обучения, его основного понятия, субъектная позиция, ее содержание и структура, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной Д, усиливается работоспособность в личностной и проф. самореализации;

    3) субъектно-объектная стадия,

готовность к самостоятельному решению задач, формирование проектной культуры, преобразующие отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка проф. Д;

    4) субъектный этап,

практическая реализация индивидуальных программ личностно-проф. саморазвития, осущ-ся нбх-ая коррекция самоанализа учебно-проф. и жизненных достижении, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании. Вторичное усиление роли псих-пед. дисциплин, повышение их статусного значения с личностных и проф. позиций.

Доформировывается и развертывается субъектная позиция как система взглядов и установок по отношению к собственному жизненному и проф. пути. Резюме: 1) применение синергетической парадигмы к изучению процессуальных форм субъектной позиции позволило определить ее как позицию личностного и профессионального саморазвития, как системное отличие внутренних психических элементов, которое позволило человеку осуще-ть взаимодействие с внешней и внутриличностной средой.

Субъектная позиция - соответствие его целей, мотивов, способов действий пед. требованиям и выход за пределы нормативной действительности. 2) Субъектная позиция - сложная целостная система, которая включает компоненты и способы взаимодействия между элементами. Структура:

мотивационно-ценностый, отношенческий, регулятивно-деятельностный компоненты. 3) Ведущий мотив становления - мотив самоутверждения субъектной позиции в проф. отношениях, чтобы были представлены ценности личностного роста в проф. Д. Развертывание мотивации - потребность в самоутверждении в любых сферах: в учебно-познавательной Д, в учебно-профессиональной Д, в проф-практической Д. 4) Нбх-ым условием становления и развития субъектной позиции - осознанность проф. выбора, вербализуемая как "хочу быть и буду профессионалом". 5) Субъектная позиция может быть выражена через систему его субъектных отношений с миром, людьми, собой.

6) Мотивационно-ценностный и отношенческий компоненты определяют стратегию личностно-проф. поведения, жизнеД студента.

Регуляторно-Дый компонент характеризует реализацию этой стратегии. Способность к саморегуляции и управление собственной жизнеД отражает этот компонент. Человек - субъект собственной жизни и Д. Это базовая составляющая регуляторно-Дго блока.

7) Критерии, которые позволяют фиксировать и анализировать субъектную позицию студента:

    a) осознанный выбор профессии,
    b) стремление к личностной и проф. самореализации,

c) устойчивый интерес к дисциплине специального и культуроведческого типа, d) отношение к себе как к субъекту собственной жизнеД,

    e) субъектные связи между студентами и преподаваетлями,
    f) между студентом и уч. группой,

g) умение самостоятельно ставить цели, планирование и прогнозирование жизнеД, h) умение рационально организовать собственную жизнеД,

i) умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою Д и поведение, j) умение осущ-ть коррекцию своей жизнеД в интересах стремления к самообразованию и самовоспитанию.

    23. 11. 99г. Профессиональное саморазвитие учителя.

Система образования ориентирована на сохранение, воспроизводство накопленного. В недрах образования системы готовятся люди завтрашнего дня и, =>, система образования должна быть ориентирована на будущее. =>, образовательные институты должны учитывать и ориентироваться на изменения в обществе, что предполагает не только изменение форм организации обучения, но и изменение содержания образования, что зависит от конкретного педагога. Это требует от учителя способности изменять формы и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому—развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Разнообразные типы учебных заведений создают ситуацию самоопределения, в которой он должен ответить на вопрос: "Что для него есть проф. ценность? ", "Что для него есть ориентир его Д? ".

Используют личностный подход, для которого требуется интеграция личностного и проф. развития в пед. Д учителя. Изменения проф. позиции педагога связаны с созданием внешних условий для проф. развития педагога, появлением внутреннего стремления и движения в плане проф. развития, которое предполагает принятие ценности проф. роста, наличия концепции собственного проф. развития, реализацию своего личностного потенциала педагога в проф. Д. умение диагностировать свои уровень проф. развития, т. е. требуется становление учителя субъектом собственного проф. развития.

Существует противоречие: проф. подготовку осущ-ют внешние структуры (институты), а проф. становление есть результат собственного внутреннего движения.

Т. о. проф. саморазвитие (Сластенин) - процесс интеграции внешней проф. подготовки и внутр. движения, личностного становления человека. Внешнее задает содержание, формы, схемы, а внутренне движение обеспечивает реализацию.... , личностный смысл проф. саморазвития.

Между ними могут быть рассогласования по времени и содержанию. Многие педагоги сегодня чувствуют себя нереализованными личностями. В пед. Д достаточное место отводится личности педагога и ее развитию. Могут быть рассогласования личностного и проф. конфликта личности и его проф. Д (превалирование проф-го в структуре Д и личности). => ценность личного снижается, тогда как они взаимосвязаны.

Профессиональное пространство - форма реализации личности педагога (вовлечение в социо-культурный контекст).

Личностное пространство - проблематизация и обновление проф. Д (отвечает за индивидуальность человека).

    Способствуют друг другу в развитии.
    Такая интеграция может осущ-ться в процессе саморазвития.

Т. о. нбх-о проф. саморазвитие педагога, которое складывается из двух компонентов:

    внешнего условия,

внутренней способности учителя, которой он овладевает в процессе удовлетворения потребностей в

обновлении, развитии, самопознании, понимании своей Д, положительных цели и средства.

    Саморазвитие как психологический феномен имеет формы.

На 1 этапе запускаются само-процессы, на следующих этапах они порождают новую форму - становятся его механизмами.

Для характеристики проф. саморазвития важно определить критерии саморазвития и механизмы осущ-я саморазвития.

    Критерии саморазвития:
    1) самоорганизация качественных изменений в личности и Д;

2) доминирование в структуре пед. Д действий педагога, направленных на проф. обновление, на изменение своих свособов Д;

3) постановка и решение по отношению к самому себе пед. , псих. , организационных, предметных задач;

4) способность педагога воспринимать различные проявления окр. среды как предпосылки своего

    проф. развития. Механизмы саморазвития:

1) самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего "Я", 2) самоопределение, которое связано с обозначением границ своего "Я", 3) самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в "Я" человека,

4) самореализация, которая связана с выражением потенциала "Я", 5) самоД, которую осущ-ет субъект,

6) саморегуляция, которая связана с управлением различными сторонами своей личности и их интеграция,

7) самостроительство, которое связано с целенаправленным культивированием и развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности,

8) самоидентификация, связана с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом,

9) самооценка, связана с соотнесением "себя актуального" и "себя потенциального" по различным основаниям. В каждом механизме "само-", которое обозначает личность человека, выступает в трех качествах:

1. как субъект процесса (тот, кто его организует, управляет), 2. как объект процесса (материал, по отношению к которому этот процесс осущ-ся),

3. как средство организации осущ-ия и обеспечивания этого процесса проф. саморазвития педагога.

    Контексты и условия развития самости педагога.

Процесс становления и развития самости предполагает движение в направлениях: ко все более полному раскрытию природного потенциала,

ко все более широкому освоению спектра средств видения, понимания, выражения, реализации внутреннего потенциала человека.

Связь между ними определяется результатом движения по первому, природному, направлению, который выражен в желании, стремлении, фантазиях, мечтах, воли к осуществлению. Результат движения второго направления - расширяется набор культурных форм, средств выражения. Единство природного и культурного направления - без природного нечему осущ-ся и реализовываться, а без культурного нет форм, средств и способов осущ-ния.

Процесс становления - самость предполагает поиск и установление соответствия между культурными формами и природным потенциалом, чтобы первые не искажали вторые.

В процессе становления самости должны быть заданы оба направления. Процесс становления самости связан с решением проблем: формирование мотивации учения, преодоление рутинности, однообразия пед. труда, пед. творчество, инициатива, самостоятельность.

Самость может быть рассмотрена в филос. , псих. , управленческом контектстах и др. Философский контекст рассмотрения самости.

Человек может быть взят как существующий в трех измерениях (духовном - мысли, душевном - чувства, телесном - действия). Каждому присущ определенный тип самости: чувствующая, мыслящая, действующая.

Чувствующая самостьсвязана с восприятием и реакцией человека на изменения в среде. Ее цель -выживание и сохранение организма (избегание дискомфорта, негативной среды, отрицательно травмирующих ситуаций.... ).

Поведение человека - "мудрость природы". Слабое звено - адаптивная, пассивно-приспособительная ориентация. Чувствующий индивид лишь переживает воздействия окружающего мира, он не есть он сам, так как он внутри ситуации, объект воздействия, жертва обстоятельств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.