на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика - (шпаргалка)
p>тестовые испытания (интеллекта, памяти, воображения, наблюдательности, сопротивляемости внушению, ощущению времени, быстроте ориентации, логики, сообразительности, пространственного представления, координации движений, глазомера, цветоощущения, остроты слуха)

Институтом повышения квалификации педагогов предпринято сравнительное изучение психологического профиля педагоговразличных специальностей, учащихся и студентов пед. вузов. 300 педагогов, 300 студентов педфака, 100 учащихся.

    Результаты: графики развития внимания, памяти....

Выводы: уровень психического профиля учителей выше студентов и тем более школьников, особенно в степени развития наблюдения, логичности и комбинаторных способностей.

Первоначально профессиограммы учителя составлялись умозрительно, дедуктивно. Исследователи понимали недостатки такого эталона и искали пути создания объективной методики. Такая методика давала количественное выражение главных качеств (степень их распространенности и значимости). Осн. методы получения информации, необходимой для разработки программы учителя:

анкетирование, тестирование, оценивание - рейтинг, длительное наблюдение по специальной программе, трудовой метод (метод включенного наблюдения), самонаблюдение, эксперимент,

анализ высказываний учащихся о качествах преподавателя, анализ литературных источников.

Составляется ориентировочный перечень соц. , псих. , физич. , пед. качеств, которыми, по гипотезе, должен обладать педагог. Затем респонденты по 5-ти балльной шкале оценивали качество и степень его универсальности. Можно и дополнить перечень.

    Параллельно осущ-сь тестирование.

Но! Отмечалось наличие в тестах элементов хар-ра, которые сводили на "нет" результаты тестов. Фридман: "К материалам тестового испытания следует подходить острожно".

Особое значение в 20-е годы придавалось изучению пед. процесса как средства ориентировки. Попытка расчленить Д учителя на отдельные элементы и составить по каждому подробный перечень операций (каждая операция анализировалась с т/зр качеств педагога).

Знания учащихся и педагогов анализировались: какие качества обеспечивают достижение результата. Исследование (З группы учителей):

сильная, средняя, слабая. Что д/б обеспечить репрезентабельность и достоверность исследований.

Исследование в тот период профессионального травматизма. Проблема сохранения и укрепления физич. и психич. здоровья учителя. У педагогов с большим стажем одышка, ослабленные голосовые связки, опасность потери голоса. Смирнов И. П. "Воспитание и гимнастика дыхания".

Эти исследования были частью констатирующими, но данные о труде учителя были интересны, попытка сформировать требования к педагогу.

    Профессиография в середине 30-х годов - II период.

Вопрос о разработке профессиографических проблем пед. труда был снят, но изучение личности педагога и его профессии продолжалось, анализ конкретного пед. опыта увеличивался (книги педагогов издавались: Головин, Новиков, Клопачева).

Затем осветились проблемы авторитета учителя, проблемы пед. мастерства (Калибанов), пед. такта (Прозоров, Страхов).

Большое значение в педагогике имели Макаренко, Сорока-Росинский, Сухомлинский. Сорока-Росинский выделил типы педагогов, которые отражают различные типы характеров: 1) учителя-теоретисты (главное - теория, а не реальный мир вещей, манера смотреть на класс - на учеников не смотрит, угловат);

2) педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей, людей, тонко чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают легко и свободно);

3) педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей и людях, главное тренировка, в упражнениях);

4) педагоги-артисты (интуитивисты. Главное свойство - способность действовать по вдохновению, по наитию,

глубоко понимают другого человека, эмпатийны, очень творческие). Сухомлинский: "Ни один учитель не м/б универсальным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую жилинку, способен ярче других раскрыть себя. Эта сфера и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на воспитанников". В послевоенные годы: НИИ пед. образования выполнил интересные работы. В частности и Ленинград. пед. институт им. Герцена по этой теме. Журанл "Пед. образование". В целом в этот период опред. затишья преобладание эмпирических описательных методик исследования. Целостной системы научно-обоснованных требований к професии и личности учителя не было.

    Профессиография в конце 50 - начале 60 г. г. - III период.

Новый подъем: появление крупных монографий, сложнее и строже методики исследований. Используется сравнительная критика, выводы по экспериментальным данным, разработка проблем учителя на основе анализа структуры пед. Д и закономерностей воспит. процесса.

Одним из первых к профессиограмме обращается Ф. Н. Гонобокин. Психология труда и личности учителя изучались Кузьминой ("Очерки психологии труда учителя". Л, 1967).

Психологические основы формирования личности учителя в высших пед. образования раскрыты Щербаковым А. И. (1967).

Общие закономерности профессиональной подготовленности и формирования личности учителя. (Сластенин, 1976).

    Пед. Д как творческий процесс (Кан-Калик, 1977).

Соц-пед. аспект профессиональной Д учителя (Вершловский С. Г. , 1982). В последние десятилетия намечается переход к разработке теоретических проблем пед. образования (т. е. из описательной в объясняющую).

Главная роль - факультет педагогики и психологии МПГУ - мощная научная школа по этой проблеме (29 докторских диссертаций и 160 кандидатских по проблеме учителя и формирования его личности).

    Исследования за рубежом.
    Развитие профессиографии пед. труда в 4 осн. направлениях:

1) определение нормативных требовании к учителю, выраженных в официально утвержденных кодексах пед. профессий,

2) совершенствование содержания и структуры профессиональной подготовки учителя,

    3) выработка рекомендаций начинающим учителям,
    4) изучение возможностей учащихся и педагогов.
    Особое внимание уделяют американские ученые.

Томас Букер- качества, опр-щие допуск к профес. педагогике (личные качества, широта интересов, моральный облик, любовь к детям, желание быть учителем.... ). Личные качества: контактность, умение ладить с людьми, любознательность, прилежание, устойчивый моральный облик, религиозность.

Ален Доджрейтингом установил качества личности очень успешных учителей: общительность, ответственность, эмоциональная устойчивость, чувствительность к мнению других, неторопливость в принятии решении. Питер Витти три первых места среди выделенных учащимися черт педагогов отдал: моральным качествам,

    демократизму в образовании, (доброта, терпение),
    обширным интересам.

Нежелательные качества: плохой характер, нетерпимость, несправедливость, отсутствие интереса к детям.

Ле Ру: с психологической позиции главное для хорошего педагога - эмоциональная стабильность,

любознательность, способность к творчеству, иначе повышается утомляемость и разочарование.

Лео Стайно: отсутствие дифференцированных описаний пед. профессий является тормозом в повышении

    профессиональной компетентности.

Кауфман, Жермене, Д. Жеральд: причины затруднений молодых педагогов в неуверенности в себе, в отсутствии должной помощи и руководства старших, в отсутствии взаимопомощи. В. Уоллер: нравственное отчуждение учителя от ученика, происходит непонимание друг друга, нет желания учиться

    и учить.

Шугермэн: сравнение различных учителей по характеру и стилю их работы. Выделил инструментальный и

экспрессивный тип педагога (важность формирования положительных мотивов к учению, эмоциональный фактор

учитывают.... ). Прогрессивный стиль работы выделяют. Проявляют интерес к учащимся, их жизни - учителя

широкого типа, а узкого типа - только о предмете. Полезны для школы оба: и для учебы, и для общения с другими.

Форма соц. контроля, необходимость подчинения учат учителя узкого профиля. Наличие этих учителей позволяет избежать конформизма и нигилизма. Жан Тронмардт (француз): главное - умение учителя предупреждать конфликты с учащимися. Германия.

Определение типов профессиональной пригодности учителей. Поиск образа педагога путем анализа исторического

опыта и период наблюдений и представлений учащихся об идеальном учителе. Вывод: нормативный облик педагога зависит от общественных условий, изменение представлений учащихся об идеальном учителе зависти от уровня их развития,

преднамеренный образ действия учителя при решении пед. задач совпадает с его реальными знаниями в

    конфликтных ситуациях (отсюда высший профессионализм),

формы руководства и контроля за учащимися влияют на успехи в учебе и знаниях детей.

    Д. Роланд (немец): условия эффективности пед. труда:

успешно работающие педагоги преподают оживленно и интересно, варьируют методы, учитывают инд. различия учащихся, умеют находить правильный тон, не диктат и не панибрат, интеллектуально подвижны в выполнении профессиональных задач, имеют свои идеалы, надежны в работе.

Эрист Гомм: лучшие педагоги организуют условия ориентирования ученика в процессе обучения и т. о.

    стимулируют его активную самостоятельную работу.

Тюссель: хороший педагог доверяет своим ученика, помогает решать трудные проблемы, которые сам и ставит.

    Тендлер (американец): общество зависит от тех, кто учит.

Мидли, Фландерс, Брофи, Гуд и др. : изучение свойств личности учителя является сегодня пройденным этапом. Ранее только описывались качества эффективности учителей. Чаще наблюдение и экспертные оценки.

Ф. Харт(американец): анализирует мнение студентов нравится учителей от хороших специалистов (больше

    научаться).

Вторые - требуют больше профес. навыков, лучше знают предмет, умеют создать дисциплину.

    С целью преодоления недостатков (описание отдельных черт);

создание простых классификаций, т. е. группировка личностных свойств на основе усмотрения сходства между ними, т. е. от "теории черт" пришел "структурный подход к профессиографии".

    Фред Стокинг: "Какой учитель лучше? "

Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший может немного "играть", чтобы

    учащиеся сами нашли ответ.

Хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший знает, как надо быть тихим и внимательным, когда его

    учащиеся стараются высказать свои мысли.

Хороший учитель скромен, знание предмета важенее его самого, но лучший учитель еще более скромен:

уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем "старый глупый предмет". Хороший учитель знает, что его учащиеся д/б ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший понимает, что честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, т. к. они формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций.

Хороший учитель стремится контролировать класс, лучший - контролирует самого себя в первую очередь. Заработанные деньги, а глубокое и большое удовлетворение, которое нельзя выразить в деньгах. Ученики заканчивают и становятся хорошими работниками, но получают в награду каждый день своей жизни, что они открыли, что жизнь человека с пытливым умом замечательна. Большой интерес - монография.

Гандер, Поуэл, Хазерд "Образование и новый учитель". Требования к образовательному процессу:

обучение должно постоянно выступать как деятельность творческая, с большими требованиями к педагогу и школьнику. Учитель в классе должен выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения.

    Обучение - как наука и как искусство.

Наука обеспечивает знание, искусство - возможность их применения. Следовательно, педагог должен обладать:

    знаниями,
    артистическими умениями,

личностными особенностями. В США концепция самоактуализации личности Маслоу. Они говорят, что если выбор профессии педагога верен, то это обеспечивает большие возможности для самореализации. Личностные характеристики: интеллектуальные,

личностные свойства, которые отражают зрелую и сбалансированную личность. Характеристики, определяющие умение работать:

    знание предмета,
    владение материалом,

решение задач.... в итоге они выделили следующие хар-ки для хор. работы педагогов:

    интеллект выше среднего,
    быть лучше среди учеников колледжа,
    любить и стремится понять людей,
    умение излагать свои мысли,
    обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим),
    любить учащихся,
    быть любознательным, социально и эмоционально зрелым,

верить в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей, любить общаться с людьми,

обладать личностными свойствами, которые необходимы педагогу для работы с людьми.

Исследования с позиции структурного подхода. АдамДрейер: проблемы обучения в средней и высшей школе. Личностные качества педагогов рассматриваются с необходимыми личностными характеристиками в контексте ошибочных действий учителя. Выделим основные, общие ошибки по основаниям:

    личностные качества учителя,
    условия обучения,
    дисциплинированные воспитанники,
    методика обучения,
    оценка знаний учащихся,
    трудные пед. ситуации,
    отношение к пед. теории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.