p>Выводилась комплексная экспертная оценка существенных требований к личности учителя. Учитель выполняет социальную функцию. Базовые свойства и характеристики личности педагога на настоящее время. : высокая гражданская активность и соц. ответственность,
главный ориентир Д - высокий проф. долг,
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце, не искореняет недостатки, а определяет стратегию и тактику развития детей, опираясь на диагностику личности
воспитуемого, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание работать совместно,
способность к созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе,
инновационный стиль научно-пед. мышления,
готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений (инд. стиль пед. Д),
испытывание потребности в самообразовании, физическое и психическое здоровье, проф. работоспособность, самоотверженность и подвижничество. 12. 10. 99г. Современная концепция пед. образования.
Система пед. образования - совокупность образовательных учреждений, обеспечивающих воспроизводство пед. кадров. В состав этих учреждений входят пед. училища, лицеи, колледжи, университеты, институты, госуд. и негосуд. институты повышения квалификации пед. кадров. Известно, что школа оказывает на общество огромное воздействие, либо воспроизводя стереотипы, сложившиеся в обществе, либо работая на его прогресс. Но школа такова, каков учитель, который выступает активным субъектом общественного прогресса, т. к. не существует чудодейственных систем, существует учитель, сформированный как творчески активная личность. Сейчас в обществе царят безденежье, перегрузки, остаточный принцип финансирования, административный произвол. Учитель нового типа у нас в стране. Российское учительство - это золотой фонд нации. Диалектика общественного развития породила противоречивую ситуацию: не все педагоги стали соответствовать своему статусу, что усугубляется отчуждением учителя от культуры, общества, школы, ребенка. Педагог сегодня находится в духовной растерянности, идейной неопределенности, вызванных стихийной сменой общественных ценностей, социальных ориентации. Трудность заключена в динамике и противоречивости этих процессов, которые требуют быстрого духовного обновления. С этими проблемами быстро не справляется ни общество, ни система пед. образования. Большинство педагогов были сформированы в период единомыслия, где творчесвто педагога поощрялось только в пределах нормы и им сложно перестроиться (творческая свбода). Интеллигентность - критически мыслящие, свою духовную Д превращают в творческий процесс. Плохо обеспечены жильем (каждый пятый педагог - плохие), 13% - довольны жильем, 1/3 педагогов - заболевание ЦНС, 1/4 педагогов - с/с заболевания, 1/4 педагогов - желудочно-кишечные заболевания, 89% работающих педагогов ни разу не были в домах отдыха, 62% - не путешествовали по турпутевке, 20% - не имеют личных библиотек, 57% - имеют менее 3ОО книг (у Сухомлинского было 10000 книг). Елена Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Какое излучение дает горе, подавленный дух не вызывает восторга". "Труд учителя д/б вознагражден не только материально, но и общественным уважением". Караковский: "Социальные ожидания российского учительства не столь уж и притязательны. Более оно требует уважения к своей миссии. Никогда еще не было учителю так трудно работать, как сейчас". "В людях накопилось много злости, легче накричать на учителя и ребенка, т. к. они менее защищены. Пусть общество авансирует успех ученику". Процесс подготовки высококвалифицированного педагога сегодня сдерживается рядом обстоятельств: 1) несоответствие современного образования и подготовки учительских кадров соц-экон. и общественно-политич. преобразованиям в стране; 2) несбалансированность технократического и гуманистического направлений в обосновании содержания форм и методов школьного образования; 3) неразработанность проблем пед. образования в связи с его информатизацией и компьютеризацией, отсутствие новых информационных и образовательных технологий; 4) несовершенство систем пед. профориентации и диагностической службы отбора абитуриентов в пед. уч. заведениях; 5) отсутствие гибкой системы дифференцированной подготовки учителей для работы в новых типах школ; 6) отсутствие стройной системы повышения квалификации пед. кадров; 7) слабость научной разработки проблем подготовки пед. кадров; 8) слабость координации исследований, недостаточный учет мирового пед. общества; 9) несовершенство и ограничение финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации пед. кадров; 10) недифференцированная оплата труда, слабая материальная база. В этой связи была создана нбх-сть разработки современной концепции пед. образования в России. Кант: "Размышления к антропологии". "Все подчинено закону непрерывности, и то, что совершенно оторвано и обособлено от предметов пропастью принадлежит миру пустых призраков. Миром этим может стать и нынешнее реформирование пед. образа, если оно не опирается на всесторонний и тщательный анализ системы подготовки и усовершенствования пед. кадров в России, которая выдержала испытание временеми долгое время находилась на уровне мировых стандартов". Одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и устойчивое развитие общества, и преодоление его проблем, и возможность дать ответ на вызовы ХХI в. зависят от состояния образования и образованности жителей планеты Земля. Только профессионалы способны делать дело и отвечать, за кого они могут обеспечить выживание общества, его выход из глубинного кризиса, возврат к национально-культурным традициям и полноценным контактам с другими народами. Достойный статус России в современном мире может обеспечить такая система пед. образования, которая сохраняет и воспроизводит гуманистические традиции отечественной и мировой культуры. Эта система д/б гибкая, открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям современности. Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец пед. процесса, как носитель и субъект общей и проф. культуры. Так возникает проблема обновления пед. образования (идеология, содержание, технологии). Пед. образование принимает оптимальный вид, если в его целостной структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов: функционирования, развития. У нас все еще сохраняется приоритет первого в ущерб второму. Развитие пед. образования до настоящего времени не сопоставимо с функционированием и воспроизведением традиционной системы образования, что приходит в противоречие с кардинальными экономическими и социо-культурными изменениями в стране. Отчуждение учителя от культуры, школы и ребенка сопровождается тем, что государство все более уходит из образования, отдавая общественной и частной инициативе. Хотя инвестиции государства в пед. образовании могут вывести страну из тупика.
Т. о. должна измениться идеология пед. образования.
Идеология- исходная система ценностей, идеалов, определяет вектор развития человека, системы образования и т. п. Идеология современного пед. образования идентифицирует это образование как сферу духовного производства, продуктом которого выступают не просто присвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а раскрытие сущностных сил педагога, его способностей свободно ориентироваться в сложных социо-культурных обстоятельствах, обслуживать не только имеющиеся технологии, но и инновационные. Здесь высшую цель пед. образованиясоставляют профессионально-личностное развитие и саморазвтие педагога на личностном уровне. Он становится активным субъектом, который реализует в пед. профессии свой способ жизнеД (ставит задачи, раздвигает рамки Д, может поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления и
Д).
Т. о. высшая пед. школа призвана образовать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой родины, образовать человека гуманистически, духовно нравственной ориентации, во-вторых, педагога, владеющего современным знанием ребенка и умеющим с ним работать, в-третьих, специалиста в одной из областей науки,
видящей ее в системе научного знания и практики.
Итогом пед. образования является формирование у учителя проф-пед. культуры. Проф. культура - система общечеловеческих идей, проф-ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий пед. Д. Наличие такой культуры позволяет учителю погрузиться во внутренний мир ученика, прогнозировать его развитие. Т. о. проф. становлениепедагога есть самоопределение его личности в культуре, а сама культура - мера человеческого в человеке. Теоретический анализ выявил основные компоненты проф-пед. культуры: 1) гносеологический: методологическая, исследовательская, интеллектуальная культура; 2) гуманистический: определяет нравственную, гуманитарную, духовную культуру, 3) коммуникативный: культуру общения, речевую, рефлексивную; 4) образовательный: дидактическую, методологическую, экономическую, экологическую, физическую, эстетическую культуру;
5) нормативный: правовую, управленческую;
6) информационную; диагностическую, инновационную, компьютерную культуру. На первом этапе самоопределения личности специалиста в культуре очерчиваются границы современной социо-культурной "койкумены" и намечаются основные подходы ее усвоения (исторический подход, единство). Базовые основания проф. культуры педагога закладываются в содержании образования. Содержание пед. образования, организуя вариантное образовательное пространство пед. учреждения, включает оптимальное число идей, ценностей, способов познания и мышления и практической Д, которые позволяют педагогу изучать и диагностировать уровень развития воспитанника, понимать воспитанников, организовывать их жизнеД, формировать социально-ценные качества личности.
Теоретико-методогический анализ:
содержание пед. образования -есть отражение важнейших измерений бытия человека и его Д в природе, обществе, культуре, образовании. Сущностная характеристика этого отражения - это целостность картины мира и человека в нем, что достигается комплексом псих-пед. , социогуманистич. , культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии. При этом вектором проф-пед. ориентации педагогов является феномен образования -подсистема социума, вписанная в метасистему культуры, которая осваивается в историко-культурном контексте и в современных формах как закономерно организованный процесс общей и профессиональной............ человека. В основу разработки содержания пед. образования д/б положены следующие принципы (Сластенин): 1) универсальность, полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с проф. и специализированной образовательной программами; 2) интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурное функциональное единство образовательного процесса; 3) целостность картины мира - через воссоздание комплексом базовых дисциплин на основе единства целей, взаимодополнительности содержания, единства требований; 4) фундаментальность - научная основательность и высокое качество псих-пед. , социогуманитарной, общекультурной и предеметной подготовки педагогов; 5) профессиональность - овладение многообразными пед. технологиями и техниками; 6) вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов псих-пед. и культурологичского профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с инд. особенностями, свободный выбор объема, темпов, форм образования; 7) многоуровневость - подготовка педагогов на ступенях общего, базового (бакалавр), полного (магистр), высшего образований, аспирантура. Исходя из этих принципов, задачи пед. ВУЗа сейчас следующие: 1) предложить системные знания о закономерностях и взаимодействиях человека с природой, обществом, государством, культурой, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях, уточняя и расширяя целостную гуманитарную и естественно-научную картину мира, овладение критериями оценки природы и социальных явлений феноменом культуры, способов добывания, обработки и хранения информации. Это научает видеть свой предмет в уч. процессе школы (например, физика, математика.... ) 2) Любой пед. ВУЗ ориентирует специалиста на проф. Д, предметом которой является человек. Отсюда, фундамент проф. подготовки педагога составляет комплекс современных научных знаний о человеке, о его становлении, развитии в реальном социо-культурном творчестве. Т. е. вторая задача—вооружить системой антропологического знания, которая излагается по принципу проблемно-содержательной взаимосвязи различных дисциплин. 3) обеспечить становление личностной и проф. культуры педагога как спооба его жизнеД, как инструмента реализации инд. творческих сил, знать место и роль образования в мировом движении. 4) дать систему фундаментальных знаний в области конкретной научной области. Т. о. сейчас актуализируется антропологический подход, который позволяет вывести пед. образование на уровень
практического человекознания. Системное антропологическое знание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|