на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика - (шпаргалка)
p>В процессе...... личность выбирает свои способы приобщения, формируется индивидуальный мир, образ жизни.

Взаимосвязь.... и индивидуализации на разных стадиях становления личности отразилась на разных стадиях развития пед. антропологии (переход от социального развития личности к принципу индивидуализации). В отличие от принципа типологизации принцип индивидуализации чаще рассм-ся учеными. Одни исследуют высший уровень развития личности (Ананьев), другие - модус активности (Прангишвили), третьи - способность индивидуальным образом интегрировать социально-типические качества (Мерлин), четвертые - избирательность внутреннего по отношению к внешнему, как способность внутреннего преобразовать внешнее (Рубинштейн).

Проблема индивидуальных различий по способности преобразовать в проблему индивидуально-типологических различий.

В течение длительного времени в психологии выделяется один тип личности. Его параметры расматривались как идеальная модель для реальных личностей, но с позиции теории индивидуальности именно эта теория вобрала представление о качествах личности, которые не вмещаются в единую нормативную модель, т. к. индивидуальность отличается. => Выявление новых более существенных модальностей.

Индивидуальное - не единичный вариант типического, а особая модель, которая занимает свое место среди рядов типов.

В условиях этой проблемы наука должна установить единую линию перехода от социальной к социально-психологической, а затем к собственно психологической типизации. Единство перехода от одной типизации к другой осуществляется введением характеристик......

Черты социального типа служили не основным признаком для поиска социально-психологического типа, а задавали разнообразие при общем социальном типе, по разным психологическим......

В основу типологии пед. антропологии вслед за Рубинштейном положен принцип анализа личности через ее жизнеД, через способ ее жизни. Это дало возможность преодолеть одностороннее понимание личности вне ее жизни.

Тезис: потребность в созидании должна охватывать не только предметный мир, но и самого себя, свое сознание, общение, взаимодействие, личные качества...... Нбх-о различать педагогические и психологические задачи.

Педагогические задачи связаны с созданием условий развития личности (личностное пространство), с бытовым и психологическим сервисом:

психологическая атмосфера, гуманистическое взаимодействие, личностная свобода, приятие, отсутствие авторитаризма, перспективы личностного и проф. роста, возможность транслировать себя другим, доверительность в общении, масштабность окружения, наличие средств психологической защиты и поддержки. Представление развития личности в онтогенезе складывалось в течение длительного времени и вызрело к концу ХХ в.

Рассмотрение онтогенеза как качественного преобразования личности - несколько десятилетий назад. Это активизировало научную мысль и поставило вопросы о динамике развития личности, этапов ее становления, оптимизации методов пед. воздействия. Исследования развития личности в онтогенезе проводила Л. И. Божович. Личность - взрослый человек, который достиг достаточно высокого уровня психического развития. Характеристика личности: способность господствовать над обстоятельствами и изменять их в соответствии со своими целями и сознательно управлять собой.

Но это не значит, что биологические особенности не влияют на развитие психических (генетическое влияние) => нет ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка. Их значение: в системе каких факторов они действуют. 16. 11. 99г.

Субъектно-деятельностный подход в педагогическом образовании. Категориальный строй науки меняется при возникновении новых значимых идеи, которые не обозначаются или нечетко описываются традиционными понятиями. Так происходит с феноменом субъективной педагогики в соответствии с гуманистической парадигмой образования, где личноть - есть самоорганизующийся объект, наделенный характеристиками:

способность присваивать мир идей и предметов, производить, преобразовывать их, создавать новое;

осознание и принятие задач, установок Дети на всех этапах ее осущ-ния, способность самостоятельно их

    определять;

владение умениями, ориентирующими основание Дей, реализуемых в соответствии с принятыми или

    самостоятельно выработанными установками и задачами;

осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты Д, причастности и

ответственности за явлениями природы и социальной действительностью; способность к нравственному выбору в ситуациях противоречий, обоснованный выбор внутри своего "Я", а не

    во вне;

способность к рефлексии. Потребность в ней как условие осознанного регулирования своего поведения, своей Д

в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и с другой стороны - с ограничениями,

    осознанием своей несвободы;

интегративная активность (Абульханова-Славская) предполагает активную позицию личности во всех

проявлениях от осознанного целеполагания до оперирования и конструктивной корректировки самих способов

    Д;

стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать

    результаты Д и отношений;

направлять на реализацию само- воспитания, образования, оценки, анализа, развиитя, определения,

    идентификации, детерминации и др. ;

способность самостоятельно вносить коррективы в свою Д, в сопутствующие ей обстоятельства с учетом

поставленной цели, внутренняя независимость от внешнего мира, от внешних проявлений (не игнорирование, а

устойчивость взглядов, ценностей, мотивов, их коррекция и изменение); творческий потенциал, уникальность, неповторимость, что есть основа для плодотворных межсубъектных

    отношений, взаимодействия, общения.
    Это очерчивает объектное поле субъектной педагогики.

Предмет субъектной педагогики - механизм объект-субъектного преобразования личности (С. М. Годник). Это процесс превращения человека из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над обстоятельствами.

    Это преобразование имеет место на:

- макроуровне (учащийся проходит по ступеням общего и проф. развития, из звена в звено системы),

- микроуровне (с определением человека во всех ситуациях его личностного развития и проф. роста). Такое преобразование осущ-ся на основе субъектного подхода, который предусматривает:

    смыслопоисковый диалог, как метод развития личности,

средства реализации новых технологий образовательного процесса (взаимодействие, сотворчество, рефлексия, креативность, ситуационное проектирвоание, индивидуальное самонаучение и саморазвитие). Субъективный подход имеет длительную и обширную историографию. Философские знания. Субъектное бытие человека изучалось:

1) в философских учениях: "человек деятельный" и "познающий субъект" (Гегель, Кант, Фейербах);

2) вопросы онтологии субъекта, трансцендентальной сущности субъекта (Хайдеггер, Каиин, Гуссерльд и др. );

Особое место отводится в исследовании онтологической проблемы идеи русской философии (Бердяев, Зеньковский, соловьев, Лосский, Флоренский и др. ). Они связывали субъектную активность человека с любовью к жизни, к Богу. Свою высшую представленность идея субъектности получила в XX столетии в рамках персонологического направления:

    индивидуальная психология (Адлер),
    аналитическая псияхология (Юнг),
    эго-психология (Эриксон, Фромм, Хорни),
    феноменология (Роджерса),
    гуманистическая психология (Маслоу),
    общая психологическая теория (Узнадзе),

концепция психической акитвности субъекта (Ананьев, Блонский, Выготский, Рубинштейн),

    концепция отношений (Мясищев).
    Этапы развития идеи субъектности:

1) конец XIX-началоХХв. в. - подготовительный: субъектная проблематика проявляется в попытках построения концепций личности (Грот, Лазурский, Узнадзе, Соловьев...),

2) 30-60 г. г. - рождение субъектной проблематики, концепция природы психической активности субъекта, категория субъекта начинает занимать прочные позиции в фил-псих. исследованиях. Субъектность - это основополагающая характеристика личности. 3) 60-80г. г. - закрепление ведущих идей психологии субъекта в концепциях персонализации, индивидуализации, подситуативности, адаптации (Асмолов, Братусь, Петровский А. В. и В. А. , Чудновский и др. ). Появляются работы Абульхановой-Славской об исследовании феномена субъекта Д.

4) 80- настоящее время. "Бум", второе рождение субъектной проблематики. Ряд концепций:

жизнеД личности (Абульхановой-Славской), виртуальной и возвращенной субъектности (В. Петровский), субъектной реальности, субъектно-генетическая. Это центральная проблема в исследованиях Института Психологии Рос. Академии Наук во главе В. Брушлинского.

Одновременно с фил-псих. поисками исследование феномена субъектности идет в пед. науке. Фил-пед. воззрения.

Античность: уже обозначились проблемы субъектного существования человека, субъектная позиция учителя. Человек - субъект, активно творящий и преобразующий окружающий мир.

Это в центре фил-пед. идеи и эпохи Возрождения (Томас Мор, Рабле, Роттердамский). Развитие активности и самоД учащихся. Затем идеи позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности (Бэкон). Активность личности в процессе жизнеД (Коменский, Локк, Руссо). Идея развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде (Дидро). Ценности человеческой личности и ее стремление к саморазвитию (Песталоцци). Субъектная позиция учащихся в учебно-воспитательном процессе (Дистервег). Большинство отеч. пед. мыслителей прошлого отстаивали идеи полисубъектной педагогики, характер отношений педагога и учащихся, образование и саморазвитие личности, ценностно-смысловую сторону пед. Д.

Центральное место в пед. системах в ХVIII-ХIХ в. в. занимали личность ученика и личность учителя, процесс взаимодействия между ними: активность, самостоятельность, творчество, инициатива. В этом значимость развития полисубъекной педагогики нашего века. Все призывали: надо постоянно изучать учителю внутренний мир учащихся, построение пед. процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (Бецкой, Герцен, Добролюбов, Новиков, Каптерев, Ушинский).

Российская пед. мысль вплотную подошла к идее развития субъектного потенциала всер. 80-х г. г. ХХв. Современные концептуальные модели подготовки специалиста ориентируют на полисубъектность, на становление и развитие субъектной позиции учащихся. Но на Западе позиция специалиста изучалась на несколько десятилетий раньше из-за гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс, ....).

Субъектная проблематика в настоящее время - центральное место в теоретическом и прикладном исследовании всех наук о человеке и приоритетное направление в изучении псих-пед. механизмах личностного и проф. развития людей. Современная теоетическая модель формирования субъектной позиции учителя может быть продуктивно выстроена на основе принципов синергетического мировоззрения (в любых формах жизнеД личности), что позволит переориентировать образовательную стратегию на личность учащихся, его равноправие с учителем, увидеть неодномоментность развития личности в пед. процессе и неоднозначность пед. воздействий и пед. процесса в целом. Подробное изучение синергетической парадигмы=>вывод о его внутренних связях с полисубъектной идеологией образовательного процесса.

Принципы функционирования образовательного процесса: , центр учебно-воспитательного процесса - личность учащегося, учащийся - субъект образования и воспитания, способный влиять на них и занимает активную творческую позицию,

отказ от заранее заданной парадигмы обучения и воспитания, от манипулятивной педагогики, свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, смещение акцента с накопления ЗУНов на поиск индивидуальной стратегии самоопределения обучающихся в жизни.

    Субъектные функции образования:

1) развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути,

2) воспитание инициативы и ответственности в природных и социальных сферах, 3) обеспечение возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения, самореализации,

4) овладение средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы, 5) создание условий для самостоятельности, саморазвития, творческости, индивидуальности человека, развития его духовных потенций.

Их реализация ставит проблему разработки и внедрения новых образовательных технологий, которые преодолели бы безличность, безсубъектность (т. е. моносубъектность), его отчуждение от реальной жизни. => Нужно не частичное обновление методов обучения и воспитания. Сущностная специфика субъектной технологии образования закладывается не столько в передаче знаний, сколько в обучении жить в раскрытии творческой индивидуальности, в совместном личностном росте педагога и учащихся, индивидуальной оптимизации путей роста. Субъектная технология преодолевает отчуждение учителей и учащихся друг от друга и от учебной Д. Она предполагает кардинальный разворот к личности, уважение, достоинство ее принять, создание условий для развития учащихся и учителя, полноценное проживание ими жизни. Учитываются особенности внутреннего мира, соединение социального и личностного начал в человеке при главенстве личностного. Субъект в современной педагогике и психологии рассматривается в двух значениях:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.