p>4) увеличение удельного веса тех форм организации уч. занятий, которые обеспечивают наиболее благоприятные условий для протекания процесса взаимодействия студентов в достижении целей обучения, 5) разработка и внедрение в учебный процесс механизмов обучения. В высшей пед. школе получают признание индивид. технологии на базе персонального компьютера. За счет создания единого индивид. пространства появилась возможность сократить время на аудиторное занятие. Информационно-компьютерная поддержка. Пробивает дорогу акмеологический подход(вершин жизни, мастеров) к проф. мастерству. Эта технология ориентирована на раскрытие псих. резервов и личностного потенциала профессионала. Т. о. прогресс пед. образования закономерно связан с творческим использованием исторических традиций и пед. опыта, обновлением идеологического содержания, технологий пед. образования. Все это делает его приоритетным направлением гос. политики. Антропологический подход к пед. образованию.
В дни ЮНЕСКО Федерико Майор (генеральный директор):
"В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, стать активным членом общества, искателем правды и ее выразителем, стать способным помочь каждой общине, обществу сделать шаг к лучшей жизни. " Особенности и возможности образования можно выявить при рассмотрении фундаментальных философских проблем: например, проблем гегелевской трактовки природы образования, которая строится на основе понимания индивидуального "я", как укорененного во всеобщем. В культуре и социуме осуществляется два встречных процесса, из которых складывается образование: 1) (по Гегелю) подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию, то человек от природы желает того, чем он должен стать, 2) субъективизация всеобщего опыта и знания в уникально единичных формах "я" и формах самопознания, Гегелевская интерпретация образования как отчуждения природы бытия и подъема индивида ко всеобщности предполагает: - понимание самого индивида как "я";
предполагает понимание его как субъекта образования.
Мы призваны отрефлексировать человека как уникальное явление природы, утвердить приоритет целостности внутреннего мира, осмыслить его права и обязанности, его ответственность перед собой за осуществление его творческого потенциала, обосновать степень вторжения общества в жизнь человека. Еще Достоевский в XIX в. писал: "Каждая великая нация вырабатывает некую высшую идею, без которой нации как единого целого быть не может". Например, идея народности воспитания у Ушинского. "Есть одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание - это то, что мы называем народностью. Воспитание, основанное народом и на народных началах, имеет грандиозную воспитательную силу, которой нет в воспитательных системах, которые основаны на абстрактных идеях или на традициях чужого народа". Идея народности напрямую связана с представлениями о человеке как субъекте воспитания. Что такое человек? Это вопрос о его природе и сущности, о закономерностях его функционирования, о характерных особенностях и направленности его развития, что есть человек сегодня и чем он станет завтра и т. п. Наука издавна стремится понять человека во всех его сущностных проявлениях и жизненных отношениях. Ученые формулируют систему представлений и понятий о человеке, актуализирующие принцип, хар-щий человека как меру всех вещей. Многомерность человека как личности, субъекта, индивида.... Он - объект многих наук. Человек как предмет воспитания. Следовательно, он объект пед. антропологии. 7дек. 1867г. К. Д. Ушинский подписал предисловие к "Человек как предмет воспитания". Сверхзадача этого труда сформулирована - опыт пед. антропологии. Антропологический принцип требовал признания условности человека, неделимости духовной и телесной природы человека, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим. "Для воспитания человека во всех отношениях, надо его узнать во всех отношениях". Это ключевая парадигма пед. антропологии. Но педагогики недостаточно для пониманиия человека. Пед. антропология должна начинаться с исследования физиологии и гигиены, развития человеческого организма, здоровья. В 1томеУшинский отразил логику пед. антропологии: научные знания о физиололгических явлениях (рост, сила развития, питание, утомление, потребность отдыха, НС и органы чувтсв, мускульное чувство, отражательные и рефлективные движения.... ). Сюда вписывается и знание о психических явлениях (внимание, припоминание, ассоциации, представления, воображение, рассудочный процесс, образование понятий, история памяти и рассудка, рассудок и разум, общая характеристика сознания, чувства, страсти, воля...). В этой логике особое место занимает переход от физиологии к психологии в сфере психофизических явлений.
В комплекс антропологических наук еще входят:
анатомия, патология, логика, филология, география, статистика, политич. экономия и история всех наук. Во всех них должны излагаться факты и те соотнесения фактов, в которых обнаруживается свойство человека как предмета воспитания. Средства воспитательного влияния безграничны по своей мощи и своему многообразию. Они должны быть подчеркнуты из самого человека - центральная мысль. Пед. антропология открывает для воспитания неисчерпаемые возможности, ранее скрытые или еще не познанные наукой. Эти открытия приобретают особое значение, т. к. они создают предпосылки для проникновения в человеческую природу и управления ею. Ушинский писал книгу в период становления антропологического знания. Он полагал, что "это новая эра для педагогики и психологии. Мы сохраняем твердые убеждения, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще только в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, которое оно заслуживает". Его концепция пед. антропологии дала толчок целостному изучению ребенка, тогда как отдельные науки подходили к ребенку со своих позиций и не давали синтезированного знания о нем. В конце Х1Х в. появилась педология, у истоков которой стояли Холл, Мейман, Торндайк. Обязанные своим происхождением пед. антропологии, экспериментальным исследованиям, педология распространилась в России. Представители начала ХХ в. Румянцев, Нечаев, Россолимо, Лазурский, Кащенко. Позднее: Абрамов, Басов, Бехтерев, Блонский, Выготский, Залкинд, Моложавый, Фортунатов и др. В 1904г. при пед. музее военного уч. заведения в СПб была открыта пед. лаборатория им. Ушинского. П. П. Блонский "Педология может претендовать на звание науки в том случае, если он имеет свой специфичный предмет изучения". "Педологическим изучением становится тогда, когда оно сосредоточено не на отдельных свойствах ребенка, а на связи этих свойств между собой". рост ребенка - физиолог,
его - психолог, связь их — педолог.
Т. о. свойства ребенка во всей их полноте и связях. Синтезирующей идеей всех свойств ребенка выступает идея развития. Т. е. как свойства ребенка связаны между собой в развитии. Морис де Пап: "Педология как самостоятельная наука прекратила свое существование после 1 мировой войны". У нас: в июле 1936г. "Постановлением ЦК ВКПб о педологических извращениях в системе наркомпросов". Причина - отчуждение от человека в тотально-командных режимах государствах. Недостаточно в педологической науке были отрефлексированы ее предмет, принципы, понятийно-категориальный аппарат, т. е. стремясь синтезировать знания о ребенке педологи подчас соединяли несоединимое (неквалифицированные методы диагностики). Главная цель педологов- изучение воспитанников с помощью разнообразных исследовательских процедур (а воспитывать должны педагоги). Блонский: педология должна находиться в центре школьной работы, быть не только исследующим, а обязательно действовать вместе с педагогом, врачом, психологом... 1960-е годы - вновь обратились к проблематике пед. антропологии. Это связано с именем Б. Г. Ананьева. Он писал: "В системе связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса (личность), то как естественный индивид с генотипичиской программой развития и диапозоном изменчивости. Исключительно важное значение имеют исследования человека как основной производственной силы общества, субъекта труда, субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания". Развитие человека - есть единый процесс, определяемый историческими условиями общественной жизни. Он говорил, что результатом взаимодействия биологического и социального индивид. развития человека является формирование индивидуальности. Суть индивидуальности - единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности.
Ананьев согласен с Ушинским.
Пед. процесс должен быть природосообразным (соответствующий возможностям и потенциалам развития ребенка). Ананьев говорил о сущ-нии гомогенных и гетерогенных зависимостей между воспитанием и развитием человека. Блонский: "Педология - это наука об особенностях детского возраста". Басов: "Педология - это наука о росте, конституции и....... типичного массового ребенка в различные эпохи и фазы детства". Моложавый: "Педология - изучает симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадии детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий". Залкинд: "Педология - наука о развивающейся человеческой личности, о растущем человеческом организме в условиях окружающей среды".
Основные законы педологии: ("Педологический журнал", ! 923 г, №1)
1) закон специфичности детства, согласно которому ребенок не есть взрослый в миниатюре, 2) закон конвергенции (схождения) внутренних и внешних факторов, согласно которому физическое и психическое развитие ребенка обусловлено одновременным действием наследственности и среды, 3) закон динамогенеза, всякое впечатление приходит в движение, 4) закон биогенетический (у Геккеля) - развитие ребенка повторяет в сокращенном виде развитие всех его предков, 5) закон ритмизации или количественной периодичности развития ребенка: рост детей идет неравномерно, 6) закон оптимальной продолжительности: более продолжительная стадия развития ребенка соотв-ет лучшей степени его развития в следующем периоде. Педологи отмечали, что некоторые законы бесспорные, другие вероятные.
Бесспорные истины педологии (Блонский):
1) Чем на более высшей ступени развития находится данное животное, тем относительно, по сравнению со всей жизнью, продолжительней его детство. Например, низшие животные и человек тоже и в истории человечества. Кошка-8%, собака-13%, слон-29%, человек-33%, детства от всей жизни. Но внутриутробное детство: кошка-15%, собака-9%. слон-6%. человек-3%. Современный ребенок развивается быстрее, чем ребенок прежних эпох. Т. о. чем выше данное животное по эволюции, тем из больших чисел стадий состоит его детство, детство длиннее, но и более быстры и темпы прохождения стадий, особенно если она более примитивна.
2) Детство - возрастное развитие.
Иметь короткое детство, значит иметь малое время для развития. Человек развивается дольше и быстрее. Чем благоприятнее соц-экономич. условия, тем быстрее темпы развития. 3) Человек во чреве матери воспроизводит всю историю физического развития наших животных предков, но и после рождения у человека вначале преобладает более древний мозг, моторика которого палеокинетическая, в детстве у него развиватеся новый мозг и неокинетическая моторика (прямая походка, речь, владение рукой). Дошкольники - нормальное развитие, школьник - грамота, науки. 4) В своем развитии ребенок проходит биохимическую, морфологическую, физиологическую, психологическую эволюции.
Биохимическая - высыхание и об-ствелние организма с в 50м.
Морфологическая - уменьшение широких коротких пропорций и увеличение длинных (например, от короткополостных к длиннополостным). Физиологическая - постепенное убывание растительных функций (питание и рост) и постепенный рост животных функций (сознание и движение). Психологическая - венчает предшествующее. Развитие психических процессов, свойств и состояний. Чувства развиваются раньше ощущений, эмоции ранее интеллекта, мышление конкретно-образное раньше
абстрактно-количественного.
Тезаурус педологии: развитие, рост, конституция и характер, среда, возраст и активность ребенка. Развитие - базовое понятие педологии. Рост -детство - это эпоха роста. Это не просто количественное прибавление, в результате его происходят сущ-екачественные изменения. Взрослый не просто больше ребенка, он - качественно иной и, следовательно, ребенок - не маленький взрослый. Конституция и характер - рост вызывает изменения в организме. - совокупность качественного многообразия в организме. Т. е. телосложение зависит от наследства, пола, возраста, условий жизни. Педолог исследует связь этих факторов. Среда и активность ребенка - конституция врождена и, следовательно, отсутствует идея развития. Все развитие зависит от воспитания и среды (Локк и Кондильяк). Среда-локализованное общественное отношение, микросоциум. Но ребенок и среда не противостоят друг другу, т. к. ребенок - член среды и живет в ней. Ребенок избирательно относится к влияниям среды. Ребенок - активное существо. Возраст -время жизни. Возрастная периодизация детства однозначно так и не решена. Более обосновано то, что невозможно охар-ть все стадии возраста на основе одного критерия. Совокупность возрастных изменений- возрастной симптомокомплекс. Эпоха, стадия - времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, разными по силе. Фаза -время детской жизни, ограниченное друг от друга не резко, эволюционно. У каждой свое своеобразие, но каждый ребенок в свое время переживает одну и ту же стадию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|