на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)
p>Для формирования полноценного, пригодного для речевого общения голоса необходима взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата. Поэтому нам представляется важным выделить физиологические основы работы над голосом. Строение и функции голосового аппарата и механизм голосообразования рассматривали ученые разных специальностей: Жинкин Н. И. , Зиндер Л. Р. , Митринович-Моджеевска А. , Нейман Л. В. , Правдина О. В. , Рау Ф. Ф. , Таптапова С. Л. и др.

Сначала обратимся к рассмотрению строения голосового аппарата. Голосовой аппарат представляет собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Обычно в логопедии выделяют три основные части голосового аппарата: гортань с голосовыми складками– генератор звука; надставную резонаторную часть – глотка, носовая и ротовая полости; дыхательный (энергетический) аппарат –трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Однако, некоторые авторы (Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева) выделяют и четвертую часть: артикуляционный аппарат, в который входят ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.

Голосовой аппарат –сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга. Основная часть голосового аппарата– голосовые связки –расположены в гортани. Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Стенки гортани составляют перстневидный, щитовидный, надгортанный и два черпаловидных хряща. Они соединены между собой связками и мышцами. Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, они поднимают и опускают ее. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани. В верхней части гортани находятся две пары голосовых складок. Нижние–носят название истинных голосовых складок, они имеют треугольную форму и состоят в основном из мышечной ткани. Выше них–ложные голосовые складки, в них мышечные волокна развиты слабо. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. При спокойном дыхании все мышцы гортани расслаблены, голосовые связки умеренно раздвинуты. При сильном вдохе голосовые связки расходятся и образуют широкое отверстие для прохождения воздуха, голосовая щель принимает форму треугольника. При фонации голосовые связки сближаются и просвет голосовой щели исчезает, но она не должна быть полностью закрыта, что достигается сокращениями внутренних мышц гортани. Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и двумя ветвями блуждающего нерва–верхним и нижним гортанными нервами. Верхний гортанный нерв состоит из двух ветвей: внутренней и наружной. Внутренняя ветвь более мощная, она является чувствительным нервом. Наружная ветвь является двигательным нервом. Нижний гортанный нерв снабжает двигательными волокнами все внутренние мышцы гортани, кроме передней перстне-щитовидной.

Перейдем к рассмотрению функционирования и анализу функций голосового аппарата. Гортань осуществляет три функции: дыхательную, защитную и голосовую. Дыхательная функция заключается в проведении воздуха в легкие. При этом голосовые связки расходятся, образуя щель.

Защитная функция препятствует проникновению инородных тел в нижерасположенные дыхательные органы.

Что же касается голосовой функции гортани, то есть непосредственно механизма голосообразования, то этот вопрос чрезвычайно сложен. Поэтому до настоящего времени полностью не изучен.

Начиная с середины XIX века, в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования, стало возможным научное обоснование механизма голосообразования, и многие ученые пытались осветить этот вопрос. К этому времени относится создание миоэластической теории фонации, основоположником которой считают Феррана (22, с. 21). Согласно этой теории голосовые складки колеблются пассивно, в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом; и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств тканей голосовых складок.

Таким образом, основными факторами голосообразования являются: 1) подсвязочное давление воздуха;

2) тонус внутренних мышц гортани (действие массы и натяжения голосовой мышцы). В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие: давление столба воздуха в трахее тем сильнее, чем большее сопротивление оказывают складки. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает воздушное давление на определенном уровне, необходимом для произнесения того или иного звука. Голосовые складки не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления; они своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны ЦНС. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга “принимает срочные меры”, изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.

Следует заметить, что миоэластическая теория голосообразования получила широкое распространение. Ее идеи разделили большинство исследователей. И на сегодняшний день ее отражение мы находим в трудах Н. И. Жинкина, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптаповой, Е. С. Алмазовой и др.

В середине XX века получила распространение нейрохронаксическая теория, которую, основываясь на результатах изучения физиологии голосообразования, обосновал французский ученый Р. Юссон. Сторонники этой теории отводят более самостоятельную роль голосовым складкам.

Согласно нейрохронаксической теории голосовые складки не пассивно колеблются под действием потока воздуха, а периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга по нижнегортанному нерву. Основываясь на экспериментальных данных авторы установили, что сокращение мышц голосовых складок–активный процесс. Частота нервных импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному (возвратному) нерву, равна частоте колебаний голосовых складок, то есть в точности соответствует частоте основного тона голоса человека. Таким образом, воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок (как объясняет миоэластическая теория), а материалом, из которого генерируется энергия– звук. Теория Юссона вызывала много споров и отрицалась многими учеными. Однако, эта теория до сих пор существует в науке наряду с миоэластической. И авторы Л. Б. Дмитриев, Н. И. Жинкин, Е. Д. Рудаков, В. П. Морозов считают, что механизм образования голоса следует объяснять, исходя из положений обеих теорий– миоэластической и нейрохронаксической. Далее представляется необходимым рассмотреть взаимосвязь и взаимовлияние голоса и речевого дыхания в процессе произношения.

Остановимся на следующем: голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук. Этот звук проникает в резонирующую надставную трубу, где приобретает индивидуальную силу и тембр. Именно такое объяснение механизма голосообразования дают авторы изученной нами литературы (Нейман Л. В. , Правдина О. В. , Таптапова С. Л. , Назарова Г. Ф. ).

Из сказанного выше очевидно, что голосообразование теснейшим образом связано с дыханием. Поэтому необходимо подробнее остановиться на некоторых особенностях речевого дыхания, которые выделяются Л. В. Нейманом, О. В. Правдиной, С. Л. Таптаповой, Л. М. Телеляевой. Эти особенности связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, являясь основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии того или иного речевого абзаца. Как известно, речь образуется на фазе выдоха. И первое, что отмечают все исследователи–это изменение последовательности фаз вдоха и выдоха. Выдох при речевом дыхании значительно удлиняется, тогда как вдох, напротив, становится более коротким. При речи требуется в 3-4 раза больше воздуха, чем при спокойном дыхании. Поэтому при вдохе воздух будет поступать главным образом через рот. Следующей особенностью речевого дыхания является то, что выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает глубокий выдох и достаточное давление воздушной струи.

Большое значение для голоса имеет так называемая “опора дыхания”, благодаря которой значительно удлиняется выдох. Как отмечает Митринович-Моджеевска А. , опора–сознательное замедление фазы выдоха, благодаря контролируемому напряжению мышц-выдыхателей (23, с. 102).

Мышцы, участвующие в дыхании, работают по принципу мышц-антагонистов (мышцы вдыхатели по окончании вдоха остаются напряженными, а выдыхатели действуют в противоположном направлении). Это и называется “опорой дыхания”. Таким образом, процесс дыхания становится произвольным. Происходит задержка воздуха, а затем постепенный управляемый выдох.

О. В. Правдина подчеркивает важность не только длительности выдоха, но и его плавность, легкость.

Л. М. Телеляева указывает, что искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи экономно расходовать воздух, поскольку отсутствие достаточного количества воздуха вредно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется напряжением этих мышц, что приводит к их утомлению и слабости, в результате чего резко ухудшается качество голоса. Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято различать верхне-, средне- и нижнереберное дыхание. Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания, поскольку активное участие диафрагмы (наиболее сильной дыхательной мышцы) создает самые благоприятные условия для работы голосового аппарата.

В работах С. П. Таптаповой, Е. В. Лавровой, Л. М. Телеляевой подчеркивается большое значение для голоса так называемой “атаки звука”, то есть способа его подачи. Принято различать три типа голосовых атак: твердую, мягкую и придыхательную. Проанализируем их.

При твердой атаке голосовые связки смыкаются до начала звука, затем осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При этом в самом начале звучания ясно слышится призвук.

Во время придыхательной атаки сначала идет легкий вздох, затем смыкаются и начинают колебаться связки. В начале звучания при этом способе голосоподачи слышен шум.

При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают. Наиболее употребительной и физиологически обоснованной названные нами исследователи считают мягкую атаку. Этот способ голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания голоса.

Обобщая данные изученной литературы по физиологическим основам голоса следует еще раз отметить, что механизм голосообразования весьма сложен. Каждая из частей голосового аппарата играет в нем особую роль. Гортань с голосовыми связками является источником звука. Дыхательный аппарат “поставляет” воздух, струя которого приводит в движение голосовые складки. Надставная часть заполняет резонаторную функцию. Основной звук, образующийся в гортани, здесь формируется, приобретая силу и тембр. Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук. Идущая струя воздуха встречает здесь определенные препятствия, вследствие чего образуются гласные и согласные звуки. Таким образом, очевидно, что для образования полноценного голоса важна взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата, четко отрегулированная корой головного мозга.

    1. 3. Развитие голоса в норме.
    Особенности развития голоса у детей с нарушенным слухом.

Рассматривая вопрос о развитии голоса представляется важным подробно проанализировать развитие голоса детей с нормальным слухом и выявить особенности формирования голоса у детей с нарушенным слухом, поскольку все это необходимо учитывать в процессе работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.

К сожалению, вопрос развития голоса (как в норме, так и у детей с нарушенным слухом) недостаточно освещен в литературе. Однако, исследования Хватцева М. Е. , Ляпидевского С. С. , Правдиной О. В. , Лавровой Е. В. дают общие представления о процессе развития голоса слышащего ребенка. Особенности голоса детей с нарушенным слухом выделены в работах Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау.

Е. В. Лаврова развитие детского голоса условно делит на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный 13-15 лет и послемутационный 15-17 лет. Поскольку объектом нашего исследования являются дошкольники, остановимся на первом периоде.

У ребенка грудной резонатор мал по объему (емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое. Оно еще близко по своим механизмам к физиологическому дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.

Гортань маленького ребенка в 2-2, 5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются лишь своими краями, так как мышцы голосовых связок еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни.

Первая голосовая реакция ребенка – рефлекторный крик, представляющий собой некие малооформленные гласные. К концу второго месяца издаваемые младенцем звуки приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. В это время в криках, выражающих недовольство появляется твердая голосовая атака. Во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.