на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)
p>Из таблицы видно, что нормальный тембр отмечен у 38% детей группы (у Нелли Н. , Аиды Б. , Никиты Т. ). Максимально приближен к нормальному тембру голос Никиты (у него I ст. т/у). Голос Нелли и Аиды имеет некоторую специфическую окраску, его нельзя назвать приятным на слух; но поскольку у этих детей не обнаружено никаких нарушений тембра, мы оцениваем его как норму. Придыхательный тембр обнаружен у 13% (Варя Д. ). По нашему мнению, это нарушение обусловлено чрезмерной релаксацией мышц гортани, которая характерна для этого ребенка. В ее речи часто наблюдается придыхательная атака звука, плохо скоординирована работа дыхательного и голосового аппарата, отмечается слышимая утечка воздуха. Степень этого нарушения умеренная. У 13% выявлен сдавленный голос. У Пети И. заметно сильное напряжение мышц гортани при голосообразовании, часто возникает твердая голосовая атака, что сильно снижает разборчивость речи. (Нарушение оценено как тяжелое. ) 38% детей имеют гнусавый голос (Яна П. , Илья Б. , Руслан Н. ). У Ильи и Руслана гиперназальность иногда сочетается с гипоназальностью. У всех детей легкий гнусавый оттенок голоса (нарушение оценивается на 2 балла), обусловленный, по нашему мнению, дисбалансом ротового и носового резонанса. Таким образом, из таблицы видно, что 38% детей имеют нормальный тембр голоса, тогда как у 62% детей выявлены нарушения тембра. Наиболее распространенным нарушением тембра детей контрольной группы (у 38%) является легкий гнусавый оттенок голоса.

    Таблица № 2.
    Изучение высоты голоса.
    №
    Характеристика высоты.
    Оценка высоты голоса (в баллах)
    Всего
    %
    Яна П.
    Илья Б.
    Нелли Н.
    Петя И.
    Руслан Н.
    Варя Д.
    Аида Б.
    Никита Т.
    1.
    Норма
    1
    1
    1
    38
    2.
    Слишком низкий голос
    4
    13
    3.
    Слишком высокий голос
    3
    3
    25
    4.
    Фальцет
    —
    5.
    Повышение голоса или переход на фальцет
    2
    4
    2
    2
    50

Из представленной таблицы видно, что 38% детей (Илья Б. , Руслан Н. , Никита Т. ) пользуются голосом нормальной, соответствующей их возрасту высоты; причем, высота их основного тона достаточно устойчива. Илья Б. и Никита Т. смогли выполнить предложенные упражнения на изменение высоты голоса; у Руслана Н. эти упражнения вызвали затруднения.

13% детей (Петя И. ) имеют слишком низкий голос. Нарушение высоты голоса Пети оценивается как тяжелое. В ходе выполнения предложенных упражнений на изменение высоты мальчику не удалось повысить высоту основного тона голоса. По нашему мнению, это нарушение тесно связано с отмеченным ранее нарушением тембра: сдавленный голос часто имеет заниженную высоту (по данным Д. Вильсона). Слишком высокий голос обнаружен у 25% детей контрольной группы (Вари Д. , Аиды Б. ). Для этих детей характерна еще и неустойчивость основного тона: повышение голоса на некоторых звуках. Умение изменять высоту голоса у этих детей не сформировано.

Фальцетного голоса среди детей контрольной группы мы не выявили. Повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках отмечается у 50% детей (Яны П. , Нелли Н. , Вари Д. , Аиды Б. ). По нашему мнению, это объясняется неустойчивостью голоса по высоте. У Яны, Вари и Аиды лишь иногда повышается на некоторых звуках (легкая степень нарушения). У Нелли голос постоянно переходит на фальцет (чаще всего на гласных “а”, “о”, “у”), что значительно снижает внятность речи (тяжелое нарушение).

Таким образом, нормальная высота голоса отмечена у 38% детей контрольной группы. У остальных– 62% детей –наблюдаются нарушения высоты. У 50% детей высота основного тона неустойчива (голос на некоторых звуках повышается или переходит на фальцет). Таблица № 3.

    Изучение силы голоса.
    №
    Характеристика силы.
    Оценка силы голоса (в баллах)
    Всего
    %
    Яна П.
    Илья Б.
    Нелли Н.
    Петя И.
    Руслан Н.
    Варя Д.
    Аида Б.
    Никита Т.
    1.
    Норма
    1
    1
    1
    1
    50
    2.
    Крикливый голос
    3
    13
    3.
    Слабый голос
    3
    4
    2
    38

50% детей контрольной группы пользуются голосом нормальной силы (Илья Б. , Нелли Н. , Руслан Н. , Никита Т. ). Эти дети могут изменять силу голоса (воспроизводить громкое и тихое звучание). Но осуществить плавный переход от громкого к тихому и наоборот им трудно.

Крикливый голос мы обнаружили у 13% детей (Яна П. ). Это нарушение мы связываем со значительными остатками слуха (у Яны II ст. т/у) и индивидуальными особенностями ребенка (Яна по натуре лидер, всегда стремится быть заметной). Яна может говорить тише (т. к. способна модулировать силу голоса), но навыки самоконтроля у нее не сформированы; нарушение мы оцениваем как умеренное. У 38% детей (Петя И. , Варя Д. , Аида Б. ) –слабый голос. Причем, Аида может говорить громко, но не старается (у нее вообще нет желания говорить). Тяжелое нарушение силы голоса у Вари обоснованно, на наш взгляд, недостатками речевого дыхания (очень слабый выдох), а также индивидуальными особенностями (девочка очень застенчивая, замкнутая). Следует отметить, что наблюдая за Варей во время игры, мы заметили, что она может достаточно громко кричать. Что касается Пети, то его нарушение мы объясняем отмеченным у него напряжением мышц гортани и сниженной высотой голоса (при выделенных особенностях ребенку трудно говорить громко). Петя может говорить громче, но при этом увеличивается напряжение гортани, поэтому, на наш взгляд, пока не нужно требовать от этого ребенка громкой речи.

Таким образом, из таблицы видно, что у 50% детей голос нормальной силы. Нарушения силы голоса выявлены у 50% детей. Причем, слабый голос у детей контрольной группы встречается чаще (у 38%).

Обобщая результаты нашего исследования, приведем таблицу общей оценки качества голоса детей контрольной группы.

    Таблица № 4.
    Качество голоса.
    Норма
    Легкое нарушение
    Умеренное
    нарушение
    Тяжелое
    нарушение
    38%
    25%
    25%
    13%

38% детей группы имеют голос, по тембру, высоте и силе приближенный к норме (Илья Б. , Руслан Н. , Никита Т. ). У Ильи и Руслана выявлен легкий гнусавый оттенок голоса, у Никиты– все параметры в норме.

Причем, состояние слуха этих детей различно: Илья – IV ст. т/у, Руслан – III ст. т/у, Никита –I ст. т/у. Это наглядно демонстрирует, что степень потери слуха не единственный критерий, определяющий качество голоса. С Ильей Б. большую работу над развитием голоса проводит бабушка (имеющая музыкальное образование).

У 25% детей (Яны П. и Аиды Б. ) легкое нарушение голоса. Указанные нарушения тембра, высоты и силы голоса незначительно влияют на внятность речи. И, на наш взгляд, при хорошо организованной работе преодолимы (девочки имеют хорошие остатки слуха).

Умеренное нарушение голоса –у 25% детей (Нелли Н. , Вари Д. ). У Нелли нарушена только высота голоса, но нарушение тяжелое, стойкое, значительно ухудшающее внятность речи. У Вари нарушены все параметры голоса.

У 13% детей (Петя И. ) –тяжелое нарушение голоса, требующее серьезной коррекционной работы над тембром, высотой и силой. Возможно, что этому ребенку необходимо медицинское обследование.

Сравнительное соотношение нарушений голоса детей контрольной группы можно обобщить в следующей таблице.

    Таблица № 5.
    Нарушения голоса.
    Нарушения тембра
    Нарушения высоты
    Нарушения силы
    62%
    62%
    50%

Нарушения тембра, выявленные у 62% детей (Яны П. , Ильи Б. , Пети И. , Руслана Н. , Вари Д. ), в основном, оцениваются как легкие. Только у Вари– умеренно выраженный придыхательный тембр; а у Пети – сдавленный голос, сильно искажающий внятность. У 62% детей –нарушения высоты голоса (у Яны П. , Нелли Н. , Пети И. , Вари Д. , Аиды Б. ). Характерная черта этих нарушений– неустойчивость высоты основного тона голоса. Нарушения силы голоса отмечено только у 50% детей (Яны П. , Пети И. , Вари Д. , Аиды Б. ). Чаще всего– это слабый голос.

Результаты исследования наглядно демонстрируют, что работа над голосом, которая проводится в данной группе детей, является недостаточной для формирования голоса, приближенного к норме. По нашему мнению, в работе с детьми контрольной группы необходимо уделять больше внимания, как развитию голоса, так и коррекции выявленных нарушений.

Рассмотрим основные моменты коррекционной работы с детьми контрольной группы. Упражнения, которые мы предлагаем для улучшения различных характеристик голоса, разработаны с учетом рекомендаций Е. С. Алмазовой, Д. Вильсона, Т. М. Власовой, Е. В. Лавровой, А. Н. Пфафенродт, О. В. Правдиной, Ф. Ф. Рау, С. Л. Таптаповой.

В систематической коррекционной работе нуждаются прежде всего дети, у которых обнаружены тяжелые и умеренные нарушения голоса, значительно снижающие внятность речи (Петя И. , Варя Д. , Нелли Н. ).

В ходе исследования было обнаружено, что у большинства детей недостаточно сформирован навык полноценного речевого дыхания. Поскольку дыхание является основой голосообразования, мы рекомендуем использование специальных дыхательных упражнений, как непременное составляющее работы над голосом. Для развития дыхания можно использовать разнообразные игровые упражнения: сдувание со стола комков бумаги, ваты, различных бумажных фигурок; катание по столу карандашей, шариков; поддувание пушинок, бумажных корабликов, снежинок, плавающих в воде пластмассовых фигурок. Чем интереснее будут предложенные упражнения, тем лучше результаты. Однако, мы заметим, что некоторые дети хорошо выполняя подобные упражнения, испытывают затруднения при переносе выработанных навыков в речевой процесс. Поэтому для развития речевого дыхания–формирования умеренно глубокого вдоха и сильного длительного, плавного, экономного выдоха–дыхательные упражнения необходимо сочетать с произнесением звуков, слогов и фраз. Такая организация упражнений не только формирует навыки правильного речевого дыхания, но и координирует работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Последнее представляется нам крайне важным, поскольку нарушение координации в работе частей голосового аппарата отмечается у некоторых детей контрольной группы (Пети И. , Вари Д. , Нелли Н. , Аиды Б. ). Кроме того, у двоих из детей оно является, на наш взгляд, одной из причин тяжелого нарушения голоса (у Пети И. – сдавленный голос, часто твердая атака; у Вари Д. –придыхательный голос). Коррекционную работу с этими детьми необходимо начинать именно с работы над речевым дыханием.

Исследование показало, что 62% детей контрольной группы имеют те или иные нарушения тембра. Известно, что на тембр большое влияние оказывают сформированные у ребенка навыки голосообразования. Таким образом, улучшить тембр голоса можно путем формирования новых правильных навыков образования голоса.

В серьезной работе над улучшением тембра прежде всего нуждаются дети, нарушение тембра голоса которых значительно снижает внятность речи. По нашим данным это 25% детей группы (Петя И. – сдавленный голос; Варя Д. – голос с придыханием). Остановимся на рассмотрении методики коррекции выявленных тяжелых нарушений тембра.

Основная причина сдавленного голоса –чрезмерное напряжение мышц гортани. Чтобы устранить это нарушение, необходимо развить у ребенка новые навыки голосообразования, основанные на расслаблении всех мышц, кроме необходимых для образования голоса. Поскольку ребенок, у которого мы выявили данное нарушение, имеет очень малые остатки слуха (IV ст. т/у), то прежде всего необходимо опираться на тактильно-вибрационный контроль. Учитель должен продемонстрировать ребенку разницу между нормальной и напряженной фонацией, несколько утрируя контраст. Можно также показать перед зеркалом разницу состояния лицевой мускулатуры при нормальном и сдавленном голосе. При наличии хорошей ЗУА важно дать ребенку возможность на слух уловить эту разницу. Начинать работу необходимо с дыхательных упражнений, вырабатывая у ребенка спокойный плавный выдох. Постепенно добиваться длительного выдоха. В дыхательные упражнения необходимо включать произнесение гласных звуков. От ребенка не следует сразу требовать громкого звучания голоса, т. к. это по нашим наблюдениям усиливает напряжение. Также нужно следить за тем, чтобы вдох не был чрезмерным. Параллельно с этими упражнениями можно проводить массаж передней поверхности шеи. Эти упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации. Попытаться вызвать новый звук можно с помощью произнесения “м”. Сначала звук произносится коротко, медленно и тихо, при спокойном положении гортани. Необходимо следить за правильным положением языка ребенка (сразу за зубами). Обратить внимание на то, что звук резонируется в передней части рта, для этого нужно помочь ребенку с помощью тактильно-вибрационного контроля ощутить вибрацию тонких костей лица, щек, губ. Сначала учитель прикладывает руку ребенка к своему лицу, затем используется перекрестный контроль, потом ребенок контролирует только себя. По мере тренировок длительность произнесения звука увеличивается. Когда нормальное звучание голоса ребенка окрепнет, можно включать в упражнения произнесение слогов: “ма”, “мо”, “му”, “мэ”, “мы”. Поскольку у ребенка со сдавленным голосом мы обнаружили часто применяемую твердую атаку, при выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы ребенок произносил слоги при мягкой атаке звука. Для формирования мягкой атаки можно использовать логопедический прием опускания нижней челюсти при произнесении следующего за “м” гласного звука.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.