на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)
p>Формирование речевых автоматизмов говорит о постепенном переходе голосообразования младенца на более высокую ступень (от стадии безусловнорефлекторных реакций к образованию все более сложных условных связей).

В этом периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление все большего числа звуков. Ребенок закрепляет дифференцировку между глухими и звонкими согласными.

По мере развития словаря, звукопроизношения усложняются голосовые реакции. Ребенок учится владеть своим голосом. Маленький ребенок любит подражать голосом животных, гудкам, звонкам, другим резким звукам, хотя это не соответствует его голосовым возможностям.

В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания легко осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. О. В. Правдина отмечает, что в этом возрасте дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают и напевать, правильно передавая голосом мотив услышанного.

Правдина О. В. , Хватцев М. Е. , Ляпидевский С. С. отмечают следующие особенности голоса маленького ребенка: голос обычно высокий, звонкий, в нем мало обертонов, поэтому тембр бледный; диапазон голоса мал у детей 2-3 лет он не превышает трех тонов. Сила голоса небольшая. Голос ребенка звучит неровно: то крикливо, то тихо; при форсировании голоса низкие звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие– визгливыми; интонация речи и модуляция однообразны и подчас резки. В дальнейшем, по мере развития ребенка, развивается и его голос. Интонация и модуляция становятся богаче; диапазон у детей 4-5 лет достигает уже 4 тонов, а к концу дошкольного периода, как правило, 6 тонов.

Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.

Кроме того, мы видим, что развитие голоса неразрывно связано с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата, то есть можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех. Известно, что ведущую роль в развитии речи играет слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свою речь. Вполне понятно, что тоже можно сказать и о влиянии слуха на голос. Только при наличии хорошего слуха голос может получить свое полное развитие.

Для иллюстрации указанной связи между голосом и слухом Алмазова Е. С. , Правдина О. В. , Ляпидевский С. С. , Хватцев М. Е. и др. приводят в пример те глубокие и многообразные изменения, которые претерпевает голос при нарушении слуха. Подробно же особенности голоса глухих и слабослышащих описаны в работах Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау.

Все авторы указывают на то, что в раннем возрасте развитие речи и голоса ребенка с нарушенным слухом происходит так же, как и у слышащих детей. Глухие младенцы так же, как и слышащие кричат, кряхтят, хныкают. В дальнейшем они начинают гулить и лепетать. Кинестетические и вибрационные ощущения от действия собственного голосового и артикуляторного аппарата вызывают у ребенка с нарушенным слухом, как и у слышащего, положительные эмоции. Это, конечно, стимулирует голосо-артикуляционные реакции. Однако, невозможность слухового восприятия речи окружающих и звуков собственного голоса приводит к тому, что лепет глухого ребенка не получает такого развития, как у нормально слышащих детей.

Ф. Ф. Рау, Д. Вильсон и др. отмечают, что с того момента, когда слух начинает играть ведущую роль в развитии речи, и у нормально слышащих детей возрастает речевая и голосовая активность, происходит увеличение количества речеподобной вокализации, у неслышащих детей, напротив, голосовая активность снижается и остаются, как правило, лишь самые элементарные голосовые реакции. Эти реакции выражаются в виде крика, восклицаний, различного рода нечленораздельных звуках.

Однако, Ф. Ф. Рау акцентирует внимание на явлении “спонтанной вокализации”, наличие которой отмечали у глухих еще В. И. Флери, С. Гейнике. Под “спонтанной вокализацией” понимают наличие звуков, близких к речевым, которыми сопровождается свободная деятельность глухих детей. Некоторые издаваемые глухими детьми звуковые комплексы служат выражением желаний и потребностей или даже обозначением предметов и явлений внешнего мира. Как указывал Ф. Ф. Рау, спонтанная вокализация отнюдь не является независимой от влияния речи окружающих. Имея ограниченные возможности для слухового подражания маленькие глухие дети обнаруживают склонность к зрительно-мышечному подражанию речевым движениям. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в спонтанной вокализации обнаруживается преобладание передних (в частности, двугубных) согласных.

Следует сказать, что А. Митринович-Моджеевска так же указывает на наличие голосо-артикуляторных реакций лепетного типа, которые как бы обретая вторую жизнь, начинают развиваться у глухого ребенка приблизительно с 18 месяцев. Можно предположить, что здесь речь идет о той же “спонтанной вокализации”, которую описывал Ф. Ф. Рау.

Все исследователи отмечают, что наличие значительных остатков слуха у слабослышащих детей благотворно сказывается на развитии их голоса и речи. Голосовые реакции слабослышащих значительно богаче и разнообразнее, чем у глухих детей с небольшими остатками слуха. Возможность восприятия речи окружающих (пусть неполное, искаженное) создает условия для развития речеподобных реакций. В лепете слабослышащих появляются звуки, доступные их слуховому восприятию, и он не угасает окончательно, как у глухих. И наряду с элементарными голосовыми реакциями, неречеподобной вокализацией, которая по мнению Д. Вильсона все же преобладает у ребенка с нарушенным слухом, у слабослышащего в отличии от глухого увеличивается количество речеподобных голосовых реакций. Известно, что дети с легкой степенью тугоухости могут самостоятельно овладевать речью. Но без специального обучения объем их словаря будет очень мал, слова будут воспроизводиться искаженно, голос будет монотонным и слабомодулированным.

Исходя из выявленных особенностей развития голоса у детей с нарушенным слухом, следует подчеркнуть значение специальной работы, без которой невозможно формирование приемлемого для полноценного речевого голоса. Ф. Ф. Рау утверждает, что начинать эту работу нужно как можно раньше, важно не допустить угасание лепета ребенка. Принимая во внимание общие со слышащими закономерности развития, необходимо использовать для формирования и развития речи и голоса детей с нарушенным слухом именно период становления речи в норме. Важно поощрять, поддерживать и развивать любые речеподобные голосовые реакции ребенка и максимально использовать его слуховые возможности, даже если остатки слуха очень малы.

Необходимо отметить, что даже в условиях специального обучения практически невозможно избежать появления ряда специфических особенностей голоса, связанных с нарушением слуха.

Таким образом, развитие голоса у слышащих детей и детей, имеющих недостатки слуха, имеет общие черты и свои особенности, которые, безусловно, должны учитываться в педагогической работе по формированию голоса глухих и слабослышащих детей.

    1. 4. Особенности голоса детей с нарушенным слухом.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением. Представляется необходимым изучить особенности голоса детей с нарушенным слухом, выявить причины и рассмотреть основные нарушения голоса, встречающиеся у глухих и слабослышащих.

Анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе. Голос глухих и слабослышащих изучали Вильсон Д. , Митринович-Моджеевска А. , Рау Ф. Ф. Краткие замечания по этому вопросу можно найти в работах Е. С. Алмазовой, Л. В. Неймана, О. В. Правдиной. Прежде чем рассматривать нарушение, определим, что такое нормальный голос человека. Д. Вильсон отмечает, что нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, высота основного тона голоса должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость (6, с. 11).

Таким образом, все части голосового аппарата должны нормально функционировать и четко взаимодействовать между собой. Нормальный голос немыслим без полноценного речевого дыхания и правильной артикуляции. Огромную роль играет регуляция со стороны головного мозга и слуховой контроль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только в процессе полноценного речевого общения. Становится очевидным, что наличие нормального голоса практически невозможно при снижении слуха (так как нет устойчивых навыков полноценного использования голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата, нет контроля со стороны слухового анализатора и невозможно полноценное речевое общение). Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что все исследователи голоса детей с нарушенным слухом рассматривают различные расстройства и нарушения, которые, по нашему мнению, следовало бы назвать особенностями голоса глухих и слабослышащих.

Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения:

1) причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения;

2) симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос.

Мы рассмотрим особенности голоса детей с нарушенным слухом с этих же позиций. В работах Е. С. Алмазовой, Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска нарушение слуха выделено как одна из причин, вызывающих нарушения голоса.

А. Митринович-Моджеевска расстройства голоса у глухих относит к функциональным нарушениям голоса и описывая их природу замечает, что анатомическое строение и функциональные возможности голосового аппарата глухого ребенка в течение первых 2-3 лет являются совершенно нормальными. Позднее начинают развиваться функциональные расстройства, которые с течением времени могут приобрести стойкий характер (23, с. 289).

Д. Вильсон рассматривает расстройства голоса у детей с нарушенным слухом, как органические. И связывает их с несовершенным, искаженным восприятием речи окружающих и своей собственной. Автор акцентирует внимание на зависимости нарушений голоса и степени потери слуха (чем меньше степень потери слуха, тем легче нарушения голоса).

Е. С. Алмазова также относит особенности голоса глухих к органическим нарушениям, однако, как и Митринович-Моджеевска указывает на некоторые функциональные изменения голосового аппарата.

Можно сделать вывод о том, что причиной расстройств голоса при нарушенном слухе является несовершенное восприятие ребенком речи окружающих и своей собственной; и неспособность голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата глухого ребенка точно и активно функционировать.

Нарушение дыхательной функции во время голосообразования характеризуется укорочением фазы выдоха; частыми, слишком короткими вдохами; неравномерностью ритма дыхательных движений, отсутствием “опоры дыхания”.

По данным А. Митринович-Моджеевска у глухих обнаруживается асимметрия между правой и левой стороной диафрагмы во время ее сокращения.

Признаком правильного функционирования двигательного аппарата гортани является мягкая голосоподача. У глухих все исследователи отмечают часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это обусловлено рядом причин: неправильное дыхание; отсутствие координации между выдохом и моментом закрытия голосовой щели; поступление в легкие слишком большого количества воздуха во время вдоха; слишком сильное смыкание голосовых складок (при твердой атаке) или слишком слабое (при придыхательной атаке).

Часть выдыхаемого голоса у глухих может проходить между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, портящий голос. Попеременно то одна то другая складки перестают колебаться, что также сказывается на качестве голоса. Д. Вильсон и А. Митринович-Моджеевска указывают, что как следствие функциональной неполноценности голосового аппарата могут появляться узелки певцов. Резонаторная функция, как правило, бывает нарушенной, что объясняется отсутствием эластичности и упругости резонаторных полостей. Направление голоса в резонаторные полости является сложной задачей для детей с нарушенным слухом. Мышцы, участвующие в образовании замыкающего глоточного кольца слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости. Этим можно объяснить часто встречающуюся у глухих носовую окраску голоса. А. Митринович-Моджеевска указывает, что возникающие нервные импульсы тоже отклоняются от нормы, вследствие чего нарушаются функции нервных центров. Причиной этого также является функциональная неполноценность голосового аппарата.

Перейдем к анализу изменений тембра, силы, высоты и резонанса, характерных для детей с нарушенным слухом (6, с. 343-365; 31, с. 40-43).

    К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:

1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание (когда шумовой компонент невелик и фонация не пропадает полностью), по мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих.

2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. 3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. Ф. Ф. Рау отмечает, что такой голос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.