p>Упражнение № 2. Оборудование: игрушки: белка, корзина с орехами. Учитель: Посмотри, кто пришел. (Показывает игрушку).
Ребенок: Белка. Учитель: Верно. Белка. Белка любит орехи. (Предъявляется табличка. ) Как это? Ребенок: показывает жестами, как белка ест орехи.
Учитель: Посмотри, я принесла белке орехи. (Достает корзинку с орехами). Сосчитай: сколько? Я буду выкладывать на стол, а ты считай. Громко. Чтобы я слышала.
Учитель выкладывает один за другим орехи.
Ребенок считает: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Учитель: Молодец. Собери орехи. Отдай белке.
Следующим проводится упражнение на изменение высоты голоса (высокий, низкий). Упражнение № 3. Оборудование: игрушки, таблички.
Учитель: Кто это? (Показывает мишку). Ребенок: Мишка. Учитель: Верно! А это кто? Ребенок: Мишка. Учитель: Мишки одинаковые? Ребенок: Нет. Учитель: Правильно. Мишки разные Это какой? Ребенок: Большой.
Учитель: Большой мишка. Послушай, как он ходит: ТОП-ТОП. ( низким голосом). Ребенок: (пытается повторить по подражанию) ТОП-ТОП – низким голосом. Учитель: Это какой мишка?
Ребенок: Маленький.
Учитель: Маленький мишка ходит, послушай: ТОП-ТОП. (высоким голосом). Ребенок: ТОП-ТОП (повторяет за учителем). Упражнение проводится с использованием движений. Учитель пытается мимикой передать разницу между большим и маленьким мишкой. Но, как правило, дети не могут различить на слух и воспроизвести низкий и высокий голос. Используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией груди (перекрестный, затем самостоятельный), обращается внимание детей на движение гортани вверх и вниз. С теми из детей, кто справился с этим заданием, мы проводили еще одно упражнение, которое усложняется требованием воспроизвести звук высоким, средним и низким голосом. Упражнение № 4. Оборудование: таблички; наглядный материал: схематичное изображение лестницы, буква А, вырезанная из цветной бумаги. Учитель: Посмотри, это лестница
Это что? (предъявляется буква А). Ребенок: А.
Учитель: Верно. Буква поднимается наверх. Посмотри Вот здесь. Послушай А_____ (низким голосом). Ребенок: пытается повторить. (Учитель помогает, показывая движением рук, что голос низкий, указывает на вибрацию гортани). Учитель: Молодец. Посмотри: Буква здесь Послушай: А_____ (голос средней высоты). Ребенок: пытается повторить. (Учитель показывает руками, что голос выше. Помогает ребенку уловить разницу между низким и средним по высоте голосом. ) Учитель: Посмотри: здесь А_____ (низким голосом), здесь А____ (средним голосом). Ребенок: повторяет за учителем. (отраженно) Учитель: Молодец! Посмотри: “А” наверху Послушай: А_____ (высоким голосом). Ребенок повторяет. Учитель: Хорошо. “А” будет подниматься, а ты говорить: низким, средним и высоким голосом. (Показывает руками. ) Ребенок пытается говорить “А”, изменяя высоту голоса. Сначала сопряженно с учителем (если необходимо), затем отраженно и самостоятельно. Силу голоса мы оцениваем субъективно, наблюдая за ребенком на занятиях и в процессе свободной игры. Для проверки умения изменять силу голоса детям предлагаются следующие упражнения.
Упражнение № 5.
Произнесение гласных тихо и громко. Гласные записаны на табличках о-тихо, О-громко.
Учитель: Будем говорить тихо и громко . Посмотри: о – тихо. Послушай: о____. О – громко. Послушай: О_____. Ребенок: о_____ О_____ (сопряженно).
Учитель: Хорошо. Теперь сам. (Показывает ребенку то маленькое, то большое “О”. ) Ребенок: о_____ О_____
(Далее то же с другими гласными. )
Учитель: Молодец. (Показывает табличку. ) Тётя Марина - скажи тихо. Ребенок: Тётя Марина (или просто тётя) – тихо. Учитель: Хорошо. (Отходит дальше от ребенка. ) Скажи громко, чтобы я слышала. Ребенок: Тётя. (Громко. )
Учитель: Молодец. Хорошо.
В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией гортани. После этого упражнения мы усложняем задание. Детям предлагается постепенно изменять силу голоса.
Упражнение № 6. Ребенку предлагается игрушка: самолёт. Учитель: Что это? Ребенок: Самолёт. Учитель: Да, самолёт. Как он летает? Ребенок: показывает, как летает самолёт. Учитель: Верно! Послушай: У_____. Ребенок: (играет) У_____.
Учитель: Посмотри, самолёт летит далеко: у_ (тихо). Близко: У___ (громко). Здесь (над головой ребенка– очень громко) У_____. И улетает далеко у___ (тихо). Послушай: у_у__у__У___у__у_у_. Ребенок: произносит сопряженно с учителем.
Учитель: Молодец. Теперь сам. (Отдает игрушку ребенку. ) Ребенок: выполняет упражнение самостоятельно.
Если ребенок не может выполнить задание, ориентируясь на слуховое восприятие изменения силы звучания, учитель обращает внимание на последовательное, плавное изменение вибрации гортани и груди. Результаты исследования заносятся в индивидуальную “Голосовую карту” ребенка. В “Голосовой карте” отмечается качество голоса ребенка в целом, оценивается состояние основных его характеристик (тембра, силы высоты), выделяются имеющиеся нарушения голоса, а также описывается умение ребенка модулировать голос по силе и высоте, и особенности речевого дыхания. Голос ребенка оценивается по четырехбальной системе. (За основу мы взяли систему оценки, предложенную Д. Вильсоном, но значительно изменили ее. ) Целесообразность такого подхода к оценке голоса объясняется тем, что одно и то же нарушение может быть как слабовыраженным, едва заметным, так и резким, сильно ухудшающим качество голоса. Поэтому подобная оценка, по нашему мнению, наглядно демонстрирует педагогу, на что необходимо в первую очередь обратить внимание в коррекционной работе над голосом. Основным критерием оценки является влияние отмеченных особенностей голоса на внятность устной речи ребенка. Таким образом, 1 балл –норма, которой для слабослышащих дошкольников считается приближенное к естественному звучание голоса; 2 балла – легкое нарушение, не оказывающее значительного влияния на внятность речи; 3 балла – умеренно выраженное нарушение, значительно ухудшающее внятность речи; 4 балла – тяжелое нарушение, которое делает речь ребенка малопонятной окружающим. На основании результатов исследования и данных изученной литературы, мы предполагаем выделить методические рекомендации для работы над голосом с детьми контрольной группы. ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. В ходе проведенного нами исследования было изучено состояние голоса слабослышащих дошкольников средней группы. Изучение личных дел, беседы с педагогами и наши наблюдения позволяют выделить некоторые характеристики детей контрольной группы.
Состояние слуха. Фамилия, имя Степень снижения слуха Причины снижения слуха 1. Яна П. II ст. т/у наследственная т/у 2. Илья Б. III-IV ст. т/у неизвестны 3. Нелли Н. IV ст. т/у наследственная т/у 4. Петя И. IV ст. т/у наследственная т/у 5. Руслан Н. III ст. т/у наследственная т/у 6. Варя Д. III-IV ст. т/у приобретенная (лечение антибиотиками) 7. Аида Б. III ст. т/у неизвестны 8. Никита Т. I ст. т/у приобретенная (лечение антибиотиками)
Из таблицы видно, что состояние слуха детей различно. В группе есть дети со значительными остатками слуха (Яна П. , Никита Т. ) и дети с пограничным состоянием (Петя И. , Нелли Н. ). Только трое детей из семей глухих – Яна П. , Нелли Н. , Петя И. ; у остальных родители слышащие. Речевое развитие.
Фамилия, имя Уровни речевого развития низкий средний высокий 1. Яна П. + 2. Илья Б. + 3. Нелли Н. + 4. Петя И. + 5. Руслан Н. + 6. Варя Д. + 7. Аида Б. + 8. Никита Т. +
Речевое развитие детей контрольной группы также различно. И зависит, на наш взгляд, от времени пребывания в д/с и от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Физическое развитие и интеллект детей группы в норме. Группа производит очень приятное впечатление. Большинство детей доброжелательны и эмоциональны, очень быстро и легко вступили в контакт. Трудности в общении возникли только с тремя детьми: Петей И. , Варей Д. , Аидой Б. Причем, Пете просто было необходимо время, чтобы привыкнуть к новому человеку. Варя, по характеру очень застенчивая, замкнутая девочка. Аида же, в силу своей неуравновешенности, общего негативизма, крайне неохотно вступала в контакт. Наблюдая эту группу детей на занятиях, можно отметить, что бульшая ее половина (Яна П. , Илья Б. , Нелли Н. , Петя И. , Руслан Н. )–активные, любознательные дети; они активно работают на занятиях; их очень легко увлечь новыми, интересными заданиями. Что характерно, этим детям важен не только результат (похвала, одобрение), но и сам процесс обучения, если он достаточно ярок и разнообразен. У этой подгруппы детей хорошая память, достаточно устойчивое внимание, что позволяет им овладевать знаниями, опережающими установленные программные требования. Остальных детей: Варю Д. , Аиду Б. , Никиту Т. , значительно труднее активизировать; у них нет особого интереса к занятиям. Внимание этих детей неустойчиво, память не позволяет быстро усваивать новый материал. Состояние устной речи детей контрольной группы тоже различно. У троих детей (Яна П. , Руслан Н. , Илья Б. ) речь достаточно внятная, словарь, накопленный детьми, позволяет постоянно использовать в общении устную речь. У Никиты Т. еще нет достаточного опыта речевого общения (т. к. он недавно поступил в д/с), мальчик говорит мало, стремится воспринимать речь окружающих на слух, поэтому часто воспроизводит слова неполно, искаженно. Аида Б. , имея хороший остаточный слух, звонкий голос, может говорить хорошо, но из-за нежелания чему-либо учиться часто пытается обмануть окружающих, воспроизводя непонятный набор звуков. У Нелли Н. из-за нарушения голоса (голос постоянно переходит на фальцет) внятность речи значительно снижена, но девочка постоянно пользуется устной речью, старается говорить хорошо. Варя Д. и Петя И. говорят очень неохотно, их необходимо постоянно побуждать к использованию устной речи. Внятность речи этих детей значительно снижена. Варя говорит очень тихо, с придыханием. У Пети сдавленный, низкий голос, сильное напряжение мышц шеи; даже активно работая на уроках, мальчик старается говорить как можно меньше. Однако, следует отметить замечательную особенность этой группы: все дети, в меру своих возможностей используют устную речь как средство общения не только с педагогами, но и между собой. Этот факт указывает на то, что педагог группы и воспитатели уделяют большое внимание развитию устной речи детей, побуждая их говорить не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Несмотря на то, что в контрольной группе хорошо организована работа над устной речью, почти у всех детей выявлены те или иные расстройства голоса. Результаты проведенного нами исследования качества голоса детей представлены в голосовых картах (см. Приложение № 2). По данным голосовых карт были составлены таблицы, в которых мы обобщили результаты исследования.
Таблица № 1. Изучение тембра голоса. № Характеристика тембра. Оценка тембра голоса. Всего Яна П. Илья Б. Нелли Н. Петя И. Руслан Н. Варя Д. Аида Б. Никита Т. 1. Норма 1 1 1 38% 2. Придыхательный 3 13% 3. Сдавленный 4 13% 4. Гнусавый 2 2 2 38%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|