на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)
p>Упражнение № 2. Оборудование: игрушки: белка, корзина с орехами. Учитель: Посмотри, кто пришел. (Показывает игрушку).

    Ребенок: Белка.
    Учитель: Верно. Белка.
    Белка любит орехи.
    (Предъявляется табличка. )
    Как это?
    Ребенок: показывает жестами, как белка ест орехи.

Учитель: Посмотри, я принесла белке орехи. (Достает корзинку с орехами). Сосчитай: сколько? Я буду выкладывать на стол, а ты считай. Громко. Чтобы я слышала.

    Учитель выкладывает один за другим орехи.

Ребенок считает: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

    Учитель: Молодец. Собери орехи. Отдай белке.

Следующим проводится упражнение на изменение высоты голоса (высокий, низкий). Упражнение № 3. Оборудование: игрушки, таблички.

    Учитель: Кто это? (Показывает мишку).
    Ребенок: Мишка.
    Учитель: Верно! А это кто?
    Ребенок: Мишка.
    Учитель: Мишки одинаковые?
    Ребенок: Нет.
    Учитель: Правильно. Мишки разные
    Это какой?
    Ребенок: Большой.

Учитель: Большой мишка. Послушай, как он ходит: ТОП-ТОП. ( низким голосом). Ребенок: (пытается повторить по подражанию) ТОП-ТОП – низким голосом. Учитель: Это какой мишка?

    Ребенок: Маленький.

Учитель: Маленький мишка ходит, послушай: ТОП-ТОП. (высоким голосом). Ребенок: ТОП-ТОП (повторяет за учителем).

Упражнение проводится с использованием движений. Учитель пытается мимикой передать разницу между большим и маленьким мишкой. Но, как правило, дети не могут различить на слух и воспроизвести низкий и высокий голос. Используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией груди (перекрестный, затем самостоятельный), обращается внимание детей на движение гортани вверх и вниз.

С теми из детей, кто справился с этим заданием, мы проводили еще одно упражнение, которое усложняется требованием воспроизвести звук высоким, средним и низким голосом.

Упражнение № 4. Оборудование: таблички; наглядный материал: схематичное изображение лестницы, буква А, вырезанная из цветной бумаги. Учитель: Посмотри, это лестница

    Это что? (предъявляется буква А).
    Ребенок: А.

Учитель: Верно. Буква поднимается наверх. Посмотри Вот здесь. Послушай А_____ (низким голосом).

Ребенок: пытается повторить. (Учитель помогает, показывая движением рук, что голос низкий, указывает на вибрацию гортани).

Учитель: Молодец. Посмотри: Буква здесь Послушай: А_____ (голос средней высоты). Ребенок: пытается повторить. (Учитель показывает руками, что голос выше. Помогает ребенку уловить разницу между низким и средним по высоте голосом. ) Учитель: Посмотри: здесь А_____ (низким голосом), здесь А____ (средним голосом). Ребенок: повторяет за учителем. (отраженно)

Учитель: Молодец! Посмотри: “А” наверху Послушай: А_____ (высоким голосом). Ребенок повторяет.

Учитель: Хорошо. “А” будет подниматься, а ты говорить: низким, средним и высоким голосом. (Показывает руками. )

Ребенок пытается говорить “А”, изменяя высоту голоса. Сначала сопряженно с учителем (если необходимо), затем отраженно и самостоятельно. Силу голоса мы оцениваем субъективно, наблюдая за ребенком на занятиях и в процессе свободной игры. Для проверки умения изменять силу голоса детям предлагаются следующие упражнения.

    Упражнение № 5.

Произнесение гласных тихо и громко. Гласные записаны на табличках о-тихо, О-громко.

    Учитель: Будем говорить тихо и громко .
    Посмотри: о – тихо. Послушай: о____.
    О – громко. Послушай: О_____.
    Ребенок: о_____ О_____ (сопряженно).

Учитель: Хорошо. Теперь сам. (Показывает ребенку то маленькое, то большое “О”. ) Ребенок: о_____ О_____

    (Далее то же с другими гласными. )

Учитель: Молодец. (Показывает табличку. ) Тётя Марина - скажи тихо. Ребенок: Тётя Марина (или просто тётя) – тихо.

Учитель: Хорошо. (Отходит дальше от ребенка. ) Скажи громко, чтобы я слышала. Ребенок: Тётя. (Громко. )

    Учитель: Молодец. Хорошо.

В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией гортани.

После этого упражнения мы усложняем задание. Детям предлагается постепенно изменять силу голоса.

    Упражнение № 6.
    Ребенку предлагается игрушка: самолёт.
    Учитель: Что это?
    Ребенок: Самолёт.
    Учитель: Да, самолёт. Как он летает?
    Ребенок: показывает, как летает самолёт.
    Учитель: Верно! Послушай: У_____.
    Ребенок: (играет) У_____.

Учитель: Посмотри, самолёт летит далеко: у_ (тихо). Близко: У___ (громко). Здесь (над головой ребенка– очень громко) У_____. И улетает далеко у___ (тихо). Послушай: у_у__у__У___у__у_у_. Ребенок: произносит сопряженно с учителем.

    Учитель: Молодец. Теперь сам. (Отдает игрушку ребенку. )
    Ребенок: выполняет упражнение самостоятельно.

Если ребенок не может выполнить задание, ориентируясь на слуховое восприятие изменения силы звучания, учитель обращает внимание на последовательное, плавное изменение вибрации гортани и груди.

Результаты исследования заносятся в индивидуальную “Голосовую карту” ребенка. В “Голосовой карте” отмечается качество голоса ребенка в целом, оценивается состояние основных его характеристик (тембра, силы высоты), выделяются имеющиеся нарушения голоса, а также описывается умение ребенка модулировать голос по силе и высоте, и особенности речевого дыхания.

Голос ребенка оценивается по четырехбальной системе. (За основу мы взяли систему оценки, предложенную Д. Вильсоном, но значительно изменили ее. ) Целесообразность такого подхода к оценке голоса объясняется тем, что одно и то же нарушение может быть как слабовыраженным, едва заметным, так и резким, сильно ухудшающим качество голоса. Поэтому подобная оценка, по нашему мнению, наглядно демонстрирует педагогу, на что необходимо в первую очередь обратить внимание в коррекционной работе над голосом. Основным критерием оценки является влияние отмеченных особенностей голоса на внятность устной речи ребенка. Таким образом,

1 балл –норма, которой для слабослышащих дошкольников считается приближенное к естественному звучание голоса;

2 балла – легкое нарушение, не оказывающее значительного влияния на внятность речи; 3 балла – умеренно выраженное нарушение, значительно ухудшающее внятность речи; 4 балла – тяжелое нарушение, которое делает речь ребенка малопонятной окружающим. На основании результатов исследования и данных изученной литературы, мы предполагаем выделить методические рекомендации для работы над голосом с детьми контрольной группы.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В ходе проведенного нами исследования было изучено состояние голоса слабослышащих дошкольников средней группы.

Изучение личных дел, беседы с педагогами и наши наблюдения позволяют выделить некоторые характеристики детей контрольной группы.

    Состояние слуха.
    Фамилия, имя
    Степень снижения слуха
    Причины снижения
    слуха
    1. Яна П.
    II ст. т/у
    наследственная т/у
    2. Илья Б.
    III-IV ст. т/у
    неизвестны
    3. Нелли Н.
    IV ст. т/у
    наследственная т/у
    4. Петя И.
    IV ст. т/у
    наследственная т/у
    5. Руслан Н.
    III ст. т/у
    наследственная т/у
    6. Варя Д.
    III-IV ст. т/у
    приобретенная (лечение антибиотиками)
    7. Аида Б.
    III ст. т/у
    неизвестны
    8. Никита Т.
    I ст. т/у
    приобретенная (лечение антибиотиками)

Из таблицы видно, что состояние слуха детей различно. В группе есть дети со значительными остатками слуха (Яна П. , Никита Т. ) и дети с пограничным состоянием (Петя И. , Нелли Н. ).

Только трое детей из семей глухих – Яна П. , Нелли Н. , Петя И. ; у остальных родители слышащие. Речевое развитие.

    Фамилия, имя
    Уровни речевого развития
    низкий
    средний
    высокий
    1. Яна П.
    +
    2. Илья Б.
    +
    3. Нелли Н.
    +
    4. Петя И.
    +
    5. Руслан Н.
    +
    6. Варя Д.
    +
    7. Аида Б.
    +
    8. Никита Т.
    +

Речевое развитие детей контрольной группы также различно. И зависит, на наш взгляд, от времени пребывания в д/с и от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Физическое развитие и интеллект детей группы в норме. Группа производит очень приятное впечатление. Большинство детей доброжелательны и эмоциональны, очень быстро и легко вступили в контакт. Трудности в общении возникли только с тремя детьми: Петей И. , Варей Д. , Аидой Б. Причем, Пете просто было необходимо время, чтобы привыкнуть к новому человеку. Варя, по характеру очень застенчивая, замкнутая девочка. Аида же, в силу своей неуравновешенности, общего негативизма, крайне неохотно вступала в контакт. Наблюдая эту группу детей на занятиях, можно отметить, что бульшая ее половина (Яна П. , Илья Б. , Нелли Н. , Петя И. , Руслан Н. )–активные, любознательные дети; они активно работают на занятиях; их очень легко увлечь новыми, интересными заданиями. Что характерно, этим детям важен не только результат (похвала, одобрение), но и сам процесс обучения, если он достаточно ярок и разнообразен. У этой подгруппы детей хорошая память, достаточно устойчивое внимание, что позволяет им овладевать знаниями, опережающими установленные программные требования.

Остальных детей: Варю Д. , Аиду Б. , Никиту Т. , значительно труднее активизировать; у них нет особого интереса к занятиям. Внимание этих детей неустойчиво, память не позволяет быстро усваивать новый материал. Состояние устной речи детей контрольной группы тоже различно. У троих детей (Яна П. , Руслан Н. , Илья Б. ) речь достаточно внятная, словарь, накопленный детьми, позволяет постоянно использовать в общении устную речь. У Никиты Т. еще нет достаточного опыта речевого общения (т. к. он недавно поступил в д/с), мальчик говорит мало, стремится воспринимать речь окружающих на слух, поэтому часто воспроизводит слова неполно, искаженно. Аида Б. , имея хороший остаточный слух, звонкий голос, может говорить хорошо, но из-за нежелания чему-либо учиться часто пытается обмануть окружающих, воспроизводя непонятный набор звуков. У Нелли Н. из-за нарушения голоса (голос постоянно переходит на фальцет) внятность речи значительно снижена, но девочка постоянно пользуется устной речью, старается говорить хорошо. Варя Д. и Петя И. говорят очень неохотно, их необходимо постоянно побуждать к использованию устной речи. Внятность речи этих детей значительно снижена. Варя говорит очень тихо, с придыханием. У Пети сдавленный, низкий голос, сильное напряжение мышц шеи; даже активно работая на уроках, мальчик старается говорить как можно меньше. Однако, следует отметить замечательную особенность этой группы: все дети, в меру своих возможностей используют устную речь как средство общения не только с педагогами, но и между собой. Этот факт указывает на то, что педагог группы и воспитатели уделяют большое внимание развитию устной речи детей, побуждая их говорить не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Несмотря на то, что в контрольной группе хорошо организована работа над устной речью, почти у всех детей выявлены те или иные расстройства голоса. Результаты проведенного нами исследования качества голоса детей представлены в голосовых картах (см. Приложение № 2).

По данным голосовых карт были составлены таблицы, в которых мы обобщили результаты исследования.

    Таблица № 1.
    Изучение тембра голоса.
    №
    Характеристика тембра.
    Оценка тембра голоса.
    Всего
    Яна П.
    Илья Б.
    Нелли Н.
    Петя И.
    Руслан Н.
    Варя Д.
    Аида Б.
    Никита Т.
    1.
    Норма
    1
    1
    1
    38%
    2.
    Придыхательный
    3
    13%
    3.
    Сдавленный
    4
    13%
    4.
    Гнусавый
    2
    2
    2
    38%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.