p>Учитывая особенности детей дошкольного возраста, работу над голосом нужно сделать разнообразной и интересной. Использовать в упражнениях яркий наглядный материал, сюрпризные моменты, игры. Таким образом, ориентируясь на результаты проведенного исследования, мы раскрыли основные моменты работы над голосом с детьми контрольной группы (средняя группа д/с слабослышащих). Учитывая причины выявленных у детей нарушений голоса, предложили, необходимые по нашему мнению, упражнения для коррекции наиболее тяжелых нарушений. А также описали некоторые упражнения по развитию голоса детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками –один из важных разделов над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом, и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса. Анализ изученной литературы и данные проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что для достижения основной цели работы над голосом в детском саду для детей с нарушенным слухом, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. Мы отметили, что то и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой. Мы выделили основные положения работы над голосом у детей с нарушенным слухом: необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса; единство работы над голосом, дыханием и артикуляцией;
максимальное использование остаточного слуха детей; учет индивидуальных особенностей ребенка.
Наше исследование состояния голоса детей и изучение опыта работы в детском саду для слабослышащих позволяет нам указать на необходимость создания специальной методики голосовой работы с неслышащими дошкольниками. Поскольку отсутствие разработанной методики–основная причина, определяющая недостатки работы над голосом детей с нарушенным слухом. Изучив состояние голоса дошкольников в детском саду для слабослышащих нами были выявлены следующие нарушения: сдавленный голос, голос с придыханием, голос с гнусавым оттенком; повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках, низкий голос; а также слабый и крикливый голос. Мы рассмотрели причины этих нарушений и определили методические рекомендации по работе над голосом детей с нарушенным слухом.
Список литературы.
1. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М. , 1969. 2. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса // Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2 – М. , 1963. 3. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушении голоса //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М. , 1960. 4. Андреева Е. И. Психологические основы обучения глухих детей произношению. – Л. , 1977. 5. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. , 1963. 6. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М. , “Медицина”, 1990. 7. Власова Т. М. , Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М. , 1996. 8. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М. , “Просвещение”, 1996. 9. Дмитриев Л. Б. , Телеляева Л. М. , Таптапова С. Л. , Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М. , “Медицина”, 1990.
10. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958.
11. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования //Мышление и речь/под ред. Жинкина Н. И. и Шемякина Ф. Н. – М. , 1963. 12. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. , Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М. , “Просвещение”, 1990. 13. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М. , 1967. 14. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М. , 1973. 15. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М. , 1960. 16. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М. , 1961. 17. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. – М. , “Просвещение”, 1989. 18. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987. 19. Ляпидевский С. С. , Нейман Л. В. , Гриншпун Б. М. Анатомо-физиологические механизмы речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М. , 1969. 20. Леонгард Э. И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников //Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. – М. , 1963. 21. Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников /Дошкольное воспитание, № 1, 1988.
22. Максимов И. А. Фониатрия. – М. , 1987.
23. Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965. 24. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М. , “Просвещение”, 1970. 25. Нейман Л. В. , Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М. , 1969. 26. Правдина О. В. Логопедия. – М. , “Просвещения”, 1969. 27. Правдина О. В. Голос и его нарушения //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2. – М. , 1963. 28. Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. – М. , 1991. 29. Программа обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста. – М. , 1991. 30. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. – М. , 1973. 31. Рау Ф. Ф. , Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М. , 1981. 32. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. – М. , 1964. 33. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М. , “Просвещение”, 1984. 34. Филичева Т. Б. , Чевелева Н. А. , Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М. , “Просвещение”, 1989. 35. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. , “Просвещение”, 1983. 36. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. – М. , 1956.
37. Шацкая В. Н. Детский голос. – М. , “Педагогика”, 1970. Приложение № 1. Программные задачи работы над голосом. Д/с слабослышащих Д/с глухих I год обучения:
1. Учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра. 2. Учить произносить речевой материал с изменением силы голоса. 3. Учить различать на слух (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него) и уметь воспроизводить голос разной громкости (громко– тихо). I год обучения: Учить различать на слух (с аппаратурой коллективного пользования и индивидуальным слуховым аппаратом) длительность звучания голоса. II год обучения: 1. Совершенствовать умение пользоваться голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
2. Учить изменять силу голоса в речи.
3. Учить различать на слух и произносить слоги, слова, фразы громким, тихим, средним голосом.
II год обучения:
Различать на слух и уметь воспроизводить громкость звучания голоса (громко – тихо). III год обучения: Учить различать на слух и воспроизводить изменения высоты голоса (высокий голос– низкий голос).
III год обучения: То же, что на 1, 2 годах обучения. IV год обучения:
Учить различать на слух и воспроизводить слова и фразы с изменением силы и высоты голоса.
IV год обучения:
1. Учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра. 2. Учить различать на слух и уметь воспроизводить слова и фразы с разной высотой голоса (высоким и низким голосом).
V год обучения: Совершенствовать навыки владения голосом. V год обучения:
Продолжать учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра.
Приложение № 2. ГОЛОСОВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка Никитина Нелли Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у IV степени
Оценка состояния голоса. Исследуемые характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса 1. Тембр. 2. Высота. 3. Сила. 1 4 1 Голос переходит на фальцет (чаще на гласных). Общая оценка голоса 3 Указанный дефект значительно ухудшает внятность речи. Описание:
Способность модулировать голос: Нелли может изменять силу голоса; упражнения на изменение высоты выполнить не смогла. Речевое дыхание: короткий выдох (иногда после каждого слова). Перерасход воздуха.
ГОЛОСОВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка Дерягина Варя Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у III-V степени Оценка состояния голоса. Исследуемые характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса 1. Тембр. 2. Высота основного тона. 3. Сила. 3 3 4 Голос с придыханием (беззвучный). Слишком высокий голос (неустойчивый). Слабый голос. Общая оценка голоса 3 Выделенные нарушения значительно снижают внятность. Описание:
Способность модулировать голос: с трудом изменяет силу голоса. не может изменять высоту голоса. Речевое дыхание: слабый, короткий выдох (после каждого слова, иногда – слога).
ГОЛОСОВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка Батаковский Илья Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у III-IV степени
Оценка состояния голоса. Исследуемые характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса. 1. Тембр. 2. Высота. 3. Сила. 2 1 1 Гнусавость (сочетание гипо- и гиперназальности) Общая оценка голоса 1
Легкая гнусавость не оказывает значительного влияния на внятность речи
Описание:
Способность модулировать голос: Илья достаточно хорошо владеет голосом, может изменять силу и высоту.
Речевое дыхание: в норме. ГОЛОСОВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка Назаров Руслан Возраст 4 года Диагноз нейросенсорная т/у III степени
Оценка состояния голоса. Исследуемые характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса. 1. Тембр. 2. Высота. 3. Сила. 2 1 1 Гнусавость (сочетание гипо- и гиперназальности). Общая оценка голоса 1 Отмеченное нарушение не искажает внятность речи... Описание:
Способность модулировать голос: ребенок может изменять силу голоса, однако, постепенное изменение силы ему недоступно. Затрудняется в изменении высоты голоса. Речевое дыхание: недостаточно длительный выдох, неэкономно расходует воздух, часто делает дополнительные вдохи.
ГОЛОСОВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка Трофимов Никита Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у I-II степени
Оценка состояния голоса. Исследуемые характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса. 1. Тембр. 2. Высота. 3. Сила. 1 1 1 Общая оценка голоса 1 Голос практически в норме. Описание:
Способность модулировать голос: ребенок может изменять голос по силе и высоте. Выполнил все предложенные упражнения. Речевое дыхание: плохо сформирован навык плавного, экономного выдоха. ГОЛОСОВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка Байрамова Аида Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у III степени
Оценка состояния голоса. Исследуемые Характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса. 1. Тембр. 2. Высота. 3. Сила. 1 3 2 Слишком высокий голос (неустойчивый). Слабый голос. Общая оценка голоса 2 Выделенные нарушения незначительно искажают внятность. Описание:
Способность модулировать голос: ребенок может воспроизводить громкое и тихое звучание. Изменять высоту голоса в предложенных упражнениях не смогла. Речевое дыхание: слабый, короткий выдох.
ГОЛОСОВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка Игнатчик Петя Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у IV степени
Оценка состояния голоса. Исследуемые Характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса. 1. Тембр. 2. Высота. 3. Сила. 4 4 3
Сдавленный голос (сильное напряжение мышц, часто твердая атака). Слишком низкий голос.
Слабый голос. Общая оценка голоса 4 Обозначенные нарушения сильно снижают внятность речи. Описание:
Способность модулировать голос: с трудом изменяет силу голоса. Изменять высоту не может. Речевое дыхание: чрезмерно глубокий вдох, резкий короткий выдох. Часто послоговое произношение фраз.
ГОЛОСОВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка Проценко Яна Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у II степени
Оценка состояния голоса. Исследуемые Характеристики голоса Оценка (в баллах) Выявленные нарушения голоса. 1. Тембр. 2. Высота. 3. Сила. 2 2 3 Гнусавый голос. Голос неустойчив, повышается на некоторых звуках. Крикливый. Общая оценка голоса 2 При всех выделенных нарушениях речь достаточно внятна. Описание:
Способность модулировать голос: девочка может изменять силу и высоту голоса. Не смогла выполнить только последнее упражнение (воспроизвести звук высоким, средним и низким голосом).
Речевое дыхание: в норме. Приложение № 3. Таблица № 1. Изучение тембра голоса. № Характеристика тембра. Оценка тембра голоса. Всего Яна П. Илья Б. Нелли Н. Петя И. Руслан Н. Варя Д. Аида Б. Никита Т. 1. Норма 1 1 1 38% 2. Придыхательный 3 13% 3. Сдавленный 4 13% 4. Гнусавый 2 2 2 38% Таблица № 2. Изучение высоты голоса. № Характеристика высоты. Оценка высоты голоса (в баллах) Всего % Яна П. Илья Б. Нелли Н. Петя И. Руслан Н. Варя Д. Аида Б. Никита Т. 1 Норма 1 1 1 38 2 Слишком низкий голос 4 13 3 Слишком высокий голос 3 3 25 4 Фальцет — 5 Повышение голоса или переход на фальцет 2 4 2 2 50 Таблица № 3. Изучение силы голоса. № Характеристика силы. Оценка силы голоса (в баллах) Всего % Яна П. Илья Б. Нелли Н. Петя И. Руслан Н. Варя Д. Аида Б. Никита Т. 1 Норма 1 1 1 1 50 2 Крикливый голос 3 13 3 Слабый голос 3 4 2 38 Таблица № 4. Качество голоса. Норма Легкое нарушение Умеренное нарушение Тяжелое нарушение 38% 25% 25% 13% Таблица № 5. Нарушения голоса. Нарушения тембра Нарушения высоты Нарушения силы 62% 62% 50%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|