на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа над голосом дошкольников с нарушенным слухом - (диплом)
p>Учитывая особенности детей дошкольного возраста, работу над голосом нужно сделать разнообразной и интересной. Использовать в упражнениях яркий наглядный материал, сюрпризные моменты, игры.

Таким образом, ориентируясь на результаты проведенного исследования, мы раскрыли основные моменты работы над голосом с детьми контрольной группы (средняя группа д/с слабослышащих).

Учитывая причины выявленных у детей нарушений голоса, предложили, необходимые по нашему мнению, упражнения для коррекции наиболее тяжелых нарушений. А также описали некоторые упражнения по развитию голоса детей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками –один из важных разделов над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом, и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса. Анализ изученной литературы и данные проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что для достижения основной цели работы над голосом в детском саду для детей с нарушенным слухом, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. Мы отметили, что то и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой.

Мы выделили основные положения работы над голосом у детей с нарушенным слухом: необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса; единство работы над голосом, дыханием и артикуляцией;

    максимальное использование остаточного слуха детей;
    учет индивидуальных особенностей ребенка.

Наше исследование состояния голоса детей и изучение опыта работы в детском саду для слабослышащих позволяет нам указать на необходимость создания специальной методики голосовой работы с неслышащими дошкольниками. Поскольку отсутствие разработанной методики–основная причина, определяющая недостатки работы над голосом детей с нарушенным слухом.

Изучив состояние голоса дошкольников в детском саду для слабослышащих нами были выявлены следующие нарушения: сдавленный голос, голос с придыханием, голос с гнусавым оттенком; повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках, низкий голос; а также слабый и крикливый голос. Мы рассмотрели причины этих нарушений и определили методические рекомендации по работе над голосом детей с нарушенным слухом.

    Список литературы.

1. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М. , 1969.

2. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса // Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2 – М. , 1963. 3. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушении голоса //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М. , 1960.

4. Андреева Е. И. Психологические основы обучения глухих детей произношению. – Л. , 1977. 5. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. , 1963.

6. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М. , “Медицина”, 1990. 7. Власова Т. М. , Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М. , 1996. 8. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М. , “Просвещение”, 1996. 9. Дмитриев Л. Б. , Телеляева Л. М. , Таптапова С. Л. , Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М. , “Медицина”, 1990.

    10. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958.

11. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования //Мышление и речь/под ред. Жинкина Н. И. и Шемякина Ф. Н. – М. , 1963.

12. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. , Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М. , “Просвещение”, 1990.

13. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М. , 1967. 14. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М. , 1973.

15. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 1. – М. , 1960. 16. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М. , 1961.

17. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. – М. , “Просвещение”, 1989. 18. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987.

19. Ляпидевский С. С. , Нейман Л. В. , Гриншпун Б. М. Анатомо-физиологические механизмы речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М. , 1969.

20. Леонгард Э. И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников //Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. – М. , 1963. 21. Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников /Дошкольное воспитание, № 1, 1988.

    22. Максимов И. А. Фониатрия. – М. , 1987.

23. Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965. 24. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М. , “Просвещение”, 1970. 25. Нейман Л. В. , Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М. , 1969. 26. Правдина О. В. Логопедия. – М. , “Просвещения”, 1969.

27. Правдина О. В. Голос и его нарушения //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. – вып. 2. – М. , 1963.

28. Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. – М. , 1991. 29. Программа обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста. – М. , 1991. 30. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. – М. , 1973.

31. Рау Ф. Ф. , Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М. , 1981. 32. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. – М. , 1964. 33. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М. , “Просвещение”, 1984. 34. Филичева Т. Б. , Чевелева Н. А. , Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М. , “Просвещение”, 1989. 35. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. , “Просвещение”, 1983. 36. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. – М. , 1956.

    37. Шацкая В. Н. Детский голос. – М. , “Педагогика”, 1970.
    Приложение № 1.
    Программные задачи работы над голосом.
    Д/с слабослышащих
    Д/с глухих
    I год обучения:

1. Учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра.

2. Учить произносить речевой материал с изменением силы голоса. 3. Учить различать на слух (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него) и уметь воспроизводить голос разной громкости (громко– тихо). I год обучения:

Учить различать на слух (с аппаратурой коллективного пользования и индивидуальным слуховым аппаратом) длительность звучания голоса. II год обучения:

1. Совершенствовать умение пользоваться голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

    2. Учить изменять силу голоса в речи.

3. Учить различать на слух и произносить слоги, слова, фразы громким, тихим, средним голосом.

    II год обучения:

Различать на слух и уметь воспроизводить громкость звучания голоса (громко – тихо). III год обучения:

Учить различать на слух и воспроизводить изменения высоты голоса (высокий голос– низкий голос).

    III год обучения:
    То же, что на 1, 2 годах обучения.
    IV год обучения:

Учить различать на слух и воспроизводить слова и фразы с изменением силы и высоты голоса.

    IV год обучения:

1. Учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра.

2. Учить различать на слух и уметь воспроизводить слова и фразы с разной высотой голоса (высоким и низким голосом).

    V год обучения:
    Совершенствовать навыки владения голосом.
    V год обучения:

Продолжать учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра.

    Приложение № 2.
    ГОЛОСОВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка Никитина Нелли Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у IV степени

    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса
    1. Тембр.
    2. Высота.
    3. Сила.
    1
    4
    1
    Голос переходит на фальцет (чаще на гласных).
    Общая оценка голоса
    3
    Указанный дефект значительно ухудшает внятность речи.
    Описание:

Способность модулировать голос: Нелли может изменять силу голоса; упражнения на изменение высоты выполнить не смогла.

Речевое дыхание: короткий выдох (иногда после каждого слова). Перерасход воздуха.

    ГОЛОСОВАЯ КАРТА
    Фамилия, имя ребенка Дерягина Варя
    Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у III-V степени
    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса
    1. Тембр.
    2. Высота основного
    тона.
    3. Сила.
    3
    3
    4
    Голос с придыханием (беззвучный).
    Слишком высокий голос (неустойчивый).
    Слабый голос.
    Общая оценка голоса
    3
    Выделенные нарушения значительно снижают внятность.
    Описание:

Способность модулировать голос: с трудом изменяет силу голоса. не может изменять высоту голоса.

Речевое дыхание: слабый, короткий выдох (после каждого слова, иногда – слога).

    ГОЛОСОВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка Батаковский Илья Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у III-IV степени

    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса.
    1. Тембр.
    2. Высота.
    3. Сила.
    2
    1
    1
    Гнусавость (сочетание гипо- и гиперназальности)
    Общая оценка голоса
    1

Легкая гнусавость не оказывает значительного влияния на внятность речи

    Описание:

Способность модулировать голос: Илья достаточно хорошо владеет голосом, может изменять силу и высоту.

    Речевое дыхание: в норме.
    ГОЛОСОВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка Назаров Руслан Возраст 4 года Диагноз нейросенсорная т/у III степени

    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса.
    1. Тембр.
    2. Высота.
    3. Сила.
    2
    1
    1
    Гнусавость (сочетание гипо- и гиперназальности).
    Общая оценка голоса
    1
    Отмеченное нарушение не искажает внятность речи...
    Описание:

Способность модулировать голос: ребенок может изменять силу голоса, однако, постепенное изменение силы ему недоступно. Затрудняется в изменении высоты голоса.

Речевое дыхание: недостаточно длительный выдох, неэкономно расходует воздух, часто делает дополнительные вдохи.

    ГОЛОСОВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка Трофимов Никита Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у I-II степени

    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса.
    1. Тембр.
    2. Высота.
    3. Сила.
    1
    1
    1
    Общая оценка голоса
    1
    Голос практически в норме.
    Описание:

Способность модулировать голос: ребенок может изменять голос по силе и высоте. Выполнил все предложенные упражнения.

Речевое дыхание: плохо сформирован навык плавного, экономного выдоха. ГОЛОСОВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка Байрамова Аида Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у III степени

    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    Характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса.
    1. Тембр.
    2. Высота.
    3. Сила.
    1
    3
    2
    Слишком высокий голос (неустойчивый).
    Слабый голос.
    Общая оценка голоса
    2
    Выделенные нарушения незначительно искажают внятность.
    Описание:

Способность модулировать голос: ребенок может воспроизводить громкое и тихое звучание. Изменять высоту голоса в предложенных упражнениях не смогла. Речевое дыхание: слабый, короткий выдох.

    ГОЛОСОВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка Игнатчик Петя Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у IV степени

    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    Характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса.
    1. Тембр.
    2. Высота.
    3. Сила.
    4
    4
    3

Сдавленный голос (сильное напряжение мышц, часто твердая атака). Слишком низкий голос.

    Слабый голос.
    Общая оценка голоса
    4
    Обозначенные нарушения сильно снижают внятность речи.
    Описание:

Способность модулировать голос: с трудом изменяет силу голоса. Изменять высоту не может.

Речевое дыхание: чрезмерно глубокий вдох, резкий короткий выдох. Часто послоговое произношение фраз.

    ГОЛОСОВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка Проценко Яна Возраст 5 лет Диагноз нейросенсорная т/у II степени

    Оценка состояния голоса.
    Исследуемые
    Характеристики
    голоса
    Оценка
    (в баллах)
    Выявленные
    нарушения
    голоса.
    1. Тембр.
    2. Высота.
    3. Сила.
    2
    2
    3
    Гнусавый голос.
    Голос неустойчив, повышается на некоторых звуках.
    Крикливый.
    Общая оценка голоса
    2
    При всех выделенных нарушениях речь достаточно внятна.
    Описание:

Способность модулировать голос: девочка может изменять силу и высоту голоса. Не смогла выполнить только последнее упражнение (воспроизвести звук высоким, средним и низким голосом).

    Речевое дыхание: в норме.
    Приложение № 3.
    Таблица № 1.
    Изучение тембра голоса.
    №
    Характеристика тембра.
    Оценка тембра голоса.
    Всего
    Яна П.
    Илья Б.
    Нелли Н.
    Петя И.
    Руслан Н.
    Варя Д.
    Аида Б.
    Никита Т.
    1.
    Норма
    1
    1
    1
    38%
    2.
    Придыхательный
    3
    13%
    3.
    Сдавленный
    4
    13%
    4.
    Гнусавый
    2
    2
    2
    38%
    Таблица № 2.
    Изучение высоты голоса.
    №
    Характеристика высоты.
    Оценка высоты голоса (в баллах)
    Всего
    %
    Яна П.
    Илья Б.
    Нелли Н.
    Петя И.
    Руслан Н.
    Варя Д.
    Аида Б.
    Никита Т.
    1
    Норма
    1
    1
    1
    38
    2
    Слишком низкий голос
    4
    13
    3
    Слишком высокий голос
    3
    3
    25
    4
    Фальцет
    —
    5
    Повышение голоса или переход на фальцет
    2
    4
    2
    2
    50
    Таблица № 3.
    Изучение силы голоса.
    №
    Характеристика силы.
    Оценка силы голоса (в баллах)
    Всего
    %
    Яна П.
    Илья Б.
    Нелли Н.
    Петя И.
    Руслан Н.
    Варя Д.
    Аида Б.
    Никита Т.
    1
    Норма
    1
    1
    1
    1
    50
    2
    Крикливый голос
    3
    13
    3
    Слабый голос
    3
    4
    2
    38
    Таблица № 4.
    Качество голоса.
    Норма
    Легкое нарушение
    Умеренное
    нарушение
    Тяжелое
    нарушение
    38%
    25%
    25%
    13%
    Таблица № 5.
    Нарушения голоса.
    Нарушения тембра
    Нарушения высоты
    Нарушения силы
    62%
    62%
    50%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.